Технология управления инновациями

В практике управления инновациями используют различные приемы и методы для выработки новаций на разных стадиях инновационного процесса. Они являются составными технологии создания инноваций и принадлежат к классу управленческих инноваций.

Технология управления инновациями - совокупность способов воздействия субъектов управления на участников инновационного процесса с целью побуждения их к созданию и реализации инноваций, имеющих практическую ценность для организации и формируют ее конкурентные преимущества.

Технология управления инновационным процессом охватывает методы обработки информации, методы принятия управленческих решений, методы генерирования инновационных идей, разработка последовательности процесса создания нового продукта или нового процесса, приемы воздействия на потребителей нового продукта. Большинство из них являются результатом эмпирического поиска, аккумулированием практического опыта предпринимателей и менеджеров.

Те, которые доказали свою результативность, широко используются, усиливая инновационные возможности организаций и повышая эффективность управления инновационными процессами.

Важными факторами, которые в наибольшей степени стимулируют организации к привлечению инноваций, являются: снижение уровня стабильности поступления на предприятие материальных и сырьевых ресурсов; расширение ассортимента продуктов, которые претендуют на то же место на рынке; изменение потребностей и желаний клиентов; экономические циклы, потрясения и неуверенности, влияющих на рынок; технологические сдвиги, обусловливающие изменение сложившихся идеологий производства продукции; изменения действующего законодательства, которые влияют на вектор и силу регулирующего воздействия государства на деятельность организаций.

Предприниматели уметь прослеживать новые возможности в обычном, сочетать по-новому то, что раньше не сочеталось, находить новые сферы применения продукта, который удовлетворял традиционные потребности, и тому подобное. Источниками новых идей могут быть общение с коллегами или друзьями, исследования поведения потребителей, наблюдение за работой других организаций, публикации в средствах массовой информации или отраслевых изданиях, посещение выставок, презентаций, участие в бизнес-форумах.

В частности, П. Друкер акцент на таких источниках инновационных возможностей : неожиданные события для фирмы или отрасли; несоответствие реальности представлениям о ней; инновация, обусловлена необходимостью технологического процесса; не осознаны всеми изменения в структуре отрасли промышленности или рынка; демографические изменения; изменения в восприятии и значениях; новые знания.

Четыре первые источники содержатся в организации и должны использоваться ее работниками как индикаторы изменений, которые уже состоялись или которые можно осуществить без особых усилий. Остальные три принадлежат внешней среде, их распознать несколько труднее, но именно поэтому они могут открывать значительно большие возможности для инноваторов.

Порядок анализа источников соответствует спаду вероятности и предвидению их появления. Несмотря на убежденность многих в том, что именно технические инновации являются полезные, вероятность появления чего-то радикально нового и ценного чрезвычайно мала. И наоборот, систематический анализ ежедневной работы позволяет заметить неожиданный успех или неожиданную неудачу и превратить это изменение в источник новых возможностей.

К неожиданным событиям для организации или отрасли относятся неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие.

Неожиданный успех открывает больше всего возможностей и характеризуется наименьшими усилиями для внедрения инноваций и наименьшим риском. Однако важно своевременно обратить внимание на особые случаи, например, резкое увеличение объема продаж товара, вчера не был никому интересен. Если на следующий день объем снизится, то случай можно проигнорировать, хотя он может свидетельствовать об изменении тактики продажи или изменение в структуре спроса, чем можно воспользоваться для наращивания темпов продаж или даже диверсификации бизнеса. Неожиданный успех - это не только возможность внедрить новшество, а требование ее внедрения. Однако иногда предприниматели по определенным причинам игнорируют новые возможности, считая их временными, незначительными, неважными.

Неожиданные неудачи , как правило, не проходят незамеченными. Однако не всегда причиной неудач является поверхностная оценка рыночной ситуации. Некоторые из них вызваны существенным изменением или в восприятии потребителей, или в уровнях их доходов, которую можно использовать для успеха.

Неожиданная внешнее событие указывает на необходимость инновационных изменений. Однако условием успешного использования неожиданного события является ее соответствие уровню знаний и компетентности по вопросам собственного бизнеса. Неожиданная внешнее событие дает, прежде всего, возможность иного использования имеющегося опыта. Это не изменение, а скорее расширение. Новое применение опыта предусматривает внедрение инноваций к содержанию самого продукта или к системе обслуживания или каналов распределения.

Несоответствие реальности представлениям о ней (расхождение, диссонанс между тем, что есть, и тем, что должно быть) свидетельствует об изменении, что уже произошло или может произойти в области, производственном процессе или на рынке. Осознанная несоответствие нацеливает предпринимателя на определение ее причин и использования ее как дополнительной возможности получения дохода. Выделяют несколько видов несоответствий:

- Несоответствие представлений, желаний фактическим экономическим условиям в определенной области;

- Несоответствие реального состояния определенной отрасли промышленности мысленном;

- Несоответствие между мнимыми и реальными ценностями и ожиданиями потребителей.

Инновация, обусловлена необходимостью технологического процесса. Осознание необходимости в таких инновациях возникает в процессе работы. Для того, чтобы предложить инновации процесса, необходимо хорошо его знать, чувствовать слабые места, быть уверенным в нахождении лучшего способа выполнения работы.

Изменения в структуре отрасли промышленности или рынка, не осознаны всеми. К 1900 г.. Автомобиль считали игрушкой для богатых, поэтому он был роскошным и дорогим. Для управления им и его обслуживание следовало пройти специальные курсы (как в фирме "Ролc-Ройс"), то есть он был доступен не для всех. А Генри Форд, почувствовав, как меняется рыночная структура, сконструировал автомобиль для массового потребителя. Модель "Те" стоила на рынке 1/5 стоимости самой дешевой в то время модели автомобиля; ее управление и техническое обслуживание были значительно проще.

Неизбежную смену промышленной структуры может вызывать быстрое развитие данной отрасли, вызванный появлением нового типа покупателей (например, в последние годы рынок мобильной связи в Украине опережает по темпам роста все другие отрасли, а традиционный телефон остался привлекательным только для необеспеченных потребителей) или изменением стереотипов продажи (рынок розничной торговли книгами) или потребления (рынок еды быстрого приготовления).

Демографические изменения заключаются в изменении возрастной структуры населения (по полу, уровню образования, доходов и т.д.). От них существенно зависит, покупаемого, кем и в каком количестве. Например, одежда и обувь для детей и подростков должны быть прежде всего модными, яркими и недорогими, поскольку рассчитаны на организм быстро растет и меняется; для пожилых людей - теплыми, прочными, удобными.

Изменения в восприятии и значениях. Анализируя их, П. Друкер привел такое сравнение: "В математике не существует разницы между утверждениями" стакан наполовину полон "и" стакан наполовину пуст ".

Новые знания. Инновации на базе новых знаний (радикальные инновации) чрезвычайно важны для каждого предпринимателя. Они могут принести инноватору существенные выгоды, однако для их внедрения необходимы длительное время и значительные средства. Инновации на основе новых знаний требуют тщательного анализа достижений смежных отраслей, а также факторов, которые могут повлиять на внедрение новинки. Речь идет не только о технических знания, но и о социальных, экономических и даже политических условиях. Например, самый сейчас большегрузный транспортный самолет Ан-70, на который украинское правительство возлагало большие надежды, не может пробить себе дорогу на европейский рынок через социальные и политические реалии, связанные с интересами российских производителей авиатранспортной техники, а также с нежеланием европейских стран терять рабочие места.

Итак, нововведения позволяют улучшать традиционную продукцию и создавать новую, налаживать совершенные формы взаимодействия с потребителями и развивать в них новые потребности.

Однако, чтобы возможности стали реальностью, необходимо принимать своевременные и всесторонне обоснованные управленческие решения. Управленческое решение - процесс целенаправленного воздействия на объект управления, вызванный конкретной ситуацией, содержащий мероприятия и способ достижения цели. Признаками любого управленческого решения являются: побудительный фактор принятия управленческого решения (производственно-хозяйственные проблемы, информация о перспективах использования новых возможностей, личная или коллективная инициатива субъектов, которая может возникать под влиянием внутренних потребностей, убеждений, стремлений отдельных лиц или в результате действия системы стимулов) субъекты управления как двигатели решения проблемы; один или более вариантов достижения целей формирования решения.

Решения в управлении инновациями отличаются от повседневных управленческих решений.

Решение в управлении инновациями - результат креативного, нестандартного подхода субъекта управления к определению способа действий, направленных на решение проблемной ситуации, благодаря чему она не только устраняется, но и может создать новые возможности для организации.

В системе управления инновационной деятельностью организации менеджеры формируют и реализуют инновационные решения. Инновационные решения - это идеи и предложения (во многих случаях основаны на результатах соответствующих специальных научных исследований и инженерных разработок), которые могут стать основой для создания новых видов продукции или значительно улучшить потребительские характеристики (технические, экономические и т.д.) существующих товаров, создание новых процессов, услуг . Итак, инновационные решения - это решения по внедрению в производство новых продуктов, технологий или организационных решений.

Каждое инновационное решение направлено на решение проблем, возникающих при действии внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы находятся в плоскости самой организации. К ним относятся цели, стратегия, технология, ресурсы, структура производства и управления и тому подобное. Они формируют организацию как систему, поэтому изменение одного из них предусматривает необходимость принятия мер, направленных на сохранение организации как целостной системы. К внутренним факторам относятся также отклонения в запланированных темпах и объемах работ, которые возникают из-за неправильных действий персонала, отсутствие у работников исполнительной дисциплины, нечеткое определение их полномочий. Такие проблемы вызваны самой системой управления, и их необходимо своевременно выявлять, устранять и предотвращать их появление в будущем.

Внешние факторы - это составляющие среды, в которой работает организация. Они могут быть прямыми и опосредованными, угрожающими ей и предоставлять новые возможности. Например, изменение вкусов и приоритетов потребителей может привести к проблемам со сбытом, и организация вынуждена будет не просто отказаться от выпуска привычной дня себя продукции, а найти возможность ее модификации или перехода на другие рынки.

Значительную часть решений менеджеры принимают спонтанно, без длительного размышления, поскольку они касаются ситуаций, уже случались в практике их работы и имеют определенный алгоритм решения.

Таким образом, управление инновациями требует от работников способности отказаться от сложившейся практики выполнения работы, требует нестандартных, оригинальных решений по решению проблем, направляет на поиск новых возможностей в обычном течении событий и тому подобное. Учитывая это их принятие должно опираться на два основных подхода: интуитивный и рациональный (комплексный). Интуитивный подход в принятии управленческих решений основывается на озарении, необъяснимое ощущении того, что решение, которое пришло на ум, является единственно правильным. Рациональный подход предусматривает использование обоснованного алгоритма действий, который формирует логику принятия решения, начиная от всестороннего исследования проблемы и заканчивая выбором оптимального варианта ее решения.

Как правило, рациональный подход используют в ситуациях, когда интуиция менеджера не помогает быстро найти правильное решение, когда проблема имеет несколько вариантов решения или требует значительных инвестиций для устранения. Принимают решение по этому подходом зачастую не один человек, а группа специалистов, работающих в различных сферах деятельности и могут иметь разные мнения относительно способов решения проблемы.

Для формирования управленческих инновационных решений используют значительное количество методов творческого поиска альтернативных вариантов, которые условно разделяют на три группы:

♦ методы индивидуального творческого поиска (аналогии, инверсии, идеализации)

♦ методы, основанные на коллективных формах творческой работы ( "мозговой штурм", конференция)

♦ методы, основанные на активизации творческого поиска (метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа).

В научной литературе существует несколько различных подходов к классификации методов обоснования управленческих решений. Один из самых распространенных способов классификации приведены на рис. 2.4.

Количественные методы применяют в тех случаях, когда факторы, которые влияют на выбор решения, можно оценить количественно. Качественные методы используют тогда, когда факторы, определяющие принятие решения, не подлежат количественной характеристике и не могут быть измерены.

Классификация методов обоснования управленческих инновационных решений

Рис. 2.4. Классификация методов обоснования управленческих инновационных решений [1]

Выделяют два этапа в технологии формирования решения: разработка управленческого инновационного решения и его реализация. На рис. 2.5 приведены этапы выработки инновационного управленческого решения.

Этапы выработки инновационного управленческого решения

Рис. 2.5. Этапы выработки инновационного управленческого решения [2]

В технологии выработки инновационных решений особое значение приобретает анализ видов управленческой информации, необходимой для руководителей организации.

Информация - это совокупность сообщений, отражающих конкретный аспект явления, события, производственно-хозяйственной деятельности.

Информацию можно классифицировать по определенным признакам.

За полнотой охвата явления: полная; частичная; избыточна.

По периоду действия разовая; периодическая; долгосрочная.

По содержанию: планово-учетная; финансовая; бухгалтерская; технологическая; справочная; административная и др.

По уровню достоверности: достоверная; недостоверна.

Носителями информации являются документы, графики, перфоленты, перфокарты, магнитофонные ленты, плакаты, схемы и т. Основным носителем информации является документ. Информация может поступать по централизованной, децентрализованной и смешанной схемам. Часто в условиях производственно-хозяйственной деятельности решения управленческих проблем требует применения графиков и соответственно способов графических изображений.

Среди основных критериев оценки качества информационных материалов следует отметить объективность - полнота, точность, убедительность и непротиворечивость информации; лаконичность - краткость и четкость изложения информации; актуальность - соответствие информации объективным потребностям; своевременность - способность удовлетворить потребность в информации в требуемый срок; коммуникабельность - способность информации быть понятной для субъекта и объекта управления; наглядность - очевидность, основанная на показе информации.

Для обеспечения эффективности инновационного решения целесообразно проводить заключительный и текущий мониторинг - сопоставление целей, сформулированных в решении, с полученными результатами, анализ причин успеха (неудачи) и накопления опыта в управлении инновационной деятельностью.

  • [1] Василенко В. А. Теория и практика разработки управленческих решений: учеб. пособие / В. А. Василенко. - М .: ЦУЛ, 2002. - 420 с.
  • [2] Рачинский Г. В. Управленческие решения по выбору технологических процессов в машиностроительном производстве: Автореф, дис. ... Канд. экон. наук / Г. В. Рачинский; Нац. ун-т "Львовская политехника". - Львов, 2010. - 24 с.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание