Классификация логистических систем

Процессы создания, исследования и развития логистических систем должны базироваться на их классификации. Существует много различных подходов к классификации логистических систем. Рассмотрим наиболее распространенные в научной литературе.

Логистические системы классифицируют по следующим признакам [35; 55; 56; 67; 74; 90; 128]:

1) по уровню логистической интеграции (кооперации) - институциональная признак;

2) по виду логистических цепей;

3) по характеристике снабжения и распределения.

Классификация логистических систем по институциональной признаком представлена в табл. 3.2 [построено на основе 63]. Рассмотрим подробнее эту классификацию.

Первый, самый низкий уровень касается микрологистических подсистем. На любом предприятии создаются внутриорганизационные логистические подсистемы снабжения, распределения, а для производственных предприятий - еще и логистическая подсистема поддержки производства, для предприятий непроизводственной сферы - подсистема поддержки операционной деятельности.

Таблица 3.2. Институциональная классификация логистических систем

Уровень логистической кооперации

Вид логистической системы

Характеристика

Примеры логистических систем

И

Микро-логистические подсистемы

Функционируют как составляющие логистической системы предприятия

Логистическая подсистема снабжения; поддержки производства (операционной деятельности); распределения (сбыта).

II

Микро-логистические системы

Охватывают логистические процессы предприятия

Логистическая система: промышленного, торгового предприятия или предприятия сферы услуг

III

Мета-логистические системы

Межорганизационная кооперация

Кооперация производственных, торговых, транспортных предприятий

IV

Мезо-логистические системы

Кооперация мета-логистических систем

Логистические цепи поставок от места происхождения сырья к месту потребления продукта. Региональные системы обеспечения, транспортировки грузов, людей.

V

Макро-логистические системы

Интеграция потоков в масштабах всей страны

Национальная транспортная система Национальная система стратегических запасов

Национальная информационная система

VI

Международные макро-

логистические системы

Интеграция потоков разных стран

Международные транспортные, информационные системы, системы безопасности и др.

Системы дистрибуции глобальных фирм.

Микрологистическая система охватывает логистическую деятельность предприятия и является сочетанием вышеуказанных подсистем. В данной системе решаются вопросы координации ее отдельных функциональных элементов, в частности: процессов планирования производства и сбыта; транспортных. складских и погрузочно-разгрузочных работ.

Третий уровень охватывает сферу межорганизационный кооперации, к которой можно отнести кооперации производственных, торговых, логистических предприятий или всех вместе. Металогистични системы интегрируют логистические процессы смежных предприятий путем заключения договоров, контрактов и др.

Четвертый уровень предполагает логистическую кооперацию металогистичних систем в пределах интегрированного логистического цепи или отдельного региона.

Макрологистическая система интегрирует логистические потоки в масштабах экономики всей страны. Макрологистических системами являются национальные транспортные системы, информационные системы, системы национальной безопасности, системы стратегических запасов, системы обороны и т.

В условиях глобализации мировой экономики, усиление европейской интеграции актуальными становятся процессы формирования международных макрологистических систем, построение которых происходит в аспекте горизонтальной или вертикальной интеграции. Аспект горизонтальной интеграции присущ международным транспортным системам, информационным системам, системам безопасности и полно реализован в среде стран Европейского Союза. Например, создание единого воздушного пространства ЕС. Вертикальная интеграция реализуется при построении систем дистрибуции глобальных фирм. Некоторые ученые называют глобальные логистические системы металогистичнимы [128]

При формировании макрологистической системы, которая охватывает несколько стран, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми, экономическими особенностями международных экономических отношений и ряд других барьеров. Формирование этой системы требует реализации межгосударственных программ, предусматривающих создание единого экономического пространства, рынка капиталов, информации, трудовых ресурсов. Чаще всего критерии формирования макрологистических систем определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями. Например, для улучшения экологической ситуации в регионе может быть создана Макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая задачи оптимизации маршрутов, решение транспортных потоков, переключение с одного вида транспорта на другой [108]. Функционирование макрологистических систем зависит от наличия полноценной национальной логистической инфраструктуры.

В мета, мезо, макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы тесно связаны внутриорганизационными отношениями.

По видам логистических цепей логистические системы подразделяются на:

- Логистические системы с прямыми связями - это системы, в которых поток доводится до потребителя без посредников, на основе прямых хозяйственных связей. В таких системах сокращаются сроки поставок, однако большие транспортные расходы;

- Эшелонированные (многоуровневые) логистические системы - это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя с участием хотя бы одного посредника. По данным международных источников, 70-80% мирового оборота товаров и услуг осуществляется с участием посредников;

- Гибкие логистические системы - системы, в которых доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников. Примером гибкой является система снабжения машиностроительного предприятия, согласно которой узлы, детали постоянного спроса поставляются из состава посредника, а детали эпизодического спроса - со склада производителя (рис. 3.10).

Цепи поставки в гибкой логистической системе

Рис. 3.10. Цепи поставки в гибкой логистической системе

По характеристикам поставки и распределения (дистрибуции) выделяют следующие виды логистических систем:

- Уравновешенные логистические системы: поставки и распределение выполняются в разных местах с разными контрагентами (например, производство пищевых продуктов);

- Логистические системы, где преобладает поставки: сложное (многие номенклатурное) поставки и простая дистрибуция (например, изготовление самолетов, кораблей)

- Логистические системы, где преобладает распределение: простое (монономенклатурне) поставки и многономенклатурном распределение (например, химическая промышленность):

- Логистические системы с обратной циклом (рекуперации): возвращение с целью замены, ремонта, утилизации (например, компьютеры, телефоны).

В зависимости от отнесения логистической системы к тому или иному виду актуальна оптимизация определенной сферы логистической деятельности (снабжение, распределения или ре циклевка).

Существуют более детальные классификации логистических систем в зависимости от [34; 56; 74; 90; 128]:

- Фазовой принадлежности - подсистемы снабжения, производства, сбыта, переработки и утилизации отходов и др. ;

- Функционального признака - подсистемы реализации заказа, транспортировки, формирования запасов, складирования, упаковки, обслуживания клиентов, информационные и т.д.;

- Функций управления - подсистемы логистического планирования, логистического контроля, стратегического и оперативного логистического управления;

- Административно-территориального деления - районные, городские, областные, республиканские;

- Отраслевой признаки: межотраслевые, отраслевые (машиностроительные, строительные, торговые и др.)

- Степени глобализации - государственные, межгосударственные, трансконтинентальные.

Выбор типа логистической системы зависит от комплекса выполняемых функций и ряда критериев, их характеризует [50]:

- Степень надежности поставок;

- Минимальная продолжительность транспортировки;

- Минимальные транспортные расходы;

- Гибкость системы;

- Обеспечение хранения грузов;

- Скорость обработки заказов;

- Минимальные затраты на упаковку грузов;

- Низкие расходы на страхование.

Современное развитие логистических систем характеризуется определенными тенденциями, с одной стороны - в направлении повышения уровня логистической кооперации, с другой - создание комплексных логистических систем, охватывающих многие функциональных задач.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание