Гомельский дворцово-парковый ансамбль, как пример паркового строительства в городах Белоруссии

Рассказывая о городских парках XIX века нельзя не рассказать о гомельском дворцово-парковом ансамбле. Этом парк является одним из самых ярких примеров паркового строительства этого периода. Своей красотой он завораживал как жителей XIX века, так и современных жителей и гостей города Гомеля.

История дворцово-паркового ансамбля в Гомеле начинается с 1772 года после того как Гомель отошел с состав Российской империи после раздела Речи Посполитой. В 1775 году Екатерина II подарила его фельдмаршалу Петру Александровичу Рамянцеву-Задунайскому, герою русско-турецкой войны. В указе по этому поводу говорилось: №Жалуется для увеселения его деревня в 5000 душ в Белоруссии». Таким образом Гомель с окрестностями - всего 293 тысячи десятин земли - поступил во владение П. А. Румянцева. Для постройки дворца Екатерина II выделила фельдмаршалу 100 тысяч рублей, передала коллекция картин и другие предметы искусства.

Румянцев задумал выстроить каменный дворец. Для этого было решено снести деревянный замок гомельского старосты князя Михаила Чарторыйского. Оказалось, что строение покоилось на месте более древнего замчища. К 1793 году был выстроен главный двухэтажный корпус дворца. Завершался он бельведером с полусферическим куполом. Имя архитектора неизвестно. Предполагают, что автором проекта являлся Варфоломей Растрелли, но Растрелли умер в 1771 году, когда Гомель находился еще во владении Речи Пасполитой.

Решен дворец строго и просто, в стиле русского классицизма. Главный фасад оформлен четырехколонным портиком. Здание имело цокольный этаж и просторную полукруглую террасу [2, с. 14].

Последующим строительством дворца занимался сын фельдмаршала Николай Петрович Румянцев. (1754--1826 гг.), российский канцлер. Это был чрезвычайно культурный и образованный человек своего времени. В короткий срок он сделал гомельское имение одним из самых благоустроенных в России. «Вообще, такого великолепия и богатства, особенно по отношению к садам и паркам, в именин частного человека нет в целой Белоруссии, да немного подобного и в целой России»,-- писал в конце XIX века в своих очерках белорусский краевед А. Киркор [2, с. 15].

В 1809--1819 годах архитектор Джон Кларк выстроил по заказу Н. П. Румянцева собор Петра и Павла (Петропавловский собор). Началу строительства дворца (1785 г.) относится и начало формирования парка. Несомненно что он существовал и прежде, при Чарторыйском, возможна и возник на основе естественного лиственного леса. Но новые архитектурные сооружения требовали нового решения и окружающего пейзажа. Поэтому и была проведена основная перепланировка прилегающей к дворцовым постройкам территории. Однако по-настоящему парковые работы начались--лишь в 1848 году. По наследству от Николая Петровича Румянцева местечко Гомель и дворец перешли к его брату -- действительному статскому советнику Сергею Петровичу Румянцеву (1755--1838 гг.) Он имел трех дочерей! Закон разрешал завещать поместье только старшей. Чтобы обеспечить всех дочерей, Сергей Румянцев заложил Гомель в Государственный заемный банк. Гомельский же дворец продал графу Ивану Федоровичу Паскевичу-Эриванскому, князю Варшавскому. Император Николай I за победы, одержанные фельдмаршалом в Закавказье, пожаловал ему в январе 1838 года часть местечка Гомель.

Дворец был реставрирован, в 1837--1848 гг. архитектором Модзелевским с южной стороны пристраивается трехэтажная башня. Она оказалась тяжеловесной и не соответствующей архитектурному облику дворца, но подчеркивала его роль в общей парковой композиции, а также в силуэте города. Поднятый на шпиле башни флаг извещал о пребывании во дворце ее владельцев, а башенные часы на четвертом этаже мелодично вызванивали время [18, с. 151].

Парковые работы велись Паскевичем очень основательно, что видно из архивных материалов, среди которых сохранились доклады садовников. Завозили на некоторые участки парка глину и песок, перекапывали и удобряли верхний слой почвы.

Парк пасксвичской усадьбы формировался на месте старых парковых композиций. О. Шишкина (1848), посетившая усадьбу в 1845 г., писала, что «кругом на берегу реки, по притокам разводят сад и копают широкий канал. Некоторые места уже устланы дерном, усажены цветами. Особенно много различных роз: алых, малиновых, белых, пунцовых, желтых...» [18, с. 151].

Зимой 1848 года с Кореневской лесной дачи перевезли в Гомельский парк дуб, клен, вяз, граб, ясень. На следующий год из Варшавы прибыли 300 мелких и 58 крупных деревьев, а также некоторые тепличные растения. Редкие экзотические растения баржами были доставлены из Парижа.

Известный русский ботаник и садовод, бывший в те времена адъюнкт-профессором Горы-Горецкого земледельческого института Э. Ф. Рего, побывав в 1851 году в Гомеле, писал: «В парке замечательны превосходные хвойные деревья, особенно лиственницы и сибирские кедры. По всей территории парка высадили много экзотических растений, среди которых были гинкго двулопастный, дуб черешчатый гребенчатый, дуб красный, Князь Паскевич самолично привез дуб из Парижа. В парке высажено немало экзотических деревьев: пихта сибирская, орех маньчжурский, клен ясенелистный, рябина плакучая, яблоня Недзведского...» [18, с. 152].

Первоначально парк занимал площадь около 10 га. Его естественной южной границей служил огромный овраг с ручьем Гомеюк, за которым располагался плодовый сад. Но постепенно он становился и парком. Здесь были размещены беседка со скифской каменной бабой, оранжерея, высажено много древесных экзотов. Верхний мост длиной 80 м через овраг (глубина до 18 м) объединил старый парк с новым. Своей легкой металлической конструкцией этот мост противопоставлялся архитектурному образу нижнего, «лебяжьего», моста, расположенного у устья ручья. В начале XX в. было завершено формирование единого паркового ансамбля высокой художественной ценности. Он был обнесен высокой каменной стеной, занимал площадь около 25 га и своим объемом соответствовал величественному дворцу, который доминировал в парковых пейзажах и хорошо просматривался с каждой его точки.

В начало нынешнего столетия парк несколько изменился. По всей его территории высадили много экзотических растений, среди которых были гинкго двулопастный и дуб черешчатый гребенчатый. Князь Паскевич самолично привез дуб из Парижа. Центром композиции парка стала дворцовая башня, и все дорожки планировались с учетом наиболее выгодного ее обзора. К этому времени парк занимал 25 гектаров и состоял из трех частей. Партер перед дворцом представлял собой сплошной зеленый газон, на который в теплое время выставлялись в кадках тропические вечнозеленые растения. Окаймлялся партер вековыми деревьями; все его дорожки посыпались речным песком. Вокруг располагались цветочные клумбы. Вся эта территория вечером хорошо освещалась электричеством.

Исторические сведения о первоначальной композиции парка немногочисленны. Пожалуй, наиболее достоверное представление о ней дает картина художника М. Залесского (50-е гг. XIX в.). Дворцово-парковый ансамбль явился основным ядром, по отношению к которому с конца XVIII в. ведется переустройство феодального Гомеля. Две центральные улицы, лучеобразно ориентированные на дворец, подчеркивают его главенствующее положение в городском ансамбле. Перед парком формируется большая площадь, со стороны которой по основной планировочной оси расположен главный въезд, фиксированный двумя парами пилонов с массивными чугунными воротами. Парадный партер занимал всю центральную часть. Он самый большой среди партеров всех парков Белоруссии. Имел регулярную планировку с большим кругом и фонтаном по оси дворца. В боскетах (разной формы) выращивались цветочно-декоративные растения, в качестве солитеров были высажены экзотические деревья, а вдоль дворца росло 14 деревьев с шарообразной формованной кроной. В летний период функционировал фонтан, выставлялись в кадках субтропические и тропические растения [1, c. 67 - 68].

На высокой круглой площадке у входа во дворец были выставлены на лафетах орудия, подаренные князю Паскевичу Николаем I. Здесь же росли два развесистых дерева конского каштана -- любимое место отдыха графа Румянцева. Вот как описано это место в «Опыте описания Могилевской губернии»: « С правой стороны дворца стояла больших размеров бронзовая статуя изображавшая последнего польского короля Станислава Понятовского верхом на лошади, статуя эта по заказу поляков для Варшавы, была сделана датским художником Торвальдсеном, но после взятия Варшавы Императором Николаем Павловичем фельдмаршелу князю Паскевичу. По обеим сторонам статуи на каменных пьедесталах стоят подаренные императором две пушки взятые во время похода в Турцию в 1829 г. [26, с. 40-41].

В Паскевичский период в развитии ансамбля сказались идеи романтизма. Они нашли выражение не только в строительстве дворцовой башни в форме неоренессанса, но и в увлечении историческим материалом, экзотикой, символикой. Оформление партера и башни велось с учетом исторических событий, связанных с деятельностью владельца и отражающих его заслуги.

Дворцовый ансамбль, занимая очень удобное положение на высокой террасе, доминировал в пейзажах. Древесные группы подчеркивали перспективы на дворец с открытых полян, видовых площадок. Это придавало необыкновенную монолитность ансамблю, усиливало его художественную выразительность и совершенство. Особенности рельефа позволили сформировать ландшафтные участки с учетом светотеневых контрастов, а прогулочные маршруты организованы с большим разнообразием перспектив [18, с. 153-154].

Во второй половине XIX и в начале XX в., как уже отмечалось, ведутся большие работы по формированию парка за оврагом Гомеюк на месте плодового сада, где в историческом прошлом размещался городской посад. В 1889 г. отсюда в Добруш перевозится сахарный завод. Труба завода высотой до 40 м переоборудуется в башню обзора. В парковый ландшафт включается оранжерея, устроенная по типу зимнего сада. В этот период в парке работали местные садовники И. П. Купст, Ф. И. Суркевич, Я. Я. Бренгульс, дважды в год их инспектировал главный садовник. Его обязанности первоначально исполнял Пирло, а позднее Г. И. Кауфальт, директор Рижских городских садов (Будыка, 1973). Парк за оврагом формируется в виде огромного древесного массива с сетью прогулочных аллей и дорожек. Он служит зоной отдыха и уединения и в какой-то степени противопоставлен дворцовой части, организованной с подчеркнутым блеском и великолепием. Основная часть прогулочного маршрута проходит по гребню террасы. С видовых точек открываются живописные панорамы на Сож, на спокойные заречные дали. Уединенной видовой площадкой около паркового партера служил мыс с ' юго-восточными перспективами, декорированный редчайшими экзотами, завезенными из Парижа (дуб черешчатый гребенчатый, липа Каролинская и американская).

Вот описание гомельского парка А. Виноградова сделанное в начале ХХ века: «Великолепный парк князя Паскевича, одна из примечательностей города с весны по четвергам и воскресениям 5 - 9 часов, с платою за вход по 12 копеек в пользу пожарного общества (оркестр которого гуляет во время гуляний.

Приезжие могут осматривать его ежедневно 9 - 12 часов в сопровождении одного из привратников. Парк пересекается оврагом Гомеюком, через который перекинут, выше вековых деревьев длинный, как бы ажурный, мост, желающее могут спуститься вниз, где так же есть красивые мосты павильоны, беседки и др. В парке имеется чудная оранжерея, гроты, цветники, фонтан, некоторые аллеи уставлены тропическими деревьями и мраморными статуями. Везде электрическое освещение» [5, с. 40 - 41].

Сейчас в парке произрастает более 100 видов и садовых форм. Со стороны реки Сож парк практически не имеет границ, и визуально кажется, что река и пойма являются его составной частью. Ивовые насаждения хорошо закрепляют и декорируют берег реки. Фон образует ива белая. Единично растут ива гибридная, шелюга красная, тополь китайский и канадский. По крутому склону террасы против дворца лестница ведет к набережной, обсаженной липами. Край террасы закреплен подпорной каменной стенкой. Живописная южная перспектива в сторону набережной, на петляющую внизу дорогу, нижний каменный мостик и лебединое озеро открывалась с веранды башни над большим гротом [18, с. 153-154].

Гомельский дворцово-парковый ансамбль сохранился в своих прежних границах, хотя претерпел заметные композиционные изменения. Вместе с исторической частью города он является единственным в Белоруссии цельным ансамблем и наиболее замечательным памятником эпохи русского классицизма, что налагает особую ответственность при его сохранений и эксплуатации. Дворцово-парковый ансамбль -- место возникновения и развития древнего города, по-прежнему остается главным звеном его современного архитектурного образа.

Таким образом, можно сказать, что Гомельский дворцово-парковый ансамбль является одним из ярких образцов паркового строения в XIX столетии на территории Белоруссии. Строительство парка началось после того, как город Гомель перешел во владения князя П. А. Румянцева в 1775 году, и продолжилось князьями Паскевичами вплоть до начала XX в. Строительство парка проходило в несколько этапов. В парке высажено большое количество редких и экзотических деревьев. С конца XIX - начала XX вв. парк был открыт для посещения всеми горожанами.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом