Транспортирование ВМ на склады и к местам производства взрывных работ

ВМ на склады и к местам производства взрывных работ, как правило, перевозятся в заводской упаковке, в том числе в контейнерах или в сумках (кассетах) средствами автомобильного и железнодорожного, реже водного транспорта. При этом выгрузка поступивших с заводов-изготовителей или с баз снабжения ВВ и СИ, а также погрузка их в средства предприятия-потребителя выполняются в специально отведенных местах, как правило, на погрузочно-разгрузочных площадках в железнодорожных тупиках, на пристанях и т.п. Места выгрузки-погрузки ВМ оборудуются аналогично прирельсовым площадкам базисных складов ВМ и должны отвечать требованиям, установленным соответствующими Правилами перевозок, а также Едиными правилами безопасности при взрывных работах. Выгрузку, погрузку ВМ и их транспортирование следует осуществлять в порядке, установленном приказом по предприятию под наблюдением специально выделенных лиц, имеющих соответствующую сопроводительную документацию. Транспортные средства, а также дороги, по которым транспортируются ВМ, необходимо содержать в полной исправности согласно требованиям норм и правил. Упаковка ВМ должна обеспечивать безопасность перевозки и исключать их просыпание или загрязнение. При транспортировании ВМ должна обеспечиваться надлежащая охрана.

Большая часть ВМ на земной поверхности транспортируется автомобилями. Для их перевозки могут использоваться только допущенные Госавтоинспекцией для этих целей специализированные автотранспортные средства или приспособленные автомобили общего назначения.

За исключением передвижных зарядных мастерских, оснащенных оборудованием для заряжания и перевозки, совместное транспортирование ВМ с другими предметами и аппаратурой, как правило, не должно допускаться.

Каждый автомобиль, осуществляющий перевозку ВМ, должен быть обеспечен системой информации, оповещающей об опасности при его движении и определяющей мероприятия по ликвидации дорожно-транспортных происшествий.

Выбор маршрута транспортирования ВМ осуществляется по согласованию с Госавтоинспекцией, на территории обслуживания которой организуется перевозка ВМ (при выполнении экстренных аварийно-восстановительных работ на разведочных и эксплуатационных скважинах согласование не требуется). При этом необходимо руководствоваться следующим:

- маршрут по возможности не должен предусматривать проезд через населенные пункты и вблизи архитектурных памятников;

- перевозка ВМ внутри крупных населенных пунктов по возможности не должна осуществляться вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

- в маршруте необходимо указывать места попутных стоянок, заправок топливом, а также основные участки дорог.

К управлению транспортными средствами, на которых перевозятся ВМ, допускаются водители, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее трех лет, удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и прошедшие специальную подготовку или инструктаж по Правилам перевозки ВМ и медицинский контроль.

В случае, когда при междугородних перевозках водитель вынужден управлять автомобилем более 12 ч, в рейс направляются два водителя.

Перед выпуском в рейс автомобиля, предназначенного для перевозки ВМ, заведующий гаражом или лицо, его заменяющее, обязаны сделать в путевом листе запись: «автомобиль проверен, исправлен и пригоден для перевозки взрывчатых материалов».

При транспортировании ВМ загрузка специально оборудованного автомобиля допускается до полной грузоподъемности, за исключением случаев перевозки электродетонаторов (кроме высоковольтных), капсюлей-детонаторов и пиротехнических реле типа КЗДШ, нагрузка которых не должна превышать 2/3 автомобиля и двух рядов ящиков по высоте. Ящики должны укладываться плашмя, плотно друг к другу, но не выше уровня бортов и покрываться трудно воспламеняющейся, непромокаемой, хорошо натянутой тканью, перекрывающей борта кузова не менее чем на 200 мм.

Полная грузоподъемность специально оборудованного автомобиля определяется как разность между полной грузоподъемностью серийного автомобиля и массой дополнительного оборудования, устанавливаемого на автомобиле. В случае перевозки взрывчатых веществ в специализированных контейнерах последние могут выступать над уровнем бортов автомобиля.

Перевозка взрывчатых веществ со складов ВМ к местам работ может осуществляться в зарядных машинах, допущенных для этих целей Госгортехнадзором.

