Возможные факторы риска на начальной стадии реализации ИТ на предприятиях

Казалось бы, в настоящее время, в век научно-технического прогресса, инноваций, постоянного развития ИТ как отрасли внедрение их (ИТ) на предприятии не несет в себе никаких рисков. Вроде бы, на лицо лишь очевидные преимущества - автоматизация процессов, оперативность сбора и анализа огромных объемов информации, достоверность, а при существующем уровне развития информационной безопасности и защищенность информации, высвобождение трудовых ресурсов за счет автоматизации обработки информации и мн. другое. Но есть в гонке за сплошной информатизацией определенные «но», которые зачастую остаются без внимания при принятии решения о внедрении ИТ на предприятии, оценке ее эффективности и целесообразности.

Какие же факторы являются обязательными для анализа на этапе принятия решения и предпроектной стадии внедрения ИТ на предприятии? Первый и очевидный фактор - оценка результатов сопоставления возможности внедряемой системы и масштабов деятельности предприятия. Упущение данного фактора на этапе принятия решения неизменно приводит к неоправданно высоким затратам предприятия, возможно даже, что вложения капитала в развитие ИТ не окупится. Это в том случае, если возможности ИТ превосходят масштаб деятельности предприятия. В обратном же случае, если ИТ не позволяют реализовать все необходимые потребности предприятия, возникает вопрос о целесообразности автоматизации части процессов. Согласитесь, смешно, когда отчет о прибылях и убытках предприятия автоматизирован «по последнему слову техники», а развитие рыночной ситуации в сегменте деятельности предприятия анализируется на основе скупых данных в печатных средствах массовой информации.

Следующий фактор риска - отсутствие у руководства предприятия единой целостной стратегии ИТ, а также заниженная оценка руководством масштабов организационных преобразований, обусловленных внедрением системы. К этому можно добавить еще один возможный риск: система может не в полной мере поддерживать реализацию отраслевой специфики деятельности предприятия. На этапе принятия решения и внедрения ИТ в эксплуатацию данный фактор может и не всплыть на поверхности, но вот в процессе эксплуатации… Последствия - обращения к поставщику ИТ с целью доработки комплекса, незапланированные расходы, а в результате на выходе - все та же ИТ, не отвечающая потребностям бизнеса, коряво доработанная, требующая постоянных обновлений и все равно не реализующая в полной мере возлагаемых на нее надежд.

Еще один аспект на этапе принятия решения очень специфичен, как мне кажется, именно для России. Речь идет об отсутствии оперативности на этапе принятия решения. Таким образом, выбрана к внедрению может быть та платформа, которая актуальна и эффективна была позавчера, а за время принятия решения стала неактуальной, либо неспособной реализовать современные задачи предприятия. Вновь возникает риск необоснованных затрат. Внедренная в таком случае платформа становится «никчемной».

Перейдя к проектной стадии внедрения ИТ отмечу еще несколько факторов, упущения которых сводят на нет эффективность функционирования системы. Во-первых, это ошибочное планирование окупаемости системы, общей стоимости системы, сроков внедрения. К сожалению, на этой стадии очень велика вероятность реализации данных рисков. Как следствие - теряется эффективность от реализации функционирования предприятия с использованием ИТ. Отсутствие же у предприятия четкой стратегии в области внедрения, функционирования и развития ИТ приводит к еще более тяжелым последствиям.

На данной стадии высока вероятность реализации еще одного важного фактора - занижение оценки предприятием масштабов необходимых организационных изменений после внедрения системы. Данный аспект мне видится наиболее важным, ведь не всякая структура подразумевает гибкость своей организации.

Ошибки, реализованные на этапе постановки задачи исполнителю могут привести к ничтожности реализуемого проекта - система может получится как слишком сложная, реализующая множество ненужных предприятию данной отрасли задач, так и слишком простая - не отвечающая минимальным ожидаемым требованиям предприятия.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом