Особенности стимулирования инновационного развития в ведущих индустриальных странах

Мировое сообщество приобрела значительный опыт построения механизмов государственного регулирования инновационной сферы.

Экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой используется концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция) вторая группа характеризуется преимущественным направлением на рыночные отношения (США, Великобритания); третья (Германия, Испания) придерживается "промежуточного" варианта в экономической, в том числе и инновационной политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системы согласования интересов правительства и бизнеса.

Каждая из стран самостоятельно выбирает соотношение между масштабами применения прямых и косвенных форм поддержки инновационной деятельности, обычно отдавая предпочтение одной из них.

С обобщения мирового опыта следует, что для постиндустриальных стран принципиальными в применении инструментов инновационной политики являются следующие два постулата:

1. Фискальные преференции должны быть недискриминационными (имея в виду прозрачные критерии и процедуры получения), чтобы не оказывать искусственных конкурентных преимуществ для отдельных предприятий, а создавать стимулы для всех предприятий инвестировать в обеспечение собственного будущего инновационного потенциала.

2. Оказание помощи отдельным предприятиям , чьи проекты могут иметь исключительное значение для экономики или безопасности страны, должно происходить нефискальным путем (государственный заказ, кредиты, гранты, прямые инвестиции, финансовые гарантии) и преимущественно на основе программно-целевого метода , а также предоставление нефинансовых услуг и других видов нефинансовой поддержки.

Несмотря на существенный удельный вес и объемы прямого бюджетного финансирования инновационной деятельности, как показывает опыт постиндустриальных стран, чаще всего помогают развитию научно-технологического и производственного комплекса методами косвенной финансовой поддержки, предусматривает как традиционные формы регулирования - налоговые, амортизационные, кредитные, патентное законодательство, система государственных целевых программ, так и новые - поощрение деятельности малых и средних инновационных предприятий, межхозяйственной научно-технической кооперации, партнерства, сдерживания административных преград.

Косвенные методы стимулирования инновационных процессов встроенные в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках.

Суть косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного "инновационного климата", поддержки фирм, которые расширяют научно-технической деятельности, стимулируют обновление техники, передачи (трансфер) технологии, обеспечение научными кадрами и тому подобное. При этом государство должно контролировать не выполнения конкретных научных или инновационных проектов (как это до сих пор практикуется в Украине), а систему законодательного и организационно экономического стимулирования их реализации.

В связи с этим, как свидетельствует в частности, опыт японских фирм, важное значение приобретают социально-психологические методы управления человеческими ресурсами с целью инициирования инноваций, их моральное и материальное поощрение.

Независимо от определенного влияния государства, в процессе регулирования инновационной деятельности используются практически общие для всех стран прямые и косвенные формы ее поддержки.

Особое значительную роль играет налоговая политика. Одной из особенностей преимуществ налоговой поддержки компаний (в отличие от прямых субсидий) является то, что многие виды льгот предоставляются не авансом, а в качестве поощрения за реальную инвестиционную и инновационную деятельность. При постоянной системы общих налоговых норм, необходимости стимулирования важных для государства аспектов хозяйственной деятельности применяют многочисленные нормы налоговых льгот. Всего в мире насчитывается около 100 льгот, которые должны так или иначе заинтересовать различные слои общества в содействии прогрессу науки и техники, активизации инновационной деятельности.

Изменяя ставки налогообложения, государство создает дополнительные стимулы для развития как отдельных сегментов и составляющих рыночного хозяйства, так и экономики и социальной сферы в целом, определяя при этом приоритетные направления развития. Налоговые льготы государство, как правило, предоставляет по видам деятельности, а не по принадлежности к определенной формы собственности. Регулирующая функция при этом состоит не в том, чтобы освободить предприятия и организации от налогов, а в переориентации потока доходов, который используется на обеспечение хозяйственной активности, целенаправленного стимулирования НИОКР и инвестиций в результате их фактического самофинансирования.

В общем налоговая политика развитых стран в инновационной сфере имеет следующие общие черты :

1. Система льгот связывается с единым налогом на прибыль корпораций.

2. Льготы дифференцируются по отраслям, видом деятельности, типами оборудования, группам товаров и услуг и тому подобное.

3. В зависимости от национальных приоритетов льготы имеют гибкий характер по времени действия и целью использования.

4. Все налоговые льготы имеют четко определенный целевой характер, право на их получение наступает автоматически после осуществления соответствующих расходов.

5. Большинство стран имеет систему официального статистического учета и анализа эффективности использования налоговых льгот.

Опыт использования мировым сообществом различных вариантов механизмов предоставления налоговых льгот свидетельствует об их субъективные преимущества:

• сохраняется автономность субъектов инновационной деятельности и их экономическая ответственность за выбор направлений исследований и реализации их результатов;

• механизмы налогового стимулирования не привязаны к ежегодному бюджетного процесса со сложной процедурой утверждения расходов, требует меньшего согласования различных ведомств и бюрократической работы на всех уровнях государственной власти;

• стимулируется эффективность инновационной деятельности;

• гарантируется прозрачность и целевое использование предоставленных льгот.

В промышленно развитых странах сегодня наблюдается, с одной стороны, уменьшение налогового давления на прибыль корпораций, а с другой - применение широкого спектра фискальных преференций исполнителям НИОКР (табл. 3.1).

В частности, в конце 1990-х годов налоги на доходы корпораций в развитых странах достигали от ЗО% в Великобритании до 58% в Германии. Это заставило промышленников ФРГ инвестировать капиталы в другие страны, в частности в Великобританию - до 1 млрд фунтов стерлингов в год. Поэтому от 2005 федеральное правительство значительно снизил налоги.

На развитие налоговых льгот была направлена ​​налоговая реформа в США. Налоговые стимулы сказались на инвестициях в разработку в области ядерной физики, молекулярной биологии, оптоэлектронику.

Налог на добавленную стоимость (НДС) в США отсутствует. А в странах ЕС, где он в конце 1990-х годов достигал 22-25 % (Финляндия, Дания, Норвегия), в соответствии с директивой ЕС этот налог должен быть снижен до 15%.

В США, Италии, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции разрешается полное возмещение затрат на НИОКР за счет уменьшения объемов налогооблагаемой прибыли корпорации.

Специальные налоговые льготы для компаний, осуществляющих ВС ОКР, введен во Франции и Японии.

В некоторых странах предоставляют скидку по налогу на прибыль в размере части прироста соответствующих расходов фирмы. Например, в Японии по налогу на прибыль отнимают 20% прироста таких расходов - по сравнению с максимальным годовым уровнем в предыдущий период, в США - по сравнению с их среднегодовым уровнем за предыдущие три года.

Таблица 3.1

Фискальные преференции, предоставляемые исполнителям НДЦКР [1]

виды стимулирования

Страна

размер

1

2

3

1. Налоговые скидки; изъятие затратная НДЦКР с базовой суммы налогообложения

США

Уменьшение суммы налога на прибыль корпораций:

• на 20% прироста затрат на НДЦКР

• на 20 % затрат на финансирование программ фундаментальных научных исследований, проводимых по договорам с университетами.

Италия

• 50% - если результаты используются в том же году

• 100% - если результаты используются более года

Япония

• до 20% - налоговая скидка на частные инвестиции

Бразилия

• до 50% налога на прибыль для микроэлектроники

Израиль

• 50% расходов на НДЦКР

Венгрия

• сумма валовых доходов уменьшается на 200 % суммы расходов на НДЦКР

Австрия

• уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятия на 25 % объема расходов на НДЦКР

• уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятия на 35 % объема расходов на НДЦКР, превышающих средний уровень расходов на НДЦКР за предыдущие 3 года

Бельгия

• уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятия на 25 % объема расходов на НДЦКР

Норвегия

• уменьшение налога на прибыль предприятия на 20% расходов на НДЦКР

Португалия

• уменьшение налога на прибыль предприятий на 20% при условии, что предприятие обязуется направить эту сумму на собственные НДЦКР;

Франция

• уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятия на 50% разницы объема расходов на ВС ОКР и среднего уровня расходов на НИОКР за предыдущие два года

• предоставление малым и средним предприятиям, существуют не более 8 лет и расходы которых на НИОКР превышают 15 % от общих расходов, статуса малого инновационного предприятия, позволяет пользоваться существенными льготами при осуществлении инвестиций в собственные НИОКР

Испания

• дифференцированная система - в зависимости от вида расходов на НИОКР

Нидерланды

• уменьшение объема налога на прибыль предприятия и сбора на социальное страхование в объеме, равном фонда заработной платы персонала, связанного с выполнением НИОКР

Норвегия

• уменьшение налога на прибыль предприятия на 20% инвестиций на приобретение результатов ВС ОКР от учреждений, перечень которых определен Научным советом Норвегии

