Денежно-кредитное регулирование инвестиционной деятельности

Денежно-кредитная политика государства влияет на инвестиционные условия, регулируя денежное обращение и работу банковской системы, которая, по сути, репродуцирует увеличение средств в экономической системе. Денежно-кредитное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется государством через Национальный банк путем регулирования спроса и предложения на заемные средства.

Денежно-кредитная политика НБУ зависит от состояния экономики проводится либо в форме кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции. Кредитная экспансия проводится в период экономического спада, когда необходимо активизировать конъюнктуру рынка, расширить объемы производства, увеличить занятость и тому подобное). Кредитная экспансия — интенсивное расширение кредитных операций с целью получения прибыли. Она включает снижение официальных ставок центральных банков и расширение лимитов на их учетные и ломбардные операции, изменение норм обязательных резервов (или их отмена) кредитных учреждений, покупку ценных бумаг на открытом рынке, расширение покупки у коммерческих банков иностранной валюты и снижение процентной ставки по операциям, отмена количественных ограничений на кредиты. Следовательно, политика кредитной экспансии осуществляется в период экономического спада для стимулирования экономического развития с помощью так называемых "дешевых денег".

Политика кредитной рестрикции проводится с целью сдерживания инвестиционной деятельности — происходит удорожание кредитных ресурсов, что заставляет инвесторов вкладывать только в наиболее эффективные, прибыльные проекты, способствует росту государственных инвестиций, привлечению на депозиты финансово-кредитных учреждений.

К методам денежно-кредитного регулирования относят:

1) регулирование размера учетной процентной ставки;

2) операции на фондовом рынке;

3) установление норм обязательных минимальных резервов для коммерческих банков.

Через установление и изменение размера учетной ставки, по которой Национальный банк продает кредитные ресурсы другим лицам, происходит регулирование (увеличение или уменьшение) объемов кредитных источников для финансирования инвестиций.

Национальный банк проводит также операции на фондовом рынке, то есть осуществляет продажу и покупку государственных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств). В мировой практике операции центральных банков с ценными бумагами считаются наиболее действенным методом денежно-кредитного регулирования. С целью кредитной экспансии центральные банки скупают государственные ценные бумаги и, наоборот, продают их, когда пытаются ограничить расширение кредитного потенциала коммерческих банков.

Устанавливая выгодные условия (в виде цены или дивидендов) для своих ценных бумаг, государство стимулирует их покупку юридическими и физическими лицами и этим уменьшай количество свободных денег, которые могут быть использованы для кредитования инвестиций через банковскую систему. Ухудшая ценовые и дивидендные условия продажи своих ценных бумаг, государство стимулирует их выкуп у юридических и физических лиц. Вследствие этого в последних появляются дополнительные средства, которые через банковскую систему или напрямую используют для финансирования инвестиций.

Центральные банки косвенно влияют на инвестиционную деятельность также через регулирование нормы обязательных минимальных резервов. Этот метод заключается в установлении коммерческим банкам норм обязательных резервов центральным банком в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся у него на счетах. При увеличении норм обязательных резервов уменьшается размер кредитных ресурсов и, наоборот, при их снижении коммерческие банки получают возможность к расширению кредитных операций, увеличения доли долгосрочных кредитов, стимулируя тем самым инвестиционный процесс.

Значительное влияние на расширение инвестиционной деятельности призван обеспечить Фонд государственного имущества Украины, на который возлагаются задачи:

• защита имущественных прав Украины на ее территории и за рубежом;

• осуществление прав распоряжения имуществом государственных предприятий в процессе их приватизации, создание совместных предприятий;

• осуществление полномочий по проведению приватизации имущества предприятий общегосударственной собственности;

• осуществление полномочий арендодателя имущества государственных предприятий и организаций и их структурных подразделений;

• содействие процессу демонополизации экономики и создание условий для конкуренции производителей.

В соответствии с этими задачами на Фонд государственного имущества Украины возложены функции:

• разработка и контроль проектов государственных программ приватизации, изменения в процессе приватизации форм собственности путем преобразования государственных предприятий в открытые акционерные общества. При этом Фонд является владельцем той части акций, которая не была реализована в процессе приватизации;

• Фонд осуществляет продажу имущества общегосударственной собственности, в том числе ликвидированных предприятий и объектов незавершенного строительства;

• на Фонд возложены полномочия по созданию комиссий по приватизации, выдачи лицензии посредникам, привлечению иностранных инвесторов к процессу приватизации путем заключения с ними или их посредниками соответствующих соглашений;

• Фонд разрабатывает нормативные акты по вопросам управления государственным имуществом, проводит его инвентаризацию, осуществляет аудиторские проверки эффективности его использования, составляет смету расходов внебюджетного фонда приватизации и контролирует использование этих средств.

Значительное влияние на инвестиционную деятельность осуществляют внебюджетные фонды, через которые государство формирует дополнительные источники финансирования инвестиций.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание

Страницы