С разрешения главного инженера или руководителя взрывных работ предприятия (организации) в отдельных случаях может выполняться совместная перевозка средств инициирования и взрывчатых веществ к местам работы или с базисных на расходные склады ВМ в количествах, установленных Едиными правилами безопасности при взрывных работах. В таких случаях электродетонаторы, капсюли-детонаторы и пиротехнические реле должны размещаться на передней части кузова автомобиля в специальном, плотно закрывающемся ящике с войлочными, резиновыми, пенопластовыми или другими прокладками со всех сторон, в том числе со стороны крышки и дна. ВВ помещаются в конце кузова автомобиля и отделяются от ящика с детонаторами ящиками со средствами электроогневого взрывания и зажигательными патронами, ящиками с огнепроводным шнуром или другими способами. Пороха и перфораторные снаряды при совместной перевозке находятся в заводской упаковке или в специальной таре (ящики), исключающей удары и трение ВМ друг о друга. Ящики с порохом и снарядами должны размещаться на расстоянии не менее 0,5 м от других ВМ и прочно закрепляться.

Скорость автомобилей при перевозке ВМ на земной поверхности не должна превышать 60 км/ч. Если движение осуществляется колонной между входящими в нее автомобилями, то устанавливаются следующие дистанции: по горизонтальному участку дорог - не менее 50 м; в горной местности - не менее 300 м.

При перевозке ВМ нельзя останавливаться под линиями электропередачи, устраивать стоянки для отдыха в населенных пунктах. Через реки и озера транспортные средства ВМ должны на паромах перевозиться в первую очередь. Запрещается присутствие на пароме других грузов и пассажиров.

Застигнутый грозой транспорт должен быть остановлен на открытом месте и на расстоянии не менее 200 м от леса и жилья. В таких случаях необходимо расставить автомобили на расстоянии не менее 50 м. Люди, кроме необходимой охраны, на время грозы должны быть удалены на расстояние не менее 200 м. Не разрешается проезд автомобилей с ВМ на расстоянии ближе 300 м от встречающихся пожаров и ближе 60 м от «факелов» на нефтегазовых промыслах.

Перевозку ВМ при взрывных работах в населенных пунктах следует осуществлять только на автомобилях с кузовом типа фургон.

При отсутствии проезжих дорог перевозка отдельных видов ВМ может производиться на прицепах, а также в передвижных зарядных мастерских, буксируемых тракторами. При этом полагается выполнять требования по безопасности движения, установленные соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию с контролирующими органами.

Транспортирование ВМ средствами железнодорожного и водного транспорта осуществляется согласно следующим основным положениям.

По железным дорогам на земной поверхности ВМ обычно перевозят в крытых вагонах, как целыми поездами, так и отдельными вагонами, а иногда и ручной кладью. При формировании поездов вагоны с ВМ должны размещаться в середине с соблюдением установленных норм по весу и длине поезда, технического состояния и правильности размещения вагонов в составе. Вагоны с электродетонаторами (кроме высоковольтных), капсюлями-детонаторами и пиротехническими реле типа КЗДШ необходимо отделять от вагонов с ВВ не менее чем шестью вагонами с неопасными грузами. Скорость движения при маневрах не должна превышать 10 км/ч. Перекатка вагонов с ВМ вручную, как правило, не допускается. Загрузка вагонов электродетонаторамн (кроме высоковольтных), капсюлями-детонаторами и пиротехническими реле типа КЗДШ не должна превышать 2/3 грузоподъемности.

На новостройках железных дорог и при борьбе со льдом у железнодорожных мостов ВМ можно перевозить на платформах рабочих поездов, мотовозов и дрезин при соблюдении требований совместного транспортирования, установленных Едиными правилами безопасности при взрывных работах, обязательного сопровождения охраной, взрывниками и при наличии необходимых противопожарных средств. При соблюдении этих требований на открытых работах ВМ перевозят также на платформах мотовозов и дрезин. В таких случаях между платформами и моторными отделениями транспортных средств устанавливаются перегородки из несгораемых материалов, а выхлопные трубы двигателей оборудуются искрогасителями.

В ходе подготовки массовых взрывов принятые предприятиями (организациями) от дорог МПС железнодорожные вагоны с BB разгружаются на борту карьера (разреза) или непосредственно на взрываемом блоке. Условия их размещения, время хранения, порядок охраны, отпуска и учета ВВ определяются инструкцией, согласованной с местным органом Госгортехнадзора (горнотехнической инспекцией министерства).

Средства водного транспорта, выделенные для транспортирования ВМ, также должны быть предназначены или приспособлены для этих целей. Пригодность судов для перевозки ВМ определяется специально назначаемой комиссией. Команды судов укомплектовываются персоналом, знающим свойства ВМ и условия их транспортирования.

Во всех случаях применения для погрузки и выгрузки ВМ механизмов их грузоподъемность должна быть не менее номинальной массы брутто груза. При этом лебедки подъема груза грузоподъемных машин, а у стреловых кранов и лебедки подъема стрелы должны быть оборудованы двумя тормозами.

При наличии одного тормоза на лебедке подъема груза, а у стреловых кранов и на лебедке подъема стрелы, нагрузка не должна превышать 75% грузоподъемности, разрешенной для грузоподъемного механизма.

Перевозка пассажиров и посторонних грузов совместно с ВМ на моторных катерах, газоходах и лодках не должна допускаться. Суда оборудуются молниезащитой.

При речных перевозках ВМ на лодках транспортируются в заводской упаковке или в запирающихся на замки деревянных ларях, покрытых брезентом и прочно увязанных веревками. С наступлением тумана суда пристают к берегу на расстоянии от береговых строений не менее 250 м и от фарватера - не менее 25 м.

Спуск ВМ с поверхности в подземные выработки может осуществляться в клетях, бадьях, вагонетках самоходными автотранспортными и другими средствами, а также по скважинам и трубопроводам или вручную. Транспортирование во всех случаях выполняется в соответствии с проектом организации этих работ. При этом по мере возможности, должно исключаться совпадение маршрутов движения людей и перевозки ВМ. Доставка отдельных партий ВМ от стволов к складам поручается не менее чем двум лицам. При спуске ВМ нахождение посторонних людей в клетях, бадьях, вагонетках или на автомобилях не допускается. Спуск ВМ выполняется с разрешения диспетчера после извещения об этом лица, ответственного за подъем машиниста, рукоятчика и стволового.

Ящики или мешки с ВМ могут занимать не выше 2/3 высоты клети, но не выше высоты ее двери. Ящики с электродетонаторами и капсюлями-детонаторами, а также с пиротехническими реле могут спускаться только отдельно от ВВ и укладываться в один ряд. При размещении в вагонетках ящики и мешки с ВМ не должны выступать выше бортов. Скорость спуска-подъема ВМ во всех случаях не должна превышать 5 м/с. Спуск и подъем взрывников с ВМ по стволам шахт производится вне очереди.

Доставка ВМ в раздаточные камеры и участковые пункты хранения осуществляется железнодорожными составами и самоходными транспортными средствами. При этом погрузку ВМ в вагонетки производят в подводящих к складу ВМ выработках.

Кроме машиниста электровоза в поезде могут находиться лица, сопровождающие ВМ. Эти лица обычно размещаются в пассажирском вагоне, находящемся в хвосте состава. Поезда оборудуются условными световыми сигналами (синие фонари впереди и в конце состава), снабжаются средствами пожаротушения. Вагоны окрашиваются в желтый цвет с красной диагональной полосой.

При подготовке массовых взрывов ВМ перевозятся и концентрируются в больших количествах. Их транспортирование по подземным выработкам должно выполняться с осуществлением дополнительных мер безопасности: назначения ответственного за организацию доставки ВМ лица технадзора; перевозки ВМ только после проверки состояния горных выработок и особо состояния контактного провода; обязательного отключения контактного провода в местах временного хранения ВВ; постоянного непосредственного контроля за состоянием ВВ; обеспечения каждого места сосредоточения ВВ не менее чем четырьмя огнетушителями, а также пожарным стволом с рукавом или шлангом, подключенным к противопожарной водяной магистрали и др.

Действия должностных лиц и рабочих в случае загорания транспортируемых ВМ, а также порядок использования оборудования и средств противопожарной защиты необходимо указывать в плане ликвидации аварий.

Контейнеры и вагоны-контейнеры для перевозки гранулированных ВВ должны иметь крышки из диэлектрического антикоррозийного материала, а шахтные вагонетки - огнезащитные диэлектрические покрывала.

Перегрузка гранулированных ВВ из транспортных средств в емкости раздаточных камер и участковых пунктов хранения может осуществляться специально предназначенными и допущенными для этих целей пневматическими перегружателями.

Самоходными кузовными машинами разрешается перевозить СИ, а также патронированные и гранулированные ВВ в заводской упаковке. Машины должны обозначаться соответствующими световыми сигналами, иметь средства пожаротушения.

Гранулированные ВВ могут транспортироваться в контейнерах (бункерах), допущенных в установленном порядке. Загрузка машин ВВ допускается согласно нормам, установленным для автотранспортных средств на земной поверхности, но ящики и кассеты с СИ размещаются по высоте в один ряд. К управлению такими машинами допускаются специально подготовленные водители.

Доставка ВМ к местам взрывных работ вручную осуществляется только в контейнерах, сумках или кассетах, предназначенных и допущенных для этих целей Госгортехнадзором (горнотехнической инспекцией министерства).

Прочие требования, определяющие порядок транспортирования BМ на складах и к местам производства взрывных работ, определены Едиными правилами безопасности при взрывных работах.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание