ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Значение и принципы формирования государственной инновационной политики Украины

Функции государства в управлении инновационными процессами не предусматривают прямого государственного вмешательства в организования инновационной деятельности и полного финансирования процессов создания и распространения инноваций. Централизованным должно быть только процесс выработки научно-технической политики, в частности прогнозирования, планирования и стимулирования программ исследований и разработок, обеспечение сохранности окружающей среды, подготовка научных кадров, оснащение организаций, занимающихся фундаментальными и приоритетными научно-прикладными исследованиями, современной уникальной аппаратурой и оборудованием. Таким образом создается определенный научный потенциал, формируются научные школы в приоритетных для государства направлениях и тому подобное.

В общем государственная поддержка инновационных процессов заключается в создании цивилизованных правил и механизмов взаимовыгодного сотрудничества всех субъектов инновационной сферы, инициировании и поощрении развития инфраструктуры поддержки инновационных процессов (финансово-кредитные учреждения, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, сертификационные центры, патентные бюро, свободный доступ к информационно -поисковый сети и т.д.).

Концептуальное решение таких вопросов обеспечивается формированием государственной инновационной политики. Государственная инновационная политика - совокупность форм (способов) деятельности государства, направленных на создание взаимосвязанных механизмов институционального, ресурсного обеспечения поддержки и развития инновационной деятельности, на формирование мотивационных факторов активизации инновационных процессов.

Главная цель государственной инновационной политики заключается в создании социально-экономических, организационных и правовых условий для эффективного воспроизводства, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечении внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции .

Основными принципами государственной инновационной политики являются:

• ориентация на инновационный путь развития экономики Украины;

• определение государственных приоритетов инновационного развития;

• формирование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности;

• создание условий для сохранения, развития и использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала;

• обеспечение взаимодействия науки, образования, производства, финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности;

• эффективное использование рыночных механизмов для содействия инновационной деятельности, поддержка предпринимательства в научно-производственной сфере;

• осуществление мероприятий в поддержку международной научно-технологической кооперации, трансфера технологий, защита отечественной продукции на внутреннем рынке и ее продвижение на внешний рынок;

• финансовая поддержка, осуществление благоприятной кредитной, налоговой и таможенной политики в сфере инновационной деятельности;

• содействие развитию инновационной инфраструктуры;

• информационное обеспечение субъектов инновационной деятельности;

• подготовка кадров в сфере инновационной деятельности.

Инновационная политика является частью экономической и направлена ​​на обеспечение эффективности инновационной деятельности. Стратегия и механизмы реализации государственной инновационной политики, как правило, определяются ее законодательными и правительственными структурами.

Опыт как развитых стран, так и развивающихся стран, свидетельствует о том, что инновационную политику лучше разрабатывать в периоды роста экономики, а не когда происходит ее спад. Инновационную политику следует рассматривать как важную составляющую общей социально-экономической стратегии, комплексного процесса, состоящего из отдельных подсистем (рис. 3.1). Горизонтальная подсистема - это непроизводственная и производственная сферы деятельности, которые подразделяются на отрасли и подотрасли, отдельные предприятия и организации. Важным аспектом является наличие экономико-мотивационной подсистемы общей экономической политики. Это объясняется тем, что для реализации последней нужны соответствующие рычаги. Каждый такой рычаг выполняет свою функцию - налогового или кредитного регулирования, ценообразования, регулирования заработной платы и тому подобное.

Инновационная политика субъектов хозяйствования на уровне регионов формируется и реализуется соответствующими государственными органами с учетом инновационной политики страны и интересов регионов.

При разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, определенных законодательством.

Задачи и уровне инновационной политики

Рис. 3.1. Задачи и уровне инновационной политики [1]

Раскрывая сущность иерархии инновационных политик, нужно рассмотреть задачи, решаемые на каждом из этих уровней управления. В частности, на макроуровне инновационная политика связана и с реализацией стратегических задач национальной экономики в целом. К задачам, которые решаются в рамках формирования государственной политики, относятся:

• обеспечение инновационной безопасности страны;

• определение и реализация научно-технологических приоритетов;

• создание условий инновационной предпринимательской активности и др.

Региональная инновационная политика является политикой среднего уровня управления (мезоривня). Ее роль определяется тем, что любой производственный и инновационный процесс имеет пространственное размещение.

Можно выделить три основных фактора, которые обуславливают необходимость формирования и реализации региональной инновационной политики:

1) региональный аспект макроинновацийних стратегий;

2) государственная политика развития территорий;

3) социально-экономические и научно-технологические цели развития регионов.

Отраслевая стратегия также стратегией мезоривня. Вид - ассоциативно-корпоративный уровень - характеризует процессы, которые проходят на уровне объединений предприятий в масштабе отрасли, под- отрасли, систем производства. Формы этого уровня - вертикально интегрированные компании и транснациональные корпорации.

Следует обратить внимание, что проблемы макроуровня в указанном подходе трансформируются в соответствующие проблемы мезоуровня: макроинновацийна безопасность - в региональную и отраслевую безопасность; государственные приоритеты - в региональные и отраслевые; инновационная активность - в проблему усиления инновационной активности в регионе и стимулирования повышения его инновационного потенциала, а также активизацию инновационной деятельности внутри ассоциативных отраслевых образований.

Инновационная политика на уровне предприятия зависит от инновационной стратегии страны, поскольку именно макроуровень создает условия для функционирования организаций в научно-технологических направлениях, которые отвечают потребностям национальной экономики. Основу региональной инновационной политики также составляют цели инновационной деятельности предприятий. Как показывает практический опыт промышленно развитых стран, предприятия, реализующие инновационную политику, увеличивают объемы производства, реализации и прибыли, повышают производительность труда, ускоряют оборачиваемость вложенного капитала, осваивают и предлагают качественно новые виды продукции.

Итак, инновационная политика является важной составляющей, а за развития инновационной модели развития общества основой устойчивого развития экономики, методов создания и государственного регулирования инновационной сферы, применение новой техники, новых технологических процессов, освоение новых рынков сбыта, разработка и выпуска продукции с новыми свойствами.

Формирование и осуществление государственной инновационной политики обеспечивают органы государственной исполнительной власти, назначаются правительством. Согласно Закону Украины "Об инновационной деятельности", государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется путем:

• определение и поддержки приоритетных направлений инновационной деятельности государственного, отраслевого, регионального и местного уровней;

• формирования и реализации государственных, отраслевых, региональных и местных программ;

• создание нормативно-правовой базы и экономических механизмов для поддержки и стимулирования инновационной деятельности;

• финансовой поддержки выполнения инновационных проектов;

• установление льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности;

• поддержки функционирования и развития современной инновационной инфраструктуры.

Инновационная деятельность в соответствии с Законом Украины "Об инновационной деятельности" может регулироваться на различных уровнях управления государством различными государственными структурами - от Верховной Рады в органы исполнительной власти на местах, их участие в регулировании инновационных процессов обусловлена ​​теми функциями, которые они выполняют в общей системе управления экономикой страны.

Верховная рада Украины. Определяет единую государственную политику в сфере инновационной деятельности через создание законодательной базы для сферы инновационной деятельности, утверждение приоритетных направлений инновационной деятельности и определения объемов ассигнований для финансовой поддержки инновационной деятельности в рамках Государственного бюджета Украины.

Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные , районные советы в соответствии с их компетенций утверждают региональные инновационные программы, кредитуются из соответствующих бюджетов; определяют средства соответствующих бюджетов для финансовой поддержки региональных инновационных программ; поручают органам государственного управления их финансирования через государственные инновационные финансово-кредитные учреждения в пределах средств, выделенных в этих бюджетах, и контролируют их финансирования.

Представительные органы местного самоуправления утверждают местные инновационные программы; в пределах средств бюджета развития определяют средства местных бюджетов для финансовой поддержки местных инновационных программ; создают коммунальные инновационные финансово-кредитные учреждения действие финансовой поддержки местных инновационных программ за счет местных бюджетов; поручают своим исполнительным органам финансирование местных инновационных программ за средства местного бюджета через государственные инновационные финансово-кредитные учреждения или через коммунальные инновационные финансово-кредитные учреждения; контролируют финансирование местных инновационных программ и деятельность коммунальных инновационных финансово-кредитных учреждений.

Функции Кабинета Министров Украины в сфере инновационной деятельности заключаются в: обеспечении реализации государственной политики в сфере инновационной деятельности; подготовке га представлении Верховной Ралли Украины предложений по приоритетным направлениям инновационной деятельности как отдельной общегосударственной программы или в рамках программы деятельности Кабинета Министров Украины, общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды; осуществлении мероприятий по реализации приоритетных направлений инновационной деятельности: содействие созданию эффективной инфраструктуры в сфере инновационной деятельности; создании специализированных государственных инновационных финансово-кредитных учреждений для финансовой поддержки инновационных программ и проектов, утверждении их уставов или положений о них, подчинении этих учреждений специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти в сфере инновационной деятельности; подготовке и представлении в Верховную Раду Украины как составляющей проекта Закона "О Государственном бюджете Украины" на соответствующий год предложения по объемам бюджетных средств для финансовой поддержки инновационных проектов через специализированные государственные инновационные финансово-кредитные учреждения; утверждении положений о порядке государственной регистрации инновационных проектов и ведении Государственного реестра инновационных проектов; информировании Верховной Рады Украины о выполнении инновационных проектов, кредитуемых за средства Государственного бюджета Украины, и о возвращении в бюджет предоставленных ранее кредитов.

На специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере инновационной деятельности положены следующие полномочия: осуществление мероприятий единой научно-технической и инновационной политики; подготовка и представление в Кабинет Министров Украины предложений по приоритетным направлениям инновационной деятельности, государственных инновационных программ и проведения необходимых объемов бюджетных средств для их кредитования; координации работ в сфере инновационной деятельности других центральных органов исполнительной власти; формирование отдельного подразделения для квалификации инновационных проектов с целью их государственной регистрации; регистрация инновационных проектов и ведения Государственного реестра инновационных проектов; подготовка и представление в Кабинет Министров Украины предложений по созданию специализированных государственных инновационных финансово-кредитных учреждений для финансовой поддержки инновационных программ и проектов, разработка уставов или положений об этих учреждениях; утверждении порядка формирования и использования средств подчиненных ему специализированных государственных инновационных финансово-кредитных учреждений и контроль их деятельности; делегирование государственным инновационным финансово-кредитным учреждениям права конкурсного отбора приоритетных инновационных проектов и финансовой поддержки этих проектов в пределах средств, предусмотренных Законом "О Государственном бюджете Украины" на соответствующий год; организация повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности.

Центральные органы исполнительной власти готовят предложения по реализации инновационной политики в соответствующей отрасли экономики, создают организационно-экономические механизмы поддержки ее реализации; поручают государственным инновационным финансово-кредитным учреждениям проведение конкурсного отбора приоритетных инновационных проектов по приоритетным отраслевым направлениям инновационной деятельности и осуществление финансовой поддержки этих проектов в пределах средств, предусмотренных Законом "О Государственном бюджете Украины" на соответствующий год.

  • [1] Федулова Л. И. Инновационная политика: учебник [для студ. высш. учеб. закл.] / Л. И. Федулова, А. А. Мазараки, Г. А. Андрощук. - М .: Киев. нац. торг.- екон.ун-т, 2012. - 604 с.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание