Классификация звукоизобразительной лексики

Принимая во внимания многообразие аспектов изучения и употребления звукоизобразительной лексики, необходимо отметить, что критерии, полагаемые в основу классификаций звукоизобразительной лексики, дифференцируются в зависимости от целей авторов и ученых. Например, в аспекте перевода С. Влахов и С. Флорин с одной стороны классифицируют звукоподражательные/ ономатопоэтические слова исходя из их происхождения как 1) природные - гром, треск, шелест, морской прибой; 2) животные - крики или вообще звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми и 3) механические - клаксон, лязг металла, звонки. Однако, с другой стороны, звукоподражательные/ономатопоэтические слова, в зависимости от их употребления в литературе, были классифицированы как: 1) общепринятые - как их слышат все члены данной языковой общности; 2) индивидуальные - как их слышит автор, или как он хочет, чтобы их услышал читатель [Влахов, 1986. С.200-215].

С.В. Воронин классифицрует звукоизобразительные слова по акустическим характеристикам объекта. Звукоподражательные/ономатопоэтические слова классифицируются по типу звучания и типам сочетаний звучаний, которые находят звукоизобразительное отражение в ономатопах. При этом принимаются во внимание пять основных параметров звучания: I - высота, II - громкость (интенсивность звука), III - время, IV - регулярность и V - диссонантность. Выделенные пять основных типов звучания служат основой для объективной характеристики звучаний и выявления классов и типов звучаний, находящих отражение в звукоподражательной подсистеме языка. По параметру I звучание характеризуется как высокое или низкое, по параметру II - как гломкое или тихое, по параметру III - как удар или неудар, а класс неударов далее делится на краткие и длительные. По параметру IV среди неударов выделяются два противопоставленных класса - шум и тон, или шумовой и тоновой неудары. По параметру V выделяются диссонанс и недиссонанс, к недиссонансам относятся как удары, так и неудары, а диссонансы представляют собой серию ударов [Воронин, 2006 ].

На основе сочетаемости различных параметров С.В. Ворониным были выделены девять типов звучаний:

I. Удар;

II. Тоновый неудар;

III. Чисто шумовой неудар;

IV. Тоношумовой неудар;

V. Квазиудар;

VI. Чистый диссонанс;

VII. Тоновый квазинеудар;

VIII. Чисто шумовой квазинеудар;

IX. Тоношумовой квазинеудар [Воронин, 2006 ].

Типы звучаний, в свою очередь, могут также сочетаться друг с другом в различных комбинациях (типы сочетаний звучаний). Типы звучаний образуют три класса:

А. Удары;

Б. Неудары;

В.Диссонансы (промежуточный между ударами и неударами класс).

Типы сочетания звучаний объединяются в два гиперкласса:

АБ. Удары-неудары (совмещает черты классов А и Б)

ВАБ. Диссонансы квазиудары (совмещает черты все трех классов при доминировании класса В).

Для обозначения классов и гиперклассов звукоподражаний/ ономатопов приняты следующие названия:

А. Инстанты;

Б. Континуанты;

В. Фреквентативы;

АБ. Инстанты-континуанты;

ВАБ. Фреквентативы квазиинстанты-континуанты [Воронин, 2006 ].

Внутри каждого класса и гиперкласса выделяются более дробные типы звукоподражаний/ономатопов, а также выделяются словообразовательные модели [Воронин, 1969].

Касательно классификации звукосимволической подсистемы языка, согласно С.В. Воронину, выделяются три основных класса звукосимволической лексики: интракинесемизмы (фоно- и мимеоинтракинесемизмы), экстракинесемизмы и интра-экстракинесемизмы. Внутри классов так же, как и в звукоподражательной подсистеме, проводится более дробное деление на различные типы лексики на основе фоносемантических групп.

Всего выделяется 36 типов фоноинтракинем: «I. Втягивание носом воздуха; II. Фырканье; III. Храп; IV. Посвистывание ртом или носом; V. Чихание; VI. Лизание, лакание; VII. Сосание; VIII. Всасывание (ртом жидкости); IX. Плевание; X. Чмоканье (смакование); XI. Цоканье; XII. Щелканье; XIII. Чавканье; XIV. Дуновение (ртом); XV. Вздох; XVI. Дыхание с присвистом; XVII. Плач, вой; XVIII. Громкий крик; XIX. Орание, рев; XX. Пронзительный крик; XXI. Смех; XXII. Кусание; XXIII. Зевота; XXIV. Ворчание; XXV. Стон; XXVI. Хныканье; XXVII. Хихиканье; XXVIII. Удушье; XXIX. Глотание; XXX. Икота; XXXI. Кашель; XXXII. Жиление; XXXIII. Резкое движение; XXXIV. Рыгание; XXXV. Рвота; XXXVI. Хрип» [Воронин, 2006. C.74].

В соответствии с теми полостями, в которых преимущественно и происходят рефлекторные и «выразительные» движения, данные фоноинтракинемы подразделяются на три класса. В пределах каждого из них имеются подклассы:

А. Носовые:

Подкласс А - собственно носовые (тип I);

Подкласс АВ - носогорловые (типы II-III);

Б. Ротовые:

Подкласс БА - ротоносовые (типы IV-V);

Подкласс Б - собственно ротовые (типы VI-XIII);

Подкласс БВ - ротогорловые (типы XIV-XXI);

Подкласс БАВ - ротоносогорловые (типы XXII-XXVII);В. Горловые:

Подкласс ВА - горлоносовые (тип XXVIII);

Подкласс ВБ - горлоротовые (тип XXIX);

Подкласс В - собственно горловые (типы XXX-XXXVI) [Там же. С.74]

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом