Участники инвестиционного процесса: субъекты и объекты инвестирования

Субъекты инвестирования

Согласно украинскому законодательству, субъектами инвестиционной деятельности (инвесторами и участниками) могут быть юридические и физические лица Украины и иностранных государств, а также государства в лице их правительств.

Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, которые принимают решение о вложении личных, одолженных, привлеченных имущественных или интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого участника инвестиционного процесса.

Права у всех инвесторов, независимо от формы собственности по размещению инвестиций в любые объекты, являются уровни. Условия инвестирования могут быть разными для отечественных и иностранных участников. Это зависит от государственной политики по активизации инвестиционных процессов и направлений их государственного регулирования.

Участники инвестиционной деятельности - граждане и юридические лица Украины, других государств, а также государства, обеспечивающих реализацию вложений как исполнители заказов или по поручению инвестора.

Инвестор определяет цели, направления и объемы инвестирования. Для их реализации он привлекает любых участников на договорной основе.

Государство как участник инвестиционного процесса

В соответствии с функциями, которые выполняет государство, она выступает или как инвестор или как участник, или одновременно и как инвестор, и как участник.

Государство как инвестор берет на себя функции финансирования тех отраслей и производств, продукция которых имеет общегосударственный характер (военно-промышленный комплекс, объекты общегосударственной инфраструктуры, магистрали, терминалы и т.д.).

В отдельных отраслях, таких как транспорт, связь, сельское хозяйство, государство сохраняет свои функции инвестора лишь частично. Большинство объектов этих отраслей может принадлежать к частному сектору экономики. В других отраслях функция государства как инвестора проявляется через осуществление государственных заказов.

В переходный период оправдано государственное инвестирование структурной перестройки экономики и развития инфраструктуры рынка. То есть государство может как рядовой инвестор финансировать развитие производств или структур, создание и развитие которых оговариваются потребностями рыночного развития. Доходы, полученные от такого инвестирования, используются государством для расширенного воспроизводства и социальной защиты населения.

Государство выступает как инвестор самостоятельно или осуществляет финансирование на договорных условиях с другими участниками инвестиционного процесса через создание различных организационных структур и совместных производств.

Государство осуществляет свое участие в инвестиционном процессе как прямо через государственный сектор экономики, так и опосредованно влиянием на инвестиционную деятельность через органы власти. К ним относятся органы исполнительной власти, судебные органы, специальные государственные органы, такие как Национальный банк, Фонд государственного имущества Украины, Анти монопольный комитет. Таможенный комитет, специальные государственные фонды и др.

Прямое участие государства в инвестиционном процессе осуществляется через следующие формы:

- Государственные предприятия в различных отраслях экономики;

- Выполнение государственных заказов;

- Государственную долю имущества в смешанных предприятиях.

С развитием рыночных отношений и стабилизации экономики государственный сектор будет сокращаться, а государство больше усилий будет сосредотачиваться на методах опосредованного действия.

Основными формами государственного регулирования инвестиционных процессов являются:

- Государственное кредитование, государственные займы и субсидии;

- Разгосударствление и приватизация;

- Налоговое регулирование предпринимательской деятельности;

- Амортизационная и инновационная политика;

- Лицензирование и квотирование и тому подобное.

В мировой практике известны различные государственные инвестиционные стратегии. Так, одна из них - это политика протекционизма как форма защиты национального производителя. Политика протекционизма предусматривает: высокие пошлины на импортные товары, налоги на иностранные инвестиции, ограничения или запрет ввоза отдельных видов товаров, субсидирование национальных инвесторов и экспорта товаров.

Другая стратегия - широкое привлечение иностранных инвестиций для развития отдельных отраслей или регионов. Она осуществляется путем внедрения налоговых льгот или каникул, льготных кредитов, государственного субсидирования, создание свободных экономических зон и т.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание

Страницы