2. Налоговый кредит на прирост расходов на НИОКР

Франция

25% расходов на НИОКР

Канада

• предоставление налогового кредита на научно-исследовательские и конструкторские работы на уровне 10-25% капитальных и текущих расходов на НИОКР в зависимости от масштаба компании и ее территориального размещения

Великобритания

• 100% расходов на НИОКР для малых и средних предприятий

• 125% - для крупных предприятий

Ирландия

• 20% от объема расходов на прикладные НИОКР

Турция

• уплата 20 % годового дохода предприятия, если эта сумма не превышает годовых расходов на НИОКР, откладывается на 3 года без начисления процентов

Существенные льготы получают английские компании, которые имеют право на полное возмещение стоимости прогрессивного оборудования в первый год его использования. Для фирм Германии до сих льготных расходам относятся и расходы на НИОКР, но уровень возмещения не превышает 40%.

Кроме того, в странах ЕС действует льготный режим налогообложения расходов компаний на исследования и разработки, проводимые в рамках межфирменной кооперации и серии программ совместных исследований научно-технического развития европейского сообщества.

В большинстве стран мира распространена кредитная поддержка научно-технического и инновационного развития производства.

В Японии, как и в других странах (Корея, Малайзия, Тайвань), для стимулирования инвестиций и создания новых технологий используют систему низких процентных ставок. Например, кредитные ставки на финансирование приоритетных проектов, который предоставляет японский банк развития, на 2-2,5% ниже его стандартные ставки.

Преимущественно, положительные реальные ставки способствуют привлечению инвестиций, тогда как отрицательные ставки побуждают владельца капитала скорее потратить его, чем накапливать. Кроме того, такая политика вместе с механизмами кредитования государственными финансовыми институтами приоритетных сфер развития обеспечила концентрацию и эффективное использование не только государственных, но и частных финансовых ресурсов.

Займы государственного банка развития возмещают, как правило, 30-50 % стоимости инвестиционного проекта и предоставляются на срок от 5 до 15 лет, причем под меньший процент, чем кредитам частных банков. Фирмам, которые получают такие займы, не нужно открывать в банке депозит в размере 10% от их суммы, как в частных банках. При этом особо следует отметить, что к расходам на НИОКР относят расходы, связанные с получением права применения патента "ноу-хау". На начальной стадии экономического подъема и технологического перевооружения производства к затратам на НИОКР причисляли также расходы на приобретение патентов, лицензий и "ноу-хау".

Льготные кредиты предоставляются в Германии: малым и средним предприятиям - до 100 тыс евро на промышленное кооперации с другими фирмами; фирмам, чей годовой торговый оборот не превышает 300 млн евро (до 50% собственных средств фирмы), на модернизацию предприятия, налаживание выпуска новой продукции, меры рационального использования энергии, а также фирмам, внедряющих ЭВМ.

Особый эффект имеет практика предоставления льготных долгосрочных займов (20 лет). По их условиям, в первые 10 лет новые предприятия вообще не возвращают основной суммы займа, а проценты за нее начинают выплачивать только с третьего года и по льготной ставке (третий год - 2%, четвертый - 3%, пятый - 5%) . В дальнейшем уровень процента определяется условиями на национальном кредитном рынке.

Формой опосредованного стимулирования инновационной и инвестиционной активности производства является и практика предоставления налоговых кредитов.

Правительство Франции предоставляет такой кредит на уровне 25% от суммы налогообложения малым и средним предприятиям, которые расширяют или модернизируют производство, параллельно с правом возмещения до 50% дополнительных расходов на НИОКР (но не более 40 млн франков для одного предприятия в год).

В Канаде инвестиционную налоговую скидку применяют как инструмент региональной научно-технической политики. Она распространяется на расходы фирм на новое оборудование и производственное строительство (возмещается на 7% от суммы налога), для фирм, создающих новые рабочие места, уровень возмещения увеличивается соответственно до 20-50%, а в районы с низкими темпами экономического развития - до 10%.

Характерной особенностью государственного стимулирования инновационной деятельности в развитых странах сегодня становится расширение объема и характера амортизационных льгот частным компаниям. При этом в развитых странах четко проявляется приоритетность отдельных отраслей и компаний, интенсивно поддерживаются производства в самолетостроении и космической отраслях, микроэлектронике, а также в атомной энергетике.

В таких странах, как Германия, Франция, Великобритания амортизационные законодательства предусматривают особенно льготный порядок амортизации (путем введения ускоренных норм амортизации) прогрессивного оборудования, а также оборудования, которое используют компании для проведения ВС ОКР.

Наибольшие льготы в этой сфере оказывает правительство английским компаниям, которым разрешено списывать полную стоимость технически передового оборудования в первый год его функционирования. В Германии введены увеличенные амортизационные ставки для нового прогрессивного оборудования и капиталовложений в научные исследования и другие. Например, в первый год можно списать до 40% затрат на приобретение оборудования, приборов и другого движимого имущества, которое служит целям ВС ОКР.

Для преодоления технического отставания промышленности в США и обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке правительство ввело нормы амортизации на уровне 50 % стоимости машин и оборудования. Это стимулировало компании к замене старого оборудования.

Среди косвенных методов государственного регулирования научно технологической и инновационной деятельности важное значение в современных условиях приобретает применение программно-целевых методов.

При этом имеется в виду действие стимулирования непосредственных исполнителей и инвесторов тех или иных целевых научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, а также и реализации специальных государственных программ по стимулированию малого, среднего инновационного предпринимательства, трансфера технологий, партнерств вузов и академических учреждений с промышленными корпорациями и тому подобное.

В частности, в США уже несколько лет успешно функционирует программа SBIR по стимулированию малого инвестиционного бизнеса, программа трансфера технологий от федеральных научных учреждений частным и государственным предприятиям CRADA, осуществление проекта реинвестирования технологий TRR, а также различными федеральными и местными агентствами. Координирует деятельность федеральных НДУ в этом направлении Консорциум федеральных лабораторий трансфера технологий FLK, который объединяет лаборатории и научные центры, принадлежащие федеральным департаментам и учреждениям.

Проект TRR фактически с программой специального совместного финансирования разработки технологий двойного использования, в которых принимают участие ННФ, НАСА и другие федеральные структуры, входящие в Совет по конверсии оборонных технологий. Он включает задачи, связанные не только с разработкой и внедрением технологий, но и подготовкой и повышением квалификации персонала.

В общем механизмы передачи военных технологий, разрабатываемых в рамках программы Министерства обороны США, имеют несколько аспектов: внутришньопрограмне передачи технологий при формировании программ исследований на высшем уровне; передачи технологий для использования в целевых программах; передачи технологий от военных к гражданским отраслей науки и промышленности; заимствования в гражданских организаций-разработчиков.

В ФРГ программа стимулирования кооперационных инновационных проектов предусматривает возможность возмещения 40-60% расходов на проведение совместных исследований за счет фондов Министерства образования, науки, исследований и технологии, а по кооперации с негосударственными учреждениями Министерство возмещает ЗО% расходов на НИОКР. Обычно такие программы имеют четко определенную региональную направленность и ориентированы прежде всего на развитие малого и среднего инновационного бизнеса, укрепление финансового состояния местных исследовательских структур.

Большинство программ в целом используют универсальные инструменты. Они основываются на пяти основных принципах стимулирования инновационной деятельности в производственной сфере: дополнительные выплаты на расширение основного и оборотного капитала; субсидии и безвозмездные ссуды; налоговые льготы; ускоренная амортизации оборудования; субсидии и создание новых рабочих мест.

В Великобритании на государственном уровне осуществляется единая программа субсидирования инновационной деятельности частных предприятий. При этом для обеспечения потребностей структурной перестройки национальной экономики приоритет предоставится технологиям, имеют межотраслевой характер и многоцелевое при значение. Эта программа дает долговременные горизонты и реализуется на каждом вырезку времени в форме отдельных отраслевых программ, скорректированных на текущие инновационные потребности. В частности, в разные периоды реализовались программы поддержки производителей роботов, информационного оборудования, пользователей новой техники и тому подобное. Участники таких программ наряду с субсидиями получают и существенные государственные дотации (от 50% до 25-30% расходов компании). Кроме того, государство финансировало 20-25% затрат фирмы на приобретение и установку нового оборудования.

При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах можно выделить общее, в частности:

• согласованность инновационной политики со всеми видами государственной экономической политики: это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующие выбранному экономическому курсу;

• широта воздействия: направленность на предложение инновационных идей, инициирование начального спроса на результаты инновационных процессов, содействие привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создания благоприятного для инноваций экономического и политического климата;

• учет особенностей инновационного процесса: его цикличности, разграничения на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и тому подобное.

Следовательно, целесообразно изучать опыт стран в сфере регулирования инновационной деятельности для выделения "лучшего опыта".

  • [1] Инновационный менеджмент: конспект лекций для слушателей курсов повышения квалификации / под ред проф. Л. И. Федуловой. - М .: Институт экономики и прогнозирования НАН Украины, 2011. - С. 139.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание