Способы и методы государственной поддержки инновационной деятельности

Реализация государственной инновационной политики обеспечивается органами государственного управления через систему методов и инструментов (средств) государственного регулирования.

Методы государственного регулирования инновационной деятельности - прямые и косвенные способы воздействия органов государственного управления на поведение субъектов инновационной деятельности с целью повышения их интереса к созданию, освоению и распространению инноваций и реализации на основе инновационной модели развития страны.

Инструменты (средства) государственного регулирования инновационной деятельности - акты нормативно-правового или директивного характера, регулирующих отдельные аспекты инновационной деятельности.

Методы воздействия государства на инновационную деятельность (рис. 3.2) непосредственно связанные с реализацией административных, организационно-экономических и нормативно-законодательных действий.

Методы воздействия государства на инновационную деятельность

Рис. 3.2. Методы воздействия государства на инновационную деятельность [1]

Целью государственной инновационной политики должно стать создание эффективных механизмов использования отечественного инновационного потенциала, а также привлечения современных иностранных технологий, вместе с национальными природными ресурсами, человеческим и научно-техническим потенциалом способны повысить общую конкурентоспособность страны. Поскольку инновации имеют системную природу, государственная инновационная политика требует соответствующего подхода, предусматривающего поддержание существующих фирм и сообществ - участников процесса в доступе к ресурсам, необходимым для осуществления инноваций, и поощрение обучения инновациям, то есть изменение типов поведения.

На рис. 3.3 инструменты инновационной политики классифицированы по четырем измерениям, в соответствии с заданием и цели.

Классификация инструментов инновационной политики

Рис. 3.3. Классификация инструментов инновационной политики [2]

Применяя эти инструменты, государство может замедлять или ускорять темпы инновационного процесса, повышать или снижать эффективность инновационной деятельности. Важно определить оптимальное соотношение между ними, чтобы избежать "ручного" управления инновационными процессами и сформировать эффективный экономический механизм их стимулирования.

Органы государственной власти, в соответствии с Законом Украины "Об инновационной деятельности", регулирующие инновационную деятельность преимущественно прямыми методами, через формирование инновационной инфраструктуры, определения приоритетных направлений инновационного развития, отбора перспективных с точки зрения определенных приоритетов инновационных проектов и их финансовую поддержку за счет бюджетных средств. Однако предпочтение методам прямого действия содержит определенные угрозы. Практика показывает, что эффективность методов прямого действия существенно влияет на субъективные факторы: предвзятость лиц, принимающих решения, их недостаточная компетентность в вопросах экспертизы проектов, скрытая заинтересованность и лоббирование выбора конкретного проекта и тому подобное. Поэтому в последнее время в стране все чаще прибегают к косвенным методам регулирования стимулирующего характера.

Статьей 17 Закона Украины "Об инновационной деятельности" определено виды финансовой поддержки инновационной деятельности , среди которых:

1. Субъектам инновационной деятельности для выполнения ими инновационных проектов может быть оказана финансовая поддержка путем:

а) полного беспроцентного кредитования (на условиях инфляционной индексации) приоритетных инновационных проектов за счет средств Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов;

б) частичного (до 50%) беспроцентного кредитования (на условиях инфляционной индексации) инновационных проектов за счет средств Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средств местных бюджетов при условии привлечения к финансированию проекта остальных необходимых средств исполнителя проекта и (или) других субъектов инновационной деятельности;

в) полной или частичной компенсации (за счет средств Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средств местных бюджетов) процентов, уплачиваемых субъектами инновационной деятельности коммерческим банкам и другим финансово-кредитным учреждениям за кредитование инновационных проектов;

г) предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, осуществляющим кредитование приоритетных инновационных проектов;

д) имущественного страхования реализации инновационных проектов в страховых компаниях в соответствии с Законом Украины "О страховании".

2. Финансовая поддержка инновационной деятельности за счет Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов предоставляется в пределах средств, предусмотренных соответствующими бюджетами.

Для осуществления финансовой поддержки инновационной деятельности субъектов хозяйствования разных форм собственности Кабинет Министров Украины по представлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере инновационной деятельности создает специализированные государственные небанковские инновационные финансово-кредитные учреждения.

Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение подчиняется специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти в сфере инновационной деятельности и действует на основе Положения (Устава), утвержденного Кабинетом Министров Украины.

Средства Государственного инновационного финансово-кредитного учреждения формируются за счет средств Государственного бюджета Украины, определенных Законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, привлеченных согласно действующему законодательству отечественных и иностранных инвестиций юридических и физических лиц, добровольных взносов юридических и физических лиц, от собственной или общей финансово-хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных законодательством Украины.

Для получения финансовой поддержки субъекты инновационной деятельности, инновационные проекты которых занесены в Государственный реестр инновационных проектов, представляют в Государственной финансово-кредитного учреждения (ее региональных отделений) инновационные проекты и все необходимые документы, перечень которых определен ней.

Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение организует на конкурсной основе в порядке, определяемом специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере инновационной деятельности, отбор инновационных проектов для их финансовой поддержки.

Субъект инновационной деятельности, инновационный проект которого прошел конкурсный отбор, в зависимости от установленного конкурсной процедурой рейтинга может получить от Государственного инновационного финансово-кредитного учреждения один или несколько предусмотренных Законом видов финансовой поддержки.

Финансовая поддержка Государственным инновационным финансово кредитным учреждением инновационных проектов путем предоставления кредитов или передачи имущества в лизинг осуществляется при условии наличия гарантий возврата средств в виде залога имущества, договора страхования, банковской гарантии, договора поручительства и тому подобное.

Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение осуществляет сопровождение реализации инновационных проектов, которые ею финансируются, и контролирует целевое использование субъектами инновационной деятельности предоставленных им средств.

Финансовая поддержка реализации инновационных проектов может предоставляться Государственным инновационным финансово-кредитным учреждением в форме последовательных траншей по результатам контроля хода выполнения проектов.

Учитывая ведущую роль государства в поддержке инновационных проектов, классифицируют формы государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В этом контексте различают прямое и косвенное финансирование инновационных процессов. Прямое финансирование применяется прежде всего в бюджетных научных учреждений. Форме прямого финансирования может быть также государственный заказ на проведение исследований и прикладных разработок на конкурсной основе. Косвенное финансирование основывается на создании благоприятных условий для осуществления инновационных проектов за счет льготного кредитования, ускоренной амортизации, налоговых льгот и т.

Формами финансовой поддержки инноваций могут быть субсидии, дотации, реальные финансовые инвестиции в виде долгосрочных вложений государственных средств в научно-технические разработки и в операции с ценными бумагами предприятий, осуществляющих инновации, финансовый лизинг.

Большинство государств, будущий экономическое развитие собственной страны связывают с достижениями науки и активными инновационными процессами, рано или поздно разрабатывала документ, в котором содержится концептуальное видение национальной инновационной системы (НИС).

Национальная инновационная система - это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), с одной стороны, занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ: малых и крупных компаний, университетов, лабораторий, технопарков и инкубаторов; с другой стороны - комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и опираются на национальные обычаи, традиции, политические и культурные особенности.

Цель национальной инновационной системы - повышение качества жизни населения путем: создания дополнительных рабочих мест в сфере как науки, так и производства и услуг; увеличение поступлений в бюджеты различных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и увеличение доходов населения; повышение образовательного уровня населения; решения собственных экологических и социальных проблем благодаря использованию новейших технологий.

Основные направления формирования национальной инновационной системы: создание благоприятной экономической и правовой среды (то есть благоприятного инновационного климата) формирование инновационной инфраструктуры; совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Инновационная система формируется с учетом численного количества объективно заданных для конкретной страны факторов, в частности ее размеров, природных и трудовых ресурсов, особенностей исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Каждая НИС характеризуется определенной структурой и некоторой степенью упорядоченности, предусматривающий достаточную стабильность институционального взаимодействия (рис. 3.4).

Основные подсистемы Национальной (государственной) инновационной системы и взаимодействие между ними

Рис. 3.4. Основные подсистемы Национальной (государственной) инновационной системы и взаимодействие между ними [3]

Основные элементы инновационной системы:

• генерация знаний;

• образование и профессиональная подготовка;

• производство продукции и услуг;

• инновационная инфраструктура, в частности финансовое и информационное обеспечение.

Управляют национальной инновационной системой, согласовывая мероприятия, осуществляемые на различных уровнях государственного управления и в различных организациях, в том числе по взаимодействию с предпринимательским сектором и обществом в целом, что и составляет интегрированную инновационную политику. Многогранный и межотраслевой характер инновационной деятельности требует координации усилий и сотрудничества в экономической, финансовой, промышленной, научно-образовательный, трудовой, региональной, социальной, экологической политике.

В Украине созданы и работают только отдельные элементы национальной инновационной системы, циклы инновационного процесса слабо связаны друг с другом, поэтому результативность научно-технологической деятельности остается низкой. Одна из причин такого положения - несовершенное законодательство и нормативно-правовая база по созданию наукоемких технологий и ненадлежащее финансирование процессов коммерциализации последних. Важное значение системных инструментов обусловлено возрастанием роли новых задач в регулировании современных инновационных процессов, таких как:

• управление системными связями;

• проектирование и организация инновационных систем;

• создание платформ для накопления знаний, обучения и экспериментирования;

• создание инфраструктуры для стратегического анализа;

• формулировка потребностей и разработки стратегического перспективного видения процесса развития.

Итак, государственное регулирование инновационной деятельности в Украине можно осуществлять прямыми и косвенными методами, комбинирование в использовании которых должно обеспечить эффективность и результативность государственной инновационной политики.

  • [1] Федулова Л. И. Инновационная политика: учебник [для студ. высш. учеб. закл.] / Л. И. Федулова, А. А. Мазараки, Г. А. Андрощук. - М .: Киев. нац. торг.- екон.ун-т, 2012. - 604 с.
  • [2] Федулова Л. И. Инновационная политика: учебник [для студ. высш. учеб. закл.] / Л. И. Федулова, А. А. Мазараки, Г. А. Андрощук. - М .: Киев. нац. торг.- экон. ун-т, 2012. - С. 216.
  • [3] Федулова Л. И. Инновационная политика: учебник (для студ. Высш. Учеб. Закл.] / Л. И. Федулова, А. А. Мазараки, Г. А. Андрощук. - М .: Киев. Нац. торг.- экон. ун-т, 2012. - 604 с.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание