Логистическая оценка видов транспорта

В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. По данным Всемирного банка почти 90% логистических услуг в Украине - это операции, связанные с транспортной логистикой, 8% - с операциями складского хранения, 2% - с экспедированием и только 1% - это управление цепями поставок [14, с. 55].

По отношению к конкретной логистической системы выделяют две основные группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования (внешний транспорт) - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Его часто называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

2. Транспорт необщего пользования (внутренний транспорт) - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащих нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется совместно с решением задач производства, закупок и распределения (организация перемещения грузов транспортом необщего пользования является предметом изучения внутрипроизводственной логистики, а выбор каналов товародвижения решается в рамках распределительной и закупочной логистики ).

Комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости при выполнении перевозок, представляет собой транспортную систему.

Элементами транспортной системы является груз; пункты сосредоточения груза; транспортная сеть; подвижной состав; погрузочно-разгрузочные средства (табл. 10.9).

Таблица 10.9. Основные характеристики элементов транспортной системы

Элементы транспортной системы

Основные характеристики

Груз

Масса, объем, физические, химические или биологические качества, род упаковки

Пункты сосредоточения груза

Места расположения отправителей и получателей грузов

Транспортная сеть

Конфигурация, расстояние между пунктами, тип маршрутов (маятниковый, кольцевой)

Подвижной состав

Грузоподъемность, грузовместимость, скорость доставки грузов

Погрузочно-разгрузочные средства

Время загрузки или разгрузки единицы груза

Сейчас в Украине создана мощная транспортная система, характеризующаяся перемещениями материальных потоков значительных объемов, и в которую входят железнодорожный, автомобильный, водный, трубопроводный и авиационный транспорт (табл. 10.10).

Согласно проведенного анализа статистических данных [19], приведенных в табл. 10.10, установлено, что объемы перевозок всеми видами транспорта с 2012 года должны общую негативную тенденцию к снижению. По 2014 предприятия транспорта перевезли 671 200 000. Т грузов, а грузооборот составил 335151,7 млн.ткм.

Таблица 10.10. Основные показатели работы транспорта Украины

Основные показатели работы транспорта Украины

При этом, основные грузопотоки в 2013 и 2014 соответственно приходятся на железнодорожный (59,1% и 62,55%), трубопроводном транспорте (28,93% и 24,48%), автомобильный (10,68 и 11,27 %%) (табл. 10.11).

Таблица 10.11. Структура грузовых перевозок транспорта Украины в 2013-2014р.

Структура грузовых перевозок транспорта Украины в 2013-2014р.

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, которые определяют возможности его использования в логистической системе (табл. 10.12).

У каждого вида транспорта (исключая трубопроводного) есть определенные типы транспортных средств (подвижной состав, подвижные единицы) и производственно-техническая база, необходимая для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

Для логистического менеджмента особенно важны некоторые технико-экономические параметры подвижного состава, путей сообщения и терминалов. Выбирая соответствующий вид транспорта, необходимо учитывать целый ряд факторов, основными из которых в общем виде выделяют следующие: скорость доставки; частота отправлений груза; надежность соблюдения графика доставки; способность перевозить различные грузы; способность доставить груз в любую точку территории; стоимость перевозки. Например, если приоритетом является минимум затрат, то отправитель предпочтет дешевым видам транспорта - водном и трубопроводном.

Балльная оценка факторов, влияющих на выбор вида транспортного средства по возрастающей 5-балльной шкале приведена в табл. 10.13 [34; 74] (лучшем значению соответствует единица, худшем - 5 баллов.).

Таблица 10.13. Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта

Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта

Таблица 10.14. Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта

Вид транспорта

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта

Скорость доставки

Частота отправлений

Надежность соблюдения графика доставки груза

Способность перевозить различные грузы

Способность доставить груз в любую точку территории

Стоимость перевозки

Железнодорожный

3

4

3

2

2

3

Водный

4

5

4

1

4

1

Автомобильный

2

2

2

3

1

4

Трубопроводный

5

1

1

5

5

2

Воздушный

1

3

5

4

3

5

Больше преимуществ связано с использованием автомобильного транспорта. Преобладание в Украине перевозок по железной дороге в отличие от стран ЕС, которые сейчас обеспокоены повсеместной автомобилизацией, по мнению [125], является определенным преимуществом, которую следует поддерживать. По данным экспертного опроса специалистов транспортной отрасли и анализа функционирования железнодорожного транспорта [61], основными факторами, формирующими будущее этой отрасли являются: состояние железнодорожного транспорта; спрос на грузовые и пассажирские перевозки, эффективность их осуществления; реализация процесса реформирования отрасли.

Основные современные тенденции в транспортной логистике: контейнеризация; интеграция видов транспорта; комплексное решение финансово-экономических задач; информационное обеспечение и связь; кооперация всех участников транспортной системы; трансформация транспортных перевозчиков в логистических операторов; появление на рынке операторов 4ри (виртуальных логистических операторов) комплексное развитие транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.

Принципиально важно, что транспорт как элемент инфраструктуры все чаще берет на себя нетранспортные функции, освобождая потребителя от сбытовых и распределительных операций. Таким образом, транспорт перестает быть обособленной отраслью экономики, которая продает услуги по перемещению грузов. Он выступает как производитель широкого круга услуг, готов осуществить комплексное обслуживание.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание