ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ

Структура и объемы логистических затрат

На сегодняшний день в действующий отечественной нормативно - правовой базе, которая обеспечивает ведение бухгалтерского финансового учета на предприятиях, отсутствует такое понятие, как "логистические расходы", а следовательно, отсутствует и единое мнение относительно этого понятия и среди ученых. Многообразие подходов к определению понятия "логистические издержки" приведены в табл.11.1.

Таблица 11.1. Определение понятия "логистические издержки"

Автор

Определение

Гаджинський А. [331

Логистические затраты - это затраты на выполнение логистических операций.

Григорьев М.Н. [38, с.192]

Логистические затраты - это затраты на выполнение логистических операций; включают в себя издержки обращения и часть издержек производства. Представляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленных выполнением предприятиями своих функций по выполнению заказов потребителей.

Миротин Л.Б., Ташбаев Е. [82]

Логистические расходы - это расходы на элементарные и комплексные логистические операции, потери от иммобилизации средств, расходы на логистическое администрирование, убытки от недостаточного качества логистического менеджмента и сервиса.

Моисеева Н. К. [84]

Логистические расходы представляют собой денежное выражение использованной рабочей силы, средств и предметов труда, финансовые затраты и различные негативные последствия форс-мажорных обстоятельств, которые обусловлены продвижением материальных ценностей (сырья, материалов, товаров) на предприятии и между предприятиями, а также поддержанием запасов.

Крикавский В. Е. [66, с.311]

Логистические расходы - сумма расходов на управление и реализацию логистических процессов в определенных границах перемещения материальных потоков.

Окландер М. А. [99, с.23]

Логистические затраты - это затраты, связанные с движением и хранением товарно-материальных ценностей, начиная от выбора поставщика и заканчивая доставкой готовой продукции и обслуживанием потребителя. Расходы, обусловленные выполнением логистики.

Сковронек Ч. [125]

Логистические затраты - это выраженное в деньгах потребления живого труда, средств и предметов труда, финансовые затраты, а также другие отрицательные последствия чрезвычайных событий, вызванных перемещением материальных благ (сырья, материалов, изделий) на предприятии и между предприятиями, а также содержанием запасов.

Сумець А. Н. [132]

Под логистическими затратами следует понимать уменьшение экономических выгод в виде выбытия материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, обеспечивают продвижение материальных активов в рамках логистической системы или цепи поставок.

Фролова В. В., Шумакова О. В. [145]

Логистические затраты - это затраты материальных, финансовых, трудовых, информационных ресурсов, что обусловлено выполнением заказов потребителей.

Неоспоримым фактом, в приведенных в табл.11.1 определениях, является то, что логистические расходы (англ. Logistical costs) - это расходы, связанные с выполнением логистических операций и, в общем виде, представляют собой денежное выражение величины затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и информационных) на обеспечение перемещения материальных и связанных с ним потоков в пределах логистической системы и выполнения заказов потребителей.

Логистические расходы неразрывно связанные с функционированием логистической системы предприятия и формируются в различных сферах: снабжения, производства и распределения, что затрудняет возможности эффективного управления ими.

Логистические расходы формируются в результате выполнения логистических операций [105, с.30; 107, с.212] и составляют значительную часть общих расходов предприятия [105, с. 31], определяя, тем самым, себестоимость продукции и услуг, конечные результаты производственной деятельности, а следовательно, и общую экономическую эффективность хозяйствования.

Исследования, выполненные профессором Гербертом В. Дэвисом, и обнародованы в 2009 году [165], показали, что расходы предприятий, связанные с логистикой, составляют до 45 процентов в структуре общих и административных расходов предприятия (табл. 11.2).

Среди функциональных областей логистики крупнейшими являются расходы на транспорт и складирование - они составляют, соответственно, 46% и 26% от общих затрат на осуществление логистической деятельности (табл. 11.3) [59].

Таблица 11.2. Логистические затраты предприятия в структуре доходов и расходов

Доли логистических затрат в структуре доходов и расходов предприятия

Значение,%

- В структуре совокупных доходов предприятия

7-16

- В структуре административных расходов предприятия

10-35

- В структуре общих затрат предприятия

20-45

Таблица 11.3. Доля функциональных областей логистики в процентах к общей сумме логистических затрат

Функциональная область

Доля от общей суммы расходов,%

Транспорт

46

Складирования

26

Запасы

10

Другие

18

вместе

100

Анализ структуры логистических издержек в странах с развитой экономикой показывает, что наибольший удельный вес в них занимают расходы на: управление запасами - 20-40%, транспортировка - 15-35%, административно-управленческие функции - 9-15%. В частности, для Японии расходы на транспортировку составляют 13,5% от объема продаж, для Англии - 5,5% от объема продаж, для стран ЕС расходы на транспортировку продукции равняются 8,6%, на складирование и хранение запасов - 9,20% и 3,20% на логистическое администрирование [153, с. 11-12].

По исследованиям С.В. Саркисова, который подает структуру затрат на логистическую деятельность по странам мира как триаду затрат на запасы, складирование и транспорт (табл. 11.4) [117], по транспортным расходам лидируют Великобритания, США, Канада и Франция (45-48%), по расходам на складирование - Италия, Великобритания, Россия и Средняя Европа (+2734%), по расходам на запасы и учет заказов - Бенилюкс, США, Россия (35-47%).

По оценкам, приведенным в работе [74], доля логистических затрат на зарубежных предприятиях различных отраслей промышленности достигает от 10 до 27%:

- Производство металла и металлообработка - 26-27%;

- Химическая промышленность - 20-25%;

- Электронные и электротехнические изделия - 16%;

- Машиностроение - 10%.

Таблица 11.4. Структура логистических издержек в развитых странах мира

Страна

Расходы,%

запасы и учет заказов

складирования

транспорт

Франция

31

24

45

Бенилюкс

47

22

31

Германия

30

33

37

Италия

28

34

38

Великобритания

24

28

48

Средняя Европа

32

28

40

США

35

20

45

Канада

30

25

45

Россия

35

27

38

Управление логистическими затратами - это процесс целенаправленного формирования оптимального уровня логистических затрат предприятия. Основным принципом управления логистическими затратами является концепция общих (полных) затрат, суть которой более подробно рассмотрено в п.11.3.

Мышление категориями полных затрат предполагает их минимизацию в процессе рационализации структуры и уровня отдельных составляющих. Для этого необходимо иметь точную и конкретную информацию о структуре, логистических затрат факторов влияния и характера их изменения.

Основная проблема, которая возникает при выделении логистических затрат, заключается в том, что традиционная бухгалтерская практика, как правило, не содержит адекватной информации для идентификации затрат, связанных с логистическими процессами. Причиной является то, что традиционные системы учета агрегируют логистические расходы в другие группы корпоративных расходов, не позволяет провести их детальный анализ, учесть все последствия принятых управленческих решений и их влияние на общую эффективность логистической системы. Все это обусловливает тот факт, что логистические затраты находятся вне контроля руководства предприятий.

Для логистических расходов характерно [90, с. 184]:

- Дробление среди многих групп расходов отдельных процессов, фазовых разделов и тому подобное;

- Наличие значительной доли в общих расходах предприятий, постоянно растет;

- Изменчивость их величин в отдельных периодах;

- Несовпадение ответственности за формирование этих затрат в организационных подразделениях предприятия с сущностью расходов, признанных в теории учета, влечет сложность их регистрации и практическое управление ими;

- Слабая структурированность логистических расходов, аргументируется разделением их на реальные и ожидаемые, а также проблемным выделением логистических расходов из общих расходов предприятия.

Сложность определения логистических затрат обусловлена также и влиянием большого числа факторов внутренней и внешней среды, состав которых зависит от организации ценообразования, особенностей распределения прибыли, структуры финансовых ресурсов. Типология факторов таких логистических функций, как: логистическое администрирование; поступления, обработка и оформление заказа; планирование производства; закупки продукции; поставки продукции; складирования и хранения продукции на складе; сбыт продукции; доставка заказа представлена в Приложении Г.

Отсутствие единого мнения относительно сущности логистических затрат и вышеперечисленные сложности их выделения из общей величины расходов затрудняет оценку как их уровня, так и их эффективности. Поэтому, важным встает вопрос определения критериев (признаков) классификации (разделения) логистических затрат.

Стоит отметить, что не существует общепринятого подхода к классификации логистических затрат предприятий, что обусловлено необходимостью различения разных типов группировки расходов в соответствии с поставленными целями. Рассмотрим подробнее основные варианты классификаций, приведены в научной литературе.

По классификации А.Н. Родниковая к логистическим затратам относятся транспортно-заготовительные расходы (ТЗР), расходы по формированию и хранению запасов и административные расходы [111]. Часть ТЗР зависит от годового количества заказов, остальные ТЗР (приемо-проверочные, транспортные расходы и др.), Зависит от размера партии поставки. Элементы логистических затрат представлены в таблице 11.5.

М. Окландер предлагает следующую классификацию по статьям логистических затрат [98, с. 212]: на оформление заказов и выбор поставщика; на поддержание контактов с поставщиками; на доставку; на погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы; на составление графиков производства; на переналадку производства; на внутризаводские перемещения; на складирование; на поддержание контактов с потребителями; на отправку; потери прибыли в результате неиспользованных возможностей. Кроме того, автор предлагает разделять логистические расходы по отношению к совершению логистических операций на прямые и косвенные, и по отношению к изменениям объемов материальных потоков - на переменные и постоянные [98, с. 213].

Таблица 11.5. Основные составляющие логистических затрат [111]

Транспортно заготовительные расходы (ТЗР)

Расходы по формированию и хранению запасов

Административные расходы

- Расходы на формирование сети, выбор и оценка поставщиков;

- Транспортные расходы;

- Оплата услуг связи

- Представительские расходы, командировки;

- Недостатка в пути в пределах норм естественной убыли

- Расходы на проведение инвентаризации;

- Ставки по кредитам на пополнение оборотных средств;

- Издержки хранения;

- Стоимость рисков (страховые платежи, ставки страховых премий)

- Часть общих административных расходов, возникшей в логистической службе фирмы или отнесена на нее при распределении:

- Заработная плата сотрудникам логистической службы,

- Амортизационные отчисления на офисную мебель и оргтехнику.

Все составляющие логистических затрат могут носить условно-постоянный или переменный характер. Они включаются в совокупных условно-постоянных или переменных затрат предприятия при расчетах критического объема производства (объема производства в натуральной или денежной форме, при реализации которого покрываются как постоянные, так и переменные затраты, но не образуется прибыль).

Кальченко А. Г. акцентирует внимание на том, что основными в логистике являются расходы: 1) на транспортировку; 2) дальнейшее складирование товаров; 3) хранение товарно-материальных запасов; 4) получение, отгрузки и упаковки товаров; 5) административные и на обработку заказов. Основные статьи расходов заготовительной логистики - транспортные, а также на управленческую деятельность и выполнение ряда других операций.

В экономической литературе, освещающей проблемы логистики, выделяют три вида расходов: 1) закупочные; 2) расходы на содержание запаса; 3) убытки от отсутствия. К первой группе относятся расходы, связанные с оформлением заказов и договоров, установлением связей с поставщиками. Сюда входят транспортные расходы, если стоимость перевозки не включается в стоимость товара, а также расходы, связанные со складированием и получением заказов. Ко второй группе относятся расходы, предусматриваемые на содержание запаса. Они определяются затратами на складское хранение продукции в течение определенного времени и непосредственно зависят от объема груза, складируется. К третьей группе относятся убытки, которые несет производитель в случае отсутствия. Основные затраты при складировании связанные с выполнением таких видов операций: 1) прием продукции с производства; 2) складирования и хранения продукции; 3) подготовка продукции к отгрузке (комплектование партии поставки, упаковки, маркировки); 4) доставка продукции до места отправки и сдачи ее транспортной организации для перевозки; 5) учет наличия и движения готовой продукции на складе [54].

В своих трудах Крикавский Е. В. приводит различные классификации логистических затрат [61, с.118]. Им предлагается классифицировать расходы по: месту возникновения (снабжение, производство, дистрибуция); логистическими функциями (обслуживание, транспортировка и т.д.); элементами согласно плану счетов (материальные затраты, заработная плата, социальные отчисления и т.п.); сферами перемещения материального потока (физический поток, запасы, информация); сменяемостью (переменные и постоянные); источником (собственные расходы и аутсорсинг).

Структура логистических затрат, предложенная Крикавского Е.В. приведена на рис.11.1.

Структура логистических затрат

Рис. 11.1. Структура логистических издержек [64]

На практике оценку логистических затрат подают классифицированы по логистическими функциями. Поскольку состав и структура логистических затрат определяются объемом и характером логистических операций, то общая сумма логистических затрат состоит из тех расходов, которые производятся различными звеньями логистической цепи, связанными, прежде всего, логистическими функциями.

Каждой логистической операции соответствуют определенные расходы, которые несут конкретные участники логистического процесса. Если звено логистической цепи не входит в структуру фирмы-производителя продукции (услуг), то ее затраты выступают как плата за их логистические услуги.

Функциональные центры логистических расходов могут быть подразделены на области администрирования, поступления, обработки и оформления заказа, планирование производства, закупок, поставок, складирования и хранения, сбыта продукции и доставки заказа потребителю. В соответствии с этим распределения можно выделить и расходы, связанные с:

- Управлением;

- Обслуживанием заказов потребителей;

- Снабжением и закупками;

- Планированием и управлением производством;

- Транспортным обеспечением;

- Складированием и хранением;

- Распределением и сбытом продукции.

Согласно материала, изложенного в разделе И данного пособия, было выделено укрупненные функциональные области логистики (закупочная, производственная, распределительная, транспортная, информационная). Согласно этой классификации укрупненный анализ логистических затрат осуществляется по следующим группам затрат: на поставку (закупку), производство и сбыт (распределение). Так как транспортировка, хранение запасов и складирования являются интегрированными логистическими функциями, и расходы, которые сопровождают их выполнения могут возникать многократно в течение всей логистической цепи, эти расходы выделены отдельно. В Приложении Д представлена классификация логистических затрат по функциональному признаку.

Группировка логистических затрат по функциональному признаку предоставляет возможности оценки их абсолютной величины, решение задачи по обоснованию размера этих затрат, анализа и совершенствования их структуры, проведение более действенного контроля за их состоянием.

Отдельные направления рассмотренных классификаций, содержащих группировки по различным признакам, могут быть использованы для целей управленческого учета, управления логистическим функциям предприятия. Они охватывают основные варианты группировки затрат. К недостаткам такой системы можно отнести дублирование определенной степени некоторых категорий расходов. Этот фактор, наряду с одновременным использованием различных классификаций, может осложнить принятие решений по логистических затрат.

Большое количество возможных классификаций затрудняет выбор тех из них, которые являются существенными для нужд управления логистической деятельностью предприятия.

Предложенная Гаврись А.Н. фасетная классификация логистических затрат предприятия объединяет три параллельных классификационных признака (уровни группировки логистических затрат): фаза логистического процесса (снабжение, производство, распределение), логистические функции (транспортировка, складирование, обработка заказов и т.п.), а также сменяемость расходов во времени относительно объемов производства и материальных и информационных потоков, обрабатываемых (переменные и постоянные расходы) (рис.11.2).

Визуализация фасетной классификации логистических затрат промышленных предприятий

Рис. 11.2 Визуализация фасетной классификации логистических затрат промышленных предприятий [33]

Каждый уровень делится на 8, 2 и 3 группы (фасеты) соответственно. В результате сочетания характеристик расходов могут быть получены 48 групп расходов, охарактеризованы по трем признакам. Например, "переменные затраты на информационную поддержку, относящихся к поставке", или "постоянные транспортные расходы распределения". Преимуществом данной классификации является ее лаконичность и удобство для практического использования в деятельности предприятия, особенно с применением компьютеризированных систем управления цепью поставок [33].

В целом же, каждая из существующих классификаций может быть использована в организации управленческого процесса, однако следует отметить, что учет логистических издержек должен быть интегрирован с их нормированием, планированием и анализом к единой информационной системы, которая позволит оперативно выявлять и устранять отклонения в процессе логистической деятельности . Данные, полученные благодаря учета и анализа логистических затрат, должны быть индикатором наличия проблем у предприятия в области логистики и основой для выбора эффективных вариантов решения этих проблем.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание