Актуальные направления развития промышленного графического дизайна

Виды промышленного графического дизайна

В современном мире идет революция промышленности. Некоторые люди не видят смысла делать какие-то вещи красивыми, они считают, что она должны приносить пользу и только. Красоту же в любых ее проявлениях могут создавать только осененные «божественным вдохновением» художники в виде произведений. Слабость таких эстетических воззрений лишают их всех начал добра и красоты, уничтожает тягу к прекрасному, к искусству.

Первым промышленным дизайнером можно считать Уильяма Морриса. Он предложил участие художников в создании простых бытовых вещей. По существу Моррис был одним из самых первых теоретиков будущего дизайна, зачатки идей которого уже как бы носились в воздухе.

Взгляды, высказанные Моррисом, были столь многогранны и глубоки, что каждое последующее направление в искусстве находило в них что-то новое для себя и продолжало разрабатывать ту или иную сторону его учения.

Многие из выдвинутых им идей дали плодотворные результаты. Такой была его идея о неограниченном проникновении эстетического во все области производства предметов. Затем он обратил внимание на связь материала и производимой из него вещи. Наконец, он указал на важнейший принцип соответствия формы, украшения и отделки предмета его сути, его назначению эти верные и прогрессивные элементы его теории получили в дальнейшем признание и развитие.

Однако в условиях интенсивного развития промышленного развития промышленного производства украшение предметного мира не могло быть по-настоящему жизнеспособным.

Первое десятилетие существования Советского государства оставило нам богатое своими достижениями и противоречиями творческое наследие, отразившее поиски нового, современного и созвучного своей эпохе художественного освоения действительности. Созданные в те годы эстетические ценности, при всей их неоднозначности, спорности, останутся в истории нашей социалистической культуры. Не менее примечательно и то, что революция создала социальные предпосылки художественного конструирования в те годы, когда наша промышленность, как и всё народное хозяйство, были разорены империалистической и гражданской войнами.

Вопрос о создании предметной среды, отвечающей новым социальным идеалам, и внедрении художественного творчества в производство был поставлен в общегосударственном масштабе уже в 1918 году. При отделе изобразительных искусств Наркомпроса был организован подотдел художественной промышленности, а в составе научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства была создана художественно-производственная комиссия, куда наряду с художниками входили руководящие и инженерно-технические работники производства.

В опубликованной этой комиссией декларации, в частности, говорилось, что она «разрабатывает и согласует различные мероприятия по художественной части во всех производственных отделах ВДНХ… руководит художественной стороной строительства… организует повсеместно художественный надзор… Её ведению подлежит художественная часть всех производств» и т.д. Далее в декларации говорилось, что «народный быт во всех своих проявлениях должен радовать глаз; во всём должен проявляться целесообразный комфорт; нужно украсить отдых трудящегося человека и дать ему уютный домашний очаг».

Вскоре был поставлен вопрос и о подготовке специальных художников с техническим уклоном. Постановлением Совнаркома за подписью В.И. Ленина, опубликованным 25 декабря 1920 года, были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС). Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности». Образовался ВХУТЕМАС первоначально в результате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1926 году ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 года.

В новом учебном заведении художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую и создание произведений искусства, и художественно ценных предметов быта и техники. Программа обучения нащупывалась довольно быстро. Более или менее окончательно методика обучения отработалась к 1922-1923 годам, хотя дисциплины художественного и технического циклов часто вступали в противоречие, их соотношение менялось, что приводило к известной изоляции их друг от друга. Всё это можно понять - создавалась новая специальность.

Современные представления о промышленном дизайне дают нам возможность определить область его применения.

Под промышленным дизайном понимается в первую очередь область деятельности, которая создает образ продукта и является своего рода комплексным проектом его производства и продвижения. Вместе с тем промышленный дизайн не только формирует образ продукта, но и обеспечивает удобство его использования, технологичность его производства и проектирования.

Промышленный дизайн можно рассматривать как средство организации целостной эстетической и эргономической субъектно-объектной среды в сфере производства и продвижения товаров и услуг. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства среде и ее объектам, дизайнер тем самым формирует и «проектирует» человека, который будет пользоваться этими объектами и жить в этой среде.

Опосредуя отношения между производством и торговлей, промышленный дизайн тем самым связывает человека и производство, человека и продукт. В этом состоит важная социально-культурная и социально-гуманитарная функция промышленного дизайна.

Особенность дизайна заключается в том, что каждый объект рассматривается в нем не только с точки зрения его функциональности, надежности, эстетических качеств, но и во всем многообразии его связей, возникающих в процессе производства, продвижения, потребления продукта.

Таким образом, промышленный дизайн - неотъемлемая составляющая процесса производства и продвижения любого продукта. Но вместе с тем это и важный элемент характеристики той или иной компании, которая делает ее узнаваемой.

В широком смысле слова промышленный дизайн охватывает весь спектр возможных объектов проектирования: товары массового потребления, рекламу, жилые и производственные интерьеры, производственное оборудование и транспорт, военную и космическую технику, комплексные средовые и производственные объекты и даже объекты социального проектирования.

Промышленный дизайн имеет непосредственное отношение к образу продукта, его товарному внешнему виду, эстетике и функциональности, а через эти параметры продукта - и к его техническим характеристикам и стандартам качества; к материалам, использованным в его производстве; к конструкторским, производственным и офисным помещениям, в которых рождается новый продукт; к торговой марке, под которой этот продукт становится узнаваемым на рынке; и даже к социальным отношениям, возникающим между людьми в процессе разработки и производства продукта и его продвижения к потребителю.

На современных рынках прежде всего уровень дизайнерских решений определяет потребительские свойства и конкурентоспособность товаров и тем самым влияет не только на результаты бизнеса, но и непосредственно на качество жизни миллионов людей. В борьбе за рынки сбыта компании используют новейшие достижения в области промышленной психологии, эргономики и антропометрии, технической эстетики, стайлинга - словом, всего того, что, собственно, и составляет содержание понятия «промышленный дизайн».

Прорыв в области промышленного дизайна поможет придать свежий импульс усилиям по повышению конкурентоспособности московской промышленности. Решающим условием такого прорыва должны стать кардинальная смена бизнес-стратегий московских предприятий, использование дизайна как мощного интегрального инструмента, позволяющего синтезировать в целостную систему все этапы продуктового цикла - от технологических разработок и производства до продвижения, рекламы и поддержки торговой марки (бренда).

Промышленный дизайн - очень емкое направление, в котором много разновидностей.

Целью промышленного дизайна является идея улучшить внешние достоинства объектов, производимых в промышленности, через творческую активность. Это творческий метод, процесс и результат художественно - технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим. Включает в себя элементы искусства, маркетинга и технологии. Охватывает широчайший круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоёмких изделий. В традиционном понимании к промышленному дизайну относятся бытовые и промышленные приборы, разнообразный инвентарь. Глубокие исторические корни имеет дизайн мебели, посуды, светильников, оборудования для интерьеров. Наиболее передовой частью промышленного дизайна является автомобильный, транспортный дизайн, дизайн средств связи.

Объекты дизайна:

· орудия труда;

· механизмы;

· бытовая техника;

· мода и аксессуары.

Этапы разработки промышленного дизайна:

· генерация идеи;

· концептуальная проработка;

· эскизирование;

· 3D сканирование пластилиновых прототипов;

· трехмерное моделирование;

· прототипирование готового изделия;

· конструирование;

· подбор технологических процессов;

· инженерный анализ и оптимизация.

Отдельно хочется остановиться на графическом промышленном дизайне. Он предусматривает разработки и развитие различных способов оформления упаковочной продукции.

К упаковочной продукции относятся:

· картонная упаковка (картон, гофрокартон, микрогофрокартон, картонная намоточная тара, картонные защитные уголки);

· бумажная упаковка;

· упаковка из хромэрзаца;

· полимерная упаковка (полистирольная, полиэтиленовая, полипропиленовая, из поливинилхлорида, пластиковая, пластмассовая, упаковка из пленки, блистер-упаковка);

· одноразовая посуда;

· металлическая упаковка (жесть, сталь);

· алюминиевая упаковка, фольга;

· стеклянная упаковка.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом