Формирование и функционирование международных логистических систем (МЛС)

Дорогой организации, действующей в рамках национальной экономики, нужна эффективная логистическая система, но она приобретает еще большее значение при проведении международных операций.

Предприятия могут выполнять свои международные операции разными способами [143]:

- Франчайзинг - местные предприятия производят и поставляют продукты под именем иностранной компании, выплачивая ей за это часть своей прибыли.

- Экспорт готовой продукции - выпуск продукции и продает ее дистрибьютору, который обслуживает иностранный рынок.

- Создание местной распределительной сети - создание собственной распределительной сети на иностранном рынке.

- Экспорт деталей, узлов, их местная сборка и окончательная доводка - выпуск большей части продукции на предприятиях внутри страны, открытие на иностранных рынках дополнительных предприятий для окончательного доказательства или составления готовой продукции, например, работа мировых автомобильных производителей в странах Восточной Европы и СНГ.

- Полномасштабное местное производство - создание на иностранных рынках производства (торговой сети) с полным производственным циклом, например, сеть ресторанов "McDonald's".

- Основание совместного предприятия с местной компанией.

Приведенные способы организации международных операции могут предусматривать осуществление материально-технического снабжения из местных рынков или из-за границы.

Каждый из способов выхода на международные рынки определяет определенные особенности организации международной логистической деятельности предприятия, структуру его логистической системы. Выбор варианта международной логистической системы осуществляет логистический менеджер.

Международные логистические системы (ТЛС) - это системы, охватывающие несколько стран или даже континентов. Международные логистические системы формируются на тех же принципах, что и системы в пределах отдельной страны.

Международные логистические системы предприятий опираются на международную инфраструктуру, объекты которой пересекают территории двух и более стран (дороги, тоннели, мосты и др.), Или находятся на территории одного государства и обеспечивают значительный объем международных перевозок (например, аэропорты).

Выделяют следующие основные объекты внедрения международных логистических систем, требуют создания таких систем для своего эффективного развития и формируют соответствующие предпосылки [121]:

- Транснациональные корпорации (ТНК)

- Промышленно-финансовые группы (ПФГ)

- Свободные экономические зоны (СЭЗ).

ТНК и ПФГ - формы выражения транснационализации бизнеса под влиянием процессов глобализации. СЭЗ - элемент внешней среды, способствует развитию международной логистики.

Успешное функционирование МЛС невозможно без международных логистических посредников, к которым относятся [40]:

- Международные транспортно-экспедиторские фирмы;

- Транспортные компании;

- Управляющей экспортным операциям;

- Внешнеторговые компании и представительства;

- Брокерские и агентские фирмы;

- Склады ответственного хранения;

- Компании из упаковки товаров в экспортно-импортных операциях;

- Морские порты.

Международные транспортно-экспедиторские фирмы предлагают большие пакеты логистических услуг. Международные экспедиторы выполняют следующие основные функции: определение маршрута транспортировки; обеспечение хранения товара; погрузочно-разгрузочные операции; полный спектр логистических услуг; оформление документации. Международные экспедиторы обеспечивают перемещение товаров от места их производства в страну расположения потребителя. Таможенный брокер выполняет следующие функции: способствует перемещению товара через таможню; обеспечивает необходимыми документами, которые должны сопровождать международные перевозки. Экспортные упаковщики - это предприятия, предоставляющие экспортерам услуги по упаковке международных грузов. Обычно такие они располагаются в портовых городах. Портовые владельцы и операторы порта обеспечивают пристань, причал и другие объекты в порту.

Для обеспечения эффективного управления международными логистическими системами на государственном и межгосударственном уровнях решаются следующие задачи [118; 141]

- Регулирование и упрощение таможенных и технологических процедур;

- Унификация стандартов, правил, тарифов, требований к технологиям и технических средств перевозки;

- Признание государствами приоритетов международных соглашений, благодаря которым реализуются принципы логистики;

- Инвестирование в развитие инфраструктуры, размещения складских и терминальных мощностей;

- Оптимизация сетей распределения;

- Развитие логистических услуг.

Управление международной логистикой на предприятии направлено на создание оптимальной логистической системы для каждого целевого рынка и обеспечение ее эффективного функционирования. Решение этих задач предусматривает на первом этапе проведения всестороннего анализа различных характеристик каждого национального рынка и разработку набора стратегий, позволяющих предприятию достичь своих целей. Получив набор целей (стратегий), менеджеры определяют наиболее подходящую организационную структуру предприятия и структуру цепей поставок. После этого уже определяется структура и другие характеристики оптимальной логистической системы. На заключительном этапе происходят измерения и оценка показателей деятельности системы и информации, необходимой для внесения корректировок. На формирование стратегий международной логистики и структуры МЛС влияют современные подходы к организации международной доставки и обслуживания [131]:

- Быстрая предложение новых продуктов на рынках в различных регионах;

- Сосредоточение на удовлетворении различных требований конкретных потребителей (проектирование, комплектование, сборка, упаковка и обслуживание по индивидуальному заказу)

- Доставка в режиме быстрого реагирования на запросы потребителей, переход на системы прямой доставки;

- Расширение ассортимента услуг прозрачность логистических процессов, доступ к информации о местоположении и текущем состоянии товаров любой момент времени, круглосуточная работа горячих линий для обеспечения постоянной связи с потребителями и т.п.).

При создании структур логистического управления учитывают необходимость [131]:

- Координации на стратегическом операционном уровнях;

- Установление правильного соотношения между централизацией и децентрализацией.

Так, управление и контроль за обслуживанием потребителей обычно осуществляются эффективнее, когда эти функции локализованы на целевых зарубежных рынках. Потоки же материальных ресурсов, поступающих в организацию, ее информационная система часто централизованные.

Общими требованиями к организационным структурам международной логистики является гибкость, оперативность и соответствие меняющимся условиям ведения бизнеса. Тогда, выходя на иностранные рынки, предприятие будет иметь логистическую систему, способную удовлетворять конкретные запросы каждого рынка, которые могут существенно отличаться. Так, европейские и азиатские логистические сети расположены компактнее чем во многих других местах мира, а в Южной Америке, Африке, Австралии - наоборот. Для цепей поставок в развивающихся странах, Африки, Южной Америки или Азии часто характерно наличие большого количества посредников, ненадежность работы транспортной системы и неразвитость складской инфраструктуры. Формирование логистических систем в странах с развитой экономикой проще и требует меньших затрат благодаря совершенной инфраструктуре, правовой базе, информационным технологиям и др.

Как показывает практика логистической деятельности международных компаний, особенно большое внимание при организации функционирования МЛС уделяется таким параметрам [131]: времени реагирования на запросы потребителей, полноте выполнения заказов, точности отгрузки, состояния грузов.

В общем, при международных поставках потребители настроены ждать дольше по сравнению с доставкой в пределах национальных рынков, однако с внедрением новых технологий продолжительность международных поставок уменьшается. Полноте выполнения заказа предоставляется гораздо большее значение в международной логистике, чем в национальной через более высокие потери в результате задержек и ошибок в выполнении заказов. Такие же факторы действуют в отношении точности отгрузки и состояния доставленного груза.

Рассмотрим особенности выполнения логистических функций и операций в международных логистических системах [24; 40, 128; 131].

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание