Аспекты глобальной логистики

Характерной особенностью современного общественного развития является глобализация.

Глобализация (англ. Globalization) - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основными последствиями глобализации международное разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технических процессов, а также сближение культур разных стран [180]. В ходе глобализации мир превращается в единую глобальную систему. За последние десятилетия темпы глобализации стали более высокими.

Экономическая глобализация связана с формированием единого экономического пространства, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, а экономики разных стран тесно взаимосвязаны. Иначе говоря, весь мир рассматривается как единый интегрированный рынок. Глобальные компании, располагают предприятия там, где обеспечивается эффективность и производительность, а свою продукцию отправляют по всему миру.

Глобализация хозяйственной деятельности имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, из-за распространения новых технологий, увеличение и ускорение товаропотоков, рост инвестиций, рациональное решение глобальных проблем она способствует развитию национальных экономик, а с другой - усиливает его неравномерность, взаимозависимость и неопределенность.

Экономическая глобализация требует глобализации логистических процессов. Макрологистическая глобализация предполагает создание и развитие глобальных межгосударственных транспортных, телекоммуникационных и других макрологистических систем.

Сергеев В.И. глобальную логистику понимает как стратегию и тактику создания постоянных макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных регионов и стран мира на основе международного разделения труда, партнерства и кооперирования в форме соглашений, договоров, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

Чтобы обеспечить развитие компетенции предприятия в логистике до глобального уровня, логистические менеджеры имеют мыслить в глобальных категориях, знать тенденции мирового рынка, подходы к организации международных поставок, уметь формировать и поддерживать хозяйственные связи в многоуровневых логистических цепях.

К главных движущих сил глобализации логистики можно отнести [24]:

1) экономический рост. Для обеспечения экономического роста и увеличения прибыли предприятиям необходимо выходить на мировые рынки;

2) опора на логистическую цепь. Бизнес все больше ориентируется на логистическую цепь в целом, передает международным логистическим посредникам значительную часть логистических функций (экспедирование, транспортировка грузов, ведения документации и др.);

3) технологический прогресс. Развитие средств связи и информационных технологий, работа в режиме реального времени стимулирует спрос на продукты мирового уровня, ускоряет обработку международной коммерческой документации (заказ, транспортные и таможенные документы и др.), Сокращает цикл выполнения заказа. Все это способствует расширению хозяйственной деятельности в мировом масштабе;

4) дерегулирования. Процедуры дерегулирования, проводимых многими государствами, снимают торговые, таможенные, транспортные и финансовые барьеры на пути потоков капитала, товаров и информации через национальные границы;

5) регионализация (макрорегионализация). Для стимулирования региональной торговли и защиты торговых партнеров от внешней конкуренции, страны с соседних регионов оформляют свои экономические связи официальными межгосударственными соглашениями, например, Европейский Союз, Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли (НАФТА), о ' единения стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (APEC), договоры о свободной торговле на территории Европы, Ближнего Востока и Африки (регион EMEA) и др.

Региональной интеграции способствуют сходство политических систем, национальных традиций, пользование едиными сырьевыми ресурсами, сочетание коммуникаций. Внутри регионов применяют снижение торгового пошлины, уменьшение таможенных ограничений, внедрение единых стандартов транспортной документации и общих систем транспортировки и грузопереработки, что облегчает движение грузопотоков. Факторы глобализации и взаимосвязи между ними приведены на рис.12.3.

Факторы глобализации и взаимосвязи между ними

Рис. 12.3. Факторы глобализации и взаимосвязи между ними [24]

Различают четыре этапа региональной экономической интеграции: соглашение о зоне свободной торговли, таможенный союз, общий рынок и экономический союз, который является высшим этапом интеграции.

Таким образом, регионализации можно рассматривать как процесс, предусматривающий формирование общего рыночного пространства географически, исторически и культурно родственных стран, который сопровождается: унификацией условий экономической деятельности, снижением взаимных ограничений в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для реализации международного сотрудничества. Регионализация является формой глобализации и одновременно противоречит ей, поскольку создает новые ограничения на движение товаров, денежных ресурсов и рабочей силы.

Наряду с способствующими факторами сохраняются серьезные барьеры на пути глобальной логистики, обусловленные политическими системами, разным экономическим и социальным уровнем развития стран, связанные с налоговой, таможенной, торговой политикой государств и тому подобное. Наиболее существенными считают такие барьеры глобальной логистики [24]:

- Особенности рынков и конкуренции;

- Финансовые барьеры;

- Барьеры каналов распределения.

К рыночным и конкурентных барьеров относятся ограничения поступления на рынок, труднодоступность информации, особенности ценообразования, таможенные тарифы, правила конкуренции.

Финансовые барьеры связаны со сложностью прогнозирования финансовых результатов и различиями в формах работы банков, страховых компаний и т.

Барьеры в каналах распределения, создают торговые ограничения и межгосударственные различия стандартов инфраструктуры, в том числе национальные особенности средств транспортировки и грузопереработки, складских и портовых мощностей, систем связи. Так, транспортные средства в разных странах очень различаются по размерам, грузоподъемности. Например, в Украине ширина железнодорожной колеи больше, чем в других европейских странах.

Эти барьеры затрудняют движение логистических потоков, приводящих к увеличению расходов. Логистические менеджеры при планировании международных логистических операций должны оценивать затраты на преодоление указанных барьеров и дополнительные выгоды от выхода на международные рынки. В целом в мире наблюдается явная тенденция, свидетельствующая, что все больше компаний становятся глобальными структурами бизнеса. Самые глобальные компании: "Дженерал моторз" и "Форд" (СЕЛА, автомобили), "Эксон" (США, нефтепродукты), "Бритиш петролеум" (Великобритания, нефтепродукты), "Сименс" (Германия, бытовая техника), "Филипс" (Нидерланды, электроника), "Нестле" (Швейцария, пищевые продукты), "Самсунг" (Южная Корея, электроника), "Майкрософт" (США, программное обеспечение) и др.

Целесообразность деятельности предприятия в международных масштабах зависит и от отраслевых ограничений, обусловленных характеристиками отдельных видов товаров. Осуществлению операций в пределах местного, а не международного рынка способствуют такие отраслевые факторы [143]:

- Относительно низкая стоимость или удельная стоимость. Удельная стоимость груза - это отношение стоимости продукта к его весу или размеру. Так, в цене безалкогольных и слабоалкогольных напитков дешевых марок, имеющих низкую удельную стоимость, затраты на перевозку составляют значительную долю и поэтому их нецелесообразно перевозить на большое расстояние. Наоборот, в цене электронных приборов с высокой удельной стоимостью (ноутбуки, проигрыватели и др.) Логистические расходы составляют незначительную долю, и это стимулирует их поставки по всему миру;

- Короткий срок годности;

- Зависимость от культурных особенностей региона потребления;

- Незначительные различия продукции в различных конкурентов или безразличие потребителей к торговой марке;

- Необходимость в хорошем контакте с потребителями или в личном обслуживании;

- Ограниченная экономия от масштабов производства;

- Социальные или политические факторы, стимулирующие местное производство.

В процессе глобализации хозяйственной деятельности предприятий выделяют пять уровней [24]:

- Сохранение дистанции,

- Самостоятельный экспорт,

- Самостоятельные зарубежные операции,

- Укоренение бизнеса в зарубежных странах,

- Денационализация деятельности.

На первом уровне глобализации предприятие с небольшим опытом в международных соглашениях, передает продукцию посреднику по международным операциям (дистрибьютору), который принимает на себя ответственность за их выполнение. Риск для компании сокращается, но уменьшается прибыль и контроль за логистической деятельностью. На втором уровне глобализации предприятие имеет опыт в международных операциях, но пользуется на зарубежном рынке услугами местного агента (дистрибьютора), который осуществляет маркетинговые мероприятия, управление запасами, расчеты и послепродажное обслуживания. Третий уровень глобализации характеризуется присутствием на местном рынке, то есть развитием его зарубежных операций по маркетингу, производству и распределению при сохранении местными предприятиями методов работы материнской компании, поскольку на зарубежные рынки направляются ее менеджеры. На четвертом уровне происходит использование местных менеджеров, маркетинговых и торговых организаций и даже время местных бизнес-систем. В управление бизнесом проникает управленческая философия страны пребывания, но ведущую роль все же играет философия страны происхождения. На уровне денационализации бизнеса компания отказывается от диктата местных предприятий единой хозяйственной политики, принятой в стране происхождения, создает региональные штаб-квартиры для координации всех операций. Высшее руководство такой компании обычно имеет смешанный национальный состав. Большинство компаний, действующих на мировом рынке, находится на втором, третьем или четвертом уровнях глобализации.

Задачами глобальной логистики является [24; 131]:

- Оптимизация функционального цикла глобальной логистики (сокращение продолжительности за счет ускорения международных перевозок, уменьшение количества посреднических структур);

- Развитие международной логистической инфраструктуры;

- Развитие информационного обеспечения глобальных логистических процессов;

- Создание глобальных логистических союзов.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание