Логистические посредники в дистрибьюции, их классификация и функции

Посредничество занимает ключевое место в организации экономических отношений между субъектами рынка, создавая наиболее благоприятные условия для всех участников процесса товародвижения с учетом их возможностей и существующей на рынке экономической ситуации. За счет посредничества обеспечивается расширение рынка сбыта, повышается надежность поставок и качество обслуживания конечных потребителей. По данным международных источников, до 80% мирового оборота товаров и услуг осуществляется с помощью посредников [25].

В рамках логистики рассматривается проблема цивилизованного, экономически оправданного посредничества. В общем виде услуги посредника востребованы, если их стоимость ниже собственных расходов на выполнение аналогичных работ, предлагаемых посредником.

Посредник - это физическое или юридическое лицо, способствует установлению деловых связей между производителями продукции, продавцами ценных бумаг, с одной стороны, и потребителями - с другой.

Логистический посредник - это физическое или юридическое лицо, выполняющее логистические операции, приближая товар и право собственности на него к конечному потребителю.

Логистические посредники обеспечивают оптимальную систему физического распределения и поддержки товаропотоков путем выполнения функций, которые укрупненно можно разделить на: функции (операции) физического распределения; функции обмена (купли-продажи); поддерживающие функции (стандартизации качества дистрибуции, финансирования, информационной поддержки, страхования рисков и т.п.) [86].

Посредниками в операциях физического распределения являются различные специализированные транспортные, экспедиторские, транспортно-экспедиторские (логистические) фирмы, компании физического распределения, грузовые терминалы и терминальные комплексы, грузовые распределительные центры, предприятия по сортировке, упаковке готовой продукции, грузопереработке и другие предприятия.

Среди посредников в дистрибьюции, выполняющих поддерживающие функции, можно назвать предприятия и учреждения финансового сервиса (банки, финансовые компании, клиринговые и расчетные центры и компании и т.п.), предприятия информационного сервиса (информационно-диспетчерские центры, вычислительные центры коллективного пользования, предприятия связи и телекоммуникации и т.п.), страховые компании, учреждения стандартизации, лицензирования и сертификации и т. д.

Центральное место среди логистических посредников в дистрибуции занимают торговые посредники, которые кроме непосредственно функций обмена (купли-продажи) товара могут выполнять и другие вышеупомянутые функции, например, транспортировка, экспедирование, страхование, грузопереработки, управления запасами, кредитно-финансового обслуживания, предпродажного и послепродажного сервиса и т. д. Благодаря торговым посредникам предприятия-производители расширяют рынки сбыта и ассортимент товаров, активно реализуют товары, быстрее реагируют на изменение спроса, что приводит к увеличению товарооборота, а следовательно, и их доходов и прибыли.

Логистические посредники обеспечивают доступность товаров для торговых посредников и их клиентов, создавая каналы распределения разных уровней, широты и глубины.

Организационные формы торговых посредников выделяются в зависимости от того, отделяются они от производственных предприятий экономически и или получают они право собственности на товар при выполнении посреднической деятельности. В связи с этим все многообразие торговых посредников можно привести до нескольких типовых организационных форм:

1) Посредники, получают полное право собственности на товар (независимые посредники: дистрибьюторы, дилеры);

2) Посредники, получают частичное право собственности на товар (посредники-представители: сбытовые филиалы; независимые посредники: комиссионные фирмы, агентские фирмы);

3) Посредники, не получают право собственности на товар (посредники-представители: брокерские представительства; независимые посредники: брокерские фирмы или просто брокеры).

Классификация торговых посредников осуществляется на основе сочетания двух признаков: от чьего имени работает посредник; за чей счет посредник ведет свои операции. Соответственно выделяют четыре вида торговых посредников: дилер - работает от своего имени и за свой счет; дистрибьютор - работает от чужого имени и за свой счет; комиссионер - работает от своего имени и за чужой счет; агент, брокер - работает от чужого имени и за чужой счет (табл.8.5).

Таблица 8.5. Классификация торговых посредников по их основным признакам

От чьего имени

За чей счет

Вид посредника

Краткая характеристика

От своего имени

за свой счет

дилер

Становится владельцем товаров после полной оплаты поставки. В логистической цепи занимает место, наиболее приближенное к конечным потребителям.

От чужого имени

за свой счет

дистрибьютор

Обычно получает от производителя право торговать его продукцией на определенной территории в течение определенного срока. В логистической цепи занимает место между производителем и дилером.

От своего имени

за чужой счет

комиссионер

Не является собственником продаваемой продукции. Есть посредником только для производителя, а не для конечного потребителя. Вознаграждение получает в виде процентов.

От чужого имени

за чужой счет

агент

Выступает в качестве представителя или помощника поставщика продукции, от чьего имени и за чей счет заключаются сделки. Вознаграждение получает в виде процентов от суммы сделки.

От чужого имени

за чужой счет

брокер

Не находятся в договорных отношениях ни с одной из сторон соглашения и действуют на основе отдельных поручений. их задача - свести контрагентов.

Дилеры - это оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар закупается ими по договору поставки. Таким образом, дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки. Отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки. Однако взаимоотношения производителя с дилерами в последнее время приобретают разнообразные формы из-за стремления производителей формировать вертикальные каналы распределения. При этом дилеры становятся держателями привилегий, объединяя в своих руках ряд последовательных этапов процесса производства и распределения. В логистической цепи дилеры расположены ближе к конечным потребителям.

Различают два вида дилеров. Эксклюзивные дилеры с единственными представителями производителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализации его продукции. Дилеры, сотрудничающие с производителем на условиях франшизы, называются авторизованными.

Дистрибьюторы - оптовые и розничные посредники, которые ведут операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного срока. Таким образом, дистрибьютор не является собственником продукции. По договору он приобретает право на продажу продукции. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. В этом случае в рамках договора о предоставлении права на продажу заключается договор поставки. В логистической цепи дистрибьюторы обычно занимают позицию между производителем и дилерами.

Комиссионеры - это оптовые и розничные посредники, которые проводят операции от своего имени и за счет производителя, Комиссионер не является собственником продукции. Производитель (или комитент в данной операции) остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера. Таким образом, комиссионер является посредником только для комитента, а не для конечного потребителя, деньги которого перечисляются на счет комиссионера. При этом риск случайной порчи и потери продукции лежит на комитента. Комиссионер обязан обеспечить сохранность товара. Он отвечает за утрату или повреждение продукции по вине комиссионера. Вознаграждение комиссионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции или как разница между ценой, назначенной комитентом, и ценой реализации.

Агенты - посредники, выступающие в качестве представителей или помощники другой основной к нему лица (принципала). Как правило, агенты являются юридическими лицами. Агент совершает сделки от имени и за счет принципала. По объему полномочий агенты подразделяются на две категории. Универсальные агенты совершают любые юридические действия от имени принципала. Генеральш агенты вкладывают только сделки, указанные в доверенности. За свои услуги агенты получают вознаграждение как по тарифам, так и по договоренности с принципалом. Наиболее распространенный вид агентского вознаграждения - процент от суммы заключенной сделки.

Брокеры - посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, как дилеры или дистрибьюторы, и не распоряжаются продукцией, как дистрибьюторы, комиссионеры или агенты. В отличие от агентов, брокеры не состоят ее договорных отношениях ни с одной из сторон сделки, которую укладывают, и действуют на основе отдельных поручений. Брокеров вознаграждают только за проданную продукцию, их доходы могут формироваться как определенный процент от стоимости проданных товаров или как фиксированное вознаграждение за каждую проданную единицу товара.

Количество и тип посредников определяется типом системы распределения: интенсивный, эксклюзивный и селективный. Интенсивное распределение предполагает обеспечение запасами продукции как можно большего количества торговых предприятий. Эксклюзивное распределение предполагает намеренно ограниченное число посредников, торгующих данной продукцией в рамках сбытовых территорий. Селективный распределение - это нечто среднее между методами интенсивного и эксклюзивного распределения.

Побудительным мотивом к координации и интеграции в логистической цепочке распределения служит повышение общей конкурентоспособности. Это обусловлено тем, что сотрудничество:

во-первых, ведет к сокращению риска и значительном росту эффективности всего логистического процесса. Для установления тесного взаимодействия нужен хорошо отлаженный обмен информацией между ключевыми участниками. Причем он не должен ограничиваться только сведениями о сделках, заключаемых. Не менее важно, чтобы фирмы делились друг с другом стратегической информации, на основе которой они могли бы строить совместные планы. Согласно этой идее, сотрудничество в области информационного обмена помогает фирмам делать то, что нужно, причем быстрее и лучше.

во-вторых, предотвращает непроизводительных расходов, дублирование действий. Большие объемы запасов, характерные для традиционных каналов распределения, соединенные с высоким риском. Информационный обмен и совместное планирование способствуют устранению (или, по крайней мере, сокращению) такого риска, связанного с неоправданным завышением уровня запасов. Фактически, при хорошо отлаженном информационном обмене и правильном использовании этой информации от большей части запасов на промежуточных участках канала - между завершением производства и потребителем - можно избавиться.

Значительное количество различных посредников в распределительной сети обусловливает значительные проблемы в области принятия эффективных решений. Основная проблема касается согласования локальных задач и целей посредников со стратегическими целями предприятия производителя. Кроме того, в каждой функциональной группе посредников тоже есть свои сложные взаимоотношения.

В общем все взаимоотношения между посредниками, которые формируются вокруг этой проблемы условно можно разделить на кооперацию, конфликты и конкуренцию. Кооперация проявляется в том, что фирмы посредники, выполняющие одинаковые или разные логистические операции в дистрибуции, объединяют свои усилия для достижения общей цели. Конфликты возникают тогда, когда посредники противоречивые цели, относящихся к одной и той же области распределительной логистики. Соперничество между отдельными посредниками в пределах одного распределительного канала или между отдельными каналами формирует конкуренцию.

Преимущественно небольшие фирмы-посредники, которые не могут самостоятельно бороться с лидерами все чаще в конкурентной борьбе используют новые формы логистической интеграции между собой и с товаропроизводителями. Основными формами такой интеграции является [120]:

- Двойная дистрибуция - производители довольно часто используют одновременно два распределительных каналы, в которых практикуют движение товаров с переменной интенсивностью;

- Взаимоотношения с эксклюзивными партнерами - все чаще фирмы-производители привлекают к сотрудничеству эксклюзивных посредников, которым оказывают исключительное право на осуществление определенных логистических функций;

- Охват определенной группы готовой продукции или товарной номенклатуры (вертикальная интеграция) - в этом случае посредники стремятся захватить весь распределительный канал, за счет выполнения всех функций логистического распределения за счет меньших затрат, повышение качества сервиса и тому подобное;

- Связанные взаимоотношения - сюда входят внедоговорные договоренности между логистическими партнерами по совместным действиям против конкурентов.

В процессе интеграции и согласования действий логистических партнеров часто возникают проблемы по согласованию действий, направленных на достижение общих целей. Несмотря на это, крайне важное значение приобретает необходимость в координации и оптимизации деятельности распределительной системы, которая заключается в:

- Координации работы логистических посредников;

- Создании совместно с производителем интегрированных распределительных каналов и цепей, позволяющих минимизировать логистические затраты при обеспечении требуемого качества логистического сервиса в дистрибуции;

- Оптимизация процессов планирования, контроля и регулирования уровней запасов готовой продукции;

- Оптимизация организационной структуры и количества звеньев логистической системы;

- Оптимизация параметров физического распределения материальных потоков в распределительных каналах [45].

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание