ЛОГИСТИКА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ

Мировые тенденции автоматизации сортировки письменной корреспонденции

Автоматизация сортировки ПО - генеральное направление развития почтовой связи. Хотя сейчас разработаны автоматические машины для сортировки различных видов ПО, наибольшее распространение получили машины для сортировки ПК - АЛСМ.

Автоматизация сортировки ПК - естественный и закономерный процесс, который прошли, проходят или пройдут почтовые службы всех стран, имеющих достаточно высокие объемы ПК.

Не следует забывать, что для Украины, как и для других республик бывшего СССР, нынешняя волна автоматизации сортировки ПК - вторая. Первая волна пришлась на 70-80 pp. XX века, когда в СССР был накоплен уникальный опыт автоматизированного сортировки ПК в ОПЗ республиканских, краевых, областных и крупных промышленных центров.

Причиной практически повсеместной отказа от автоматизированного сортировки ПК и возвращение к ее ручной сортировки стало многократное падение потоков ПК, обусловленное распадом СССР и бурным развитием электронных средств телекоммуникаций, полностью или частично вытеснили почтовой связи из многих освоенных им ниш.

Подчеркнем, что с экономической точки зрения принципиальное отличие ручного и автоматизированного сортировки ПК заключается не в том, что в первом случае сортировки ПК осуществляют сортировщики, а во втором - АЛСМ, и даже не в соотношении стоимости ручного и автоматизированного сортировки ПК, а в том, что оплата труда сортировщиков осуществляется за выполненную работу, а значит, напрямую зависит от объемов сортированной ПК, в то время как расходы на приобретение АЛСМ носят заблаговременный характер, а расходы на их эксплуатацию практически не зависят от того, сортируют они ПК ли сортируют .

Как показывают расчеты, более 90% расходов на содержание АЛСМ составляют выплаты по банковским кредитам или амортизационные отчисления, содержание или аренда помещений, приобретение запасных частей и расходных материалов, оплата электроэнергии, коммунальные платежи, заработная плата позазминного, как правило, высокооплачиваемого административно-управленческого персонала , электронщиков, электромехаников, программистов, а также вспомогательного обслуживающего персонала и охраны, и только около 10% на заработную плату переменного, как правило, низкооплачиваемого персонала.

Таким образом, эффективность использования АЛСМ определяется ее нагрузкой, то есть, по сути, коэффициентом полезного действия.

Зарубежный опыт и опыт первой волны автоматизированного сортировки ПК в СССР свидетельствует, что использование АЛСМ является эффективным, если его полезная работа составляет не менее 16 часов в сутки. Исходя из этого при средней производительности АЛСМ 40 тыс. Писем в час одна АЛСМ должна сортировать не менее 640 тыс. Писем в сутки (с учетом возможного многоэтапного сортировки).

Однако, насколько важно выполнение этого требования, красноречиво свидетельствует печальный опыт использования около 20 АЛСМ советского производства, установленных в свое время в ВЦ Украины, когда в результате многократного падения потоков ПК, указанные машины практически простаивали, их содержание оказалось очень убыточным и они, оставаясь в исправном техническом состоянии, рано или поздно оказались на свалках металлолома.

В 1991 г.. Объемы ПК в СССР составляли около 15 млрд, единиц в год. Хотя учет этих объемов по союзным республикам НЕ проводился, по соотношению численности населения СССР и Украины можно считать, что доля Украины составляла не менее 3 млрд, единиц в год (8200000. Единиц в сутки).

Нынешние объемы ПК в Украине заданными Укрпочты составляют менее 300 млн. Единиц в год (около 800 тыс. Единиц в сутки), то есть уменьшились по сравнению с 1991 годом более чем в 10 раз.

Оптимистичные прогнозы относительно роста потоков ПК, к сожалению, не оправдываются: приведенные объемы в течение последних лет практически не меняются.

По данным Всемирного почтового союза стагнация или падение потоков ПК наблюдаются во всем мире.

И это не удивительно. Небывалое развитие телефонной связи, в том числе мобильной, внедрение электронной почты, гибридной почты, SMS, интернет, факс, других телекоммуникационных систем передачи информации практически не оставляют надежд на рост потоков ПК. Фактически за годы независимости Украины выросло поколение молодых людей, которым вообще неизвестен эпистолярный жанр.

Впрочем, перспектива реального постепенного роста потоков ПК в Украине все же остается. Эта перспектива связана не с какими-το особенностями Украины, а с тем, что сейчас по уровню потребления услуг почтовой связи, определяется уровнем жизни населения, Украина существенно уступает не только развитым странам мира, но и бывшим советским республикам, которые только недавно вошли в европейское содружество, а также России.

Так, количество листов, приходящегося на одного жителя в год по данным ВВС составляет: в США - 655,0, в Германии - 252,5, в Польше - 32,5, в России - 7,7, в Украине - 6, 5.

С ростом благосостояния населения, развитием малого и среднего предпринимательства можно надеяться на рост указанного количества писем в Украине хотя бы до уровня Польши, окажется достаточным для эффективной работы примерно 12 АЛСМ.

Отсюда следует, что реальный рост потоков ПК в Украине следует связывать только с прогнозами реального повышения уровня жизни населения Украины.

Поскольку в областных ОПЗ МП С УГППС "Укрпочта" сейчас нет потоков ПК, достаточных для обеспечения эффективного использования АЛСМ, выходом из положения может стать создание расце, расположенных в одном (г.. Киев) или нескольких (гг. Киев, Днепропетровск, Львов и, возможно, Николаев) крупных областных ОПЗ, и предназначенных для осуществления автоматизированного сортировки ПК, поступающей от закрепленных за ними ОПЗ соответствующих регионов, и направляется в отсортированном виде до сих ОПЗ.

Отметим, что создание расце было предусмотрено еще Комплексной программой создания Единой национальной системы связи Украины (Постановление Кабинета Министров Украины от 23 сентября 1993 №790) и повторенное в Программе реструктуризации Украинского объединения почтовой связи "Укрпочта" (Постановление Кабинета Министров Украины от 4 января 1998 №1), Концепции развития связи Украины до 2010 года (Постановление Кабинета Министров Украины от 9 декабря 1999 №2238), Концепции Государственной целевой программы развития почтовой связи на 2009-2013 (Постановление Кабинета 'Министров Украины от 14 января 2009 №35-р) и ряде ведомственных нормативных актов.

В пользу создания одного расце могут быть приведены следующие доводы:

- Низкие объемы ПК в Украине;

- Минимальные затраты на создание расце;

- Возможность организации непрерывного сортировки ПК;

- Самая высокая концентрация потоков ПК в РСЦ;

- Возможность объединения перевозок ПК с перевозками общегосударственных ПВ;

- Простота синхронизации обработки и перевозки ПК.

В пользу создания нескольких расце могут быть приведены следующие доводы:

- Возможность сокращения количества этапов сортировки ПК за счет распределения направлений сортировки между расце;

- Возможность сокращения общей протяженности магистральных ПМ за счет существования оптимального количества расце, при которой суммарная протяженность межрегиональных и внутрирегиональных ПМ достигает минимума.

В то же время создание расце влечет за собой ряд недостатков, среди

которых:

- Необходимость создания новых ценных ОПЗ;

- Необходимость дополнительных перевозок ПК между ОПЗ областного уровня и расце;

- Задержка сортировки ПК, обусловлена ее дополнительными перевозками, а также необходимостью обеспечения высокой эффективности работы АЛСМ.

Поскольку создание одного расце оценивается в несколько десятков миллионов евро, возникает ряд важных вопросов:

- Сколько должно быть создано расце;

- Где должны располагаться расце;

- Как должны быть соединены между собой расце;

- До какого уровня должна сортироваться ПК в расце к ОПЗ собственных регионов;

- До какого уровня должна сортироваться ПК в расце к ОПЗ остальных регионов;

- Как влияет на создание расце на технико-экономические показатели МПЗ;

- Каким требованиям должны отвечать АЛСМ в расце?

Мировой опыт убедительно свидетельствует: для внедрения слишком ценных систем автоматизированной обработки ПК должны быть созданы соответствующие технико-экономические предпосылки.

Основными технико-экономическими предпосылками внедрения систем автоматизированной обработки ПК выступают:

- Концентрация потоков ПК в расце;

- Обеспечение выполнения нормативных сроков пересылки ПК;

- Экономическая целесообразность перехода от ручного к автоматизированной обработки ПК.

Ниже в обобщенном виде представлен анализ указанных предпосылок.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание