Еврологистика

Еврологистика - это управление логистическими процессами в пределах европейского экономического пространства, рассматривается как важная составляющая процесса евроинтеграции, что обеспечивает его инфраструктурную основу.

Еврологистика предусматривает координацию транспортно-логистической стратегии стран ЕЕ. Курс на создание единой транспортно-логистической системы нашел отражение во всех основных документах ЕЕ, начиная с Римского договора (1957 p.), Как одной из базовых стратегий евроинтеграции.

Еврологистика получила особое развитие в конце XX - начале XXI в. Формирование ее концептуального базиса представлено в таблице 12.2 [128].

Концепция европейских транспортных осей предусматривала создание осей скоростных железных дорог и осей внутренних водных путей. Наиболее известной магистралью скоростных поездов в ЕЕ является линия "PBKAL-HST" (High Speed Train), соединяющей города Париж - Брюссель - Кельн - Амстердам - Лондон. Оси внутренних водных путей (или Trans European Inland Waterway Network, TEIWN) имеют большое значение в ЕС, поскольку перевозки ними дешевле, безопасными, не загрязняют окружающую среду. Эти оси базируются в основном на каналах и реках Бельгии, Германии, Франции, Голландии, Люксембурга.

Таблица 12. 2. Концептуальный базис еврологистикы

з / п

Название концепции

Документ

Год принятия

1

Концепция европейских транспортных осей

Декларация Комитета министров транспорта Европейского сообщества

1983

2

Концепция европейских интермодальных транспортных мостов

Декларация И Общеевропейской конференции по транспорту, г.. Прага (Чехия)

Тысяча девятьсот девяносто одна

3

Концепция ПанЕвропейского (Критских) транспортных коридоров

Декларация II Общеевропейской конференции 3 транспорта, о. Крит (Греция)

1994

4

Концепция ПанЕвропейского транспортных зон

Декларация III Общеевропейской конференции по транспорту, г.. Хельсинки

1 997

5

Концепция транспортно-логистической системы "Wider Еurоре" ("Расширенная Европа")

"Белая книга" ЕС - Европейская транспортная политика до 2010 года: время решать

+2001

Концепция европейских интермодальных транспортных мостов нашла реализацию в схеме девяти панъевропейских транспортных коридоров, которая была определена на II панъевропейской конференции по транспорту на Крите в 1994 p., Дополнения внесены на III конференции в Хельсинки в 1997г. Поэтому эти транспортные коридоры также называют критскими коридорами или хельсинкским коридорами (Приложение Е).

Международные транспортные коридоры (МТК) - транспортные пути, обеспечивающие значительные объемы перевозок грузов и пассажиров в направлениях их наибольшей концентрации. Панъевропейский транспортные коридоры - это система железнодорожных, автомобильных, водных путей в Центральной и Восточной Европе [180].

Продолжением европейских есть евро-азиатские транспортные коридоры (EAL-Euro-Asian Links). К ним относятся трансконтинентальные транспортные коридоры (ТКТК): "Балтика - Черное море" (Гданьск / Гдыня - Одесса Ильичевск), TRACECA (Европа - Кавказ - Азия), "Европа-Азия" (ЕТК 3 и 5, а дальше Знаменка - Днепропетровск - Донецк -

Красная Могила - Волгоград - Астрахань - Макатбейнеу в Туркменистан и Иран), "ЧТК - Черноморское транспортное кольцо" (Анкара - Ереван - Тбилиси (Баку) - Ростов-на-Дону - Донецк - Одесса (Кишинев) - Бухарест (Тирана) - Димитровград (Афины) - Стамбул. Транспортные коридоры создаются в Северо-Восточной Азии, Америке и тому подобное.

Панъевропейский мультимодальные транспортные зоны (Pan European Transport Areas, PETrA) представлены морскими бассейнами и включают Баренцеву Евроарктичну, Черноморскую, Средиземноморскую и Адриатическо-Ионическом зоны. Выделение этих транспортных зон связано с пространственным расположением транспортно-логистических объектов, организацией транспортных коммуникаций, специализацией на выполнении определенных логистических функций. Баренцева Евроарктична транспортная зона включает северные области Швеции, Финляндии, Норвегии, северо-западную часть Российской Федерации (Мурманске, Архангельске области, Республику Карелию и Ямало-Ненецкий автономный округ). Черноморская зона обеспечивает транспортные связи причерноморских государств с западноевропейскими странами (через ПанЕвропейского транспортные коридоры и Средиземноморскую транспортную зону на западе) и с Центральной Азией (через Кавказский перешеек коридором TRACECA). Средиземноморская транспортная зона охватывает страны побережья Средиземного моря. Адриатическо-Ионическая транспортная зона - страны побережья Адриатического и Ионического морей (Албанию, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Грецию, Италию, Словению, Сербию и Черногорию).

Концепция интегральной транспортно-логистической системы всей Европы (Wider Europe) нашла выражение в программном документе ЕС по развитию транспортно-логистической инфраструктуры - Белой книге по европейской транспортной политики.

Со временем оказалось, что в программе создания панъевропейских транспортных коридоров были недостаточно учтены экономические, социальные и экологические вопросы. Кроме того, после 2001 года в Европейский союз вошли новые страны. Поэтому возникла необходимость пересмотра концепции определения коридоров. В 2004 г.. Европейский Союз принял документ "О руководящие принципы трансъевропейской транспортной сети", в котором предлагалось сосредоточить инвестиции на ограниченном числе главных трансъевропейских транспортных осей. Европейский Союз принял решение о создании в новых границах Союза трансъевропейской транспортной сети (TEN-T), включающий все виды транспорта и состоит из транспортных осей (направлений интенсивных перевозок грузов и пассажиров между определенными регионами).

В современных условиях определены пять главных межнациональных транспортных осей, или направлений (The Five Major Transnational Axes), которые продолжают трансъевропейскую транспортную сеть за пределы ЕС

1. Морские магистрали - сочетание регионов Балтийского, Баренцева, Средиземного, Черного, Каспийского морей и Атлантического океана, прибрежных стран в пределах морских районов, а также выход через Суэцкий канал в Красное море. "Морские магистрали" является частью логистических цепей, которые могут конкурировать с автомобильным транспортом.

2. Северная ось - соединяет северную зону Евросоюза с Норвегией, Белоруссией, Россией и дальше с другими странами, а также связывает Норвегию через Швецию и Финляндию с Россией.

3. Центральная ось - связывает центральную зону Евросоюза с Украиной и Черным морем и дальше с Кавказом и Центральной Азией.

4. Юго-восточная ось - связывает Евросоюз через Балканы и Турцию с Кавказом и Каспийским морем, а также с Египтом и Красным морем. Возможную связь и через Балканские страны с Россией, Ираном, Ираком и далее с регионом Персидского залива, а через Египет на юг с другими африканскими странами.

5. Юго-западная ось - обеспечивает связь юго-запада Евросоюза со Швейцарией и Марокко и дальше связь между Марокко, Алжиром и Тунисом в Египет.

Таким образом, транснациональные оси соответствуют направлениям наиболее интенсивных международных перевозок грузов и пассажиров (современным и прогнозируемым на период до 2020 г..) И обеспечивают связи между ЕС и соседними странами и регионами. Подробная характеристика транснациональных осей приведена в Приложении Е.

В проектах еврологистикы важное место отводится Украине. Определяют такие направления участия Украины в Европейском транспортно-логистической интеграции [115]:

- Панъевропейский транспортные коридоры ПЕТК и трансъевропейские транспортные оси;

- Трансконтинентальные транспортные коридоры (ТКТК)

- Панъевропейского транспортные зоны (ПЕТЗ)

- Международные логистические терминалы (или центры) (MJIT).

Через территорию Украины проходят четыре ПЕТК (№№3, 5, 7, 9); четыре ТКТК ("TRACECA", "Европа-Азия", "Балтика-Черное море", Черноморское транспортное кольцо), трансъевропейские транспортные оси (1,3). Украина входит в Черноморской Паневропейской транспортной зоны (Black Sea PETrA). Актуальным является вопрос организации мультимодальных перевозок товаров в сообщении Восток-Запад через Украину, в том числе путем развития системы контейнерных поездов.

Итак, концепция "Wider Europe" - "Широкой Европы" (расширение Единого европейского пространства на восток) предусматривает в качестве неотъемлемой части еврологистику, то есть создание единой Европейской транспортно-логистической системы, которая через сеть международных транспортных осей, зон и логистических центров будет связана с транспортно-логистическими системами Азии и других континентов и частей света. Украина в силу своего чрезвычайно выгодного транзитного положения должен занять в этой системе главное место.

Транзит - это перемещение через территорию Украины между двумя таможенными пунктами грузов третьих стран. По сути транзит - это экспорт транспортных услуг. Многие страны, особенно европейских Польша, Германия, Венгрия, Чехия, Австрия, Нидерланды, страны Балтии, - обладая относительно небольшой территорией, используя выгодное географическое положение, давно превратили транзит в существенную статью доходов бюджета. В частности, Нидерланды стали важнейшим перекрестком Европы, а доля их доходов от транзита в общих доходах от экспорта услуг составляет более 40%, 37% грузов, поступающих морским путем в Европу, идут через Роттердам [126].

Активизация участия Украины в процессах Еврологистикы, должна быть направлена на то, чтобы значительная часть транзитного потока товаров проходила через ее транспортную систему.

По прогнозам специалистов, основные мировые финансовые и товарные потоки будут сосредоточены в треугольнике США - Европа - Дальний Восток. Важной тенденцией будет борьба за транзитные грузопотоки. В этих условиях Украина должна играть роль геополитического моста между странами Европы и Азии. Украина также привлекательна для перевозок транзитных грузов в направлении Север-Юг. Однако, запаздывание в развитии транспортно-логистической инфраструктуры международного уровня на территории Украины может привести к тому, что часть потоков грузов и пассажиров перейдет на параллельные пути за ее пределами.

Таким образом, одним из базовых приоритетов внутренней и внешней политики Украины в современных условиях должно быть ускоренная интеграция в мировой логистический пространство, создание благоприятных условий для перемещения товаров, услуг, капитала.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание