МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА

Сущность и особенности международной логистики

Любое предприятие, успешно развивается, в качестве стратегической перспективы определяет выход на внешние рынки, особенно в эпоху глобализации мировой экономики. Конкурентных преимуществ при осуществлении международных операций можно достичь, сформировав эффективную логистическую систему. В этих условиях все более популярным становится термин "международная логистика".

Международная логистика является особой областью логистики, которая охватывает логистическую деятельность предприятий и организаций, выполняемый на международном уровне. Применение же логистики на национальном уровне ограничено границами государства, не пересекаются цепями поставок. Логистические системы здесь функционируют в соответствии с национальным законодательством. Таким образом, различие между национальной и международной логистикой базируется на разной организации цепей поставок (логистических систем). Учитывая главную отличительную черту международной логистики, можно определить ее как науку о управления потоками (материальными, финансовыми, информационными, сервисными и др.), Которые пересекают национальные границы. С практической точки зрения, международная логистика - это процесс управления соответствующими потоками. Смирнов И. определяет международную логистику как знания по организации и управлению системой товарно-информационно-финансовых потоков международной фирмы.

Наряду с термином "международная логистика" используют термин "глобальная логистика" (global logistics). Однако международная логистика является более широким понятием. Достаточным условием международной логистической деятельности является пересечения цепью поставок (логистическим потоком) национальной границы. Глобальная логистика, по мнению В. Сергеева, ориентированная на создание на международном уровне устойчивых макрологистических систем и таким образом предполагает высокий уровень глобального логистического менеджмента.

Основными участниками (элементами) цепей поставок международной логистики являются: поставщик экспортера, экспортер товаров (услуг), таможенный брокер, импортер товаров (услуг), конечный потребитель, транспортно-экспедиционные компании, складские комплексы, торговые посредники, таможни, банки, страховые компании и т.д. . Причем экспортер и поставщик экспортера, а также импортер и конечный потребитель могут быть одним лицом. Экспортер получает товары от поставщика (поставщиков), и поставляет их импортеру. Он может привлекать различных посредников. Импортер в соответствии с условиями международного договора получает товар (услуги) и осуществляет платеж экспортеру. Обязанности по организации страхования и перевозки товара могут полагаться как на импортера, так и в экспортера в зависимости от договора. Между импортером и конечным потребителем может быть несколько посредников. Выбор конкретного варианта цепи международной логистики осуществляет логистический менеджер. Внешнеторговый цепь поставок можно представить следующим образом (рис. 12.1).

Внешнеторговый цепь поставок

Рис.12.1. Внешнеторговый цепь поставок

Общая структура полного международного цепи поставок с охватом стадий изготовления продукции из импортных материалов и реализации на внешнем рынке приведена на рисунке 12.2.

На внутреннем и мировом рынке сущность логистического подхода одинакова, наряду с этим условия международной логистической деятельности более сложные и связаны с большими затратами. Так, логистические затраты составляют 25-35% стоимости экспортно-импортной продукции по сравнению с 810% стоимости товаров, реализуемых на внутреннем рынке [24].

Главным отличием международной логистики от национальной (внутренней) является тот факт, что процесс поставки включает в себя преодоление государственных границ и таможен. Существуют различия между странами по климату, инфраструктуры, плотности населения, экономического развития, политической системы, культуры и тому подобное. В результате международной логистической деятельности присущ ряд особенностей.

Полный международный цепь поставок

Рис. 12.2. Полный международный цепь поставок

Особенности международной логистики [24; 78; 122; 128; 131, 143]:

- Значительные объемы заказов, позволяет компенсировать более высокие затраты на доставку товаров;

- Отсутствие опыта работы некоторых предприятий в области международной логистики;

- Большая степень неопределенности и более широкие колебания спроса на международных рынках;

- Дополнительные логистические посредники (таможенные брокеры, фрахтовые агенты и т.п.);

- Необходимость учета особенностей стран - партнеров (например, условий транспортировки, посредников, вычисления фрахтового и таможенного сборов, требований по упаковке и оформления багажа, многоязычного сопровождения товаров и документов, учет различий в требованиях к эксплуатационным характеристикам товаров и т.п.);

- Большая продолжительность логистического цикла, связанная с особенностями финансирования, требованиями к упаковке, транспортировке и выполнения таможенных процедур и тому подобное;

- Затруднение коммуникаций между предприятиями и потребителями продукции через большое количество посредников, большие расстояния между партнерами, культурные различия и тому подобное;

- Необходимость создания больших запасов;

- Сложность и разнообразие международной транспортной документации. Если в операциях на внутреннем рынке достаточно счета-фактуры и товарно-транспортной накладной или коносамента, то международные oneрации требуют подробной документации во всем, что касается состава заказа, транспортировки, финансирования и правил государственного регулирования;

- Необходимость интеграции информационных систем и важность международных союзов с грузоперевозчиками и поставщиками логистических услуг.

Участие в международных операциях усиливает неопределенность и ограничивает возможности контроля. Неопределенность растет из-за увеличения дальности и продолжительности грузоперевозок, меньше знакомство фирм с внешними рынками, разнообразие правил регулирования и документации. Ослабление контроля происходит в результате привлечения большего числа посредников и вмешательства государств в установлении таможенных процедур и внешнеторговых барьеров. Как следствие, международные логистические операции связанные с большими финансовыми рисками, и рисками при перевозках грузов.

Роль государства в международных логистических операциях сводится к упорядочению потоков экспортно-импортных грузов, защиты прав потребителей, предотвращения контрабанды и протекционистской политики в отношении своих производителей, транспортных, экспедиторских и других компаний.

Особенности и сложности международной логистики определяют по формуле под названием "четыре Д": дальность перевозок, документация, дифференциация культур, диктат потребительского спроса [24]. На мировом рынке расстоянии более, документация разнообразнее, а требования потребителей к продуктам и услугам, которые определяются культурными особенностями отдельных стран и регионов, очень отличаются. Поэтому задачей логистического менеджмента на международном уровне является разработка стратегии и тактики, соответствующих условиям четырех Д.

Отношение менеджеров к логистической поддержке международных операций зависит от подхода предприятия к международной деятельности. Существует два противоположных подхода [24]:

- Подход с национальных позиций;

- Подход с позиций "предприятия без гражданства".

На практике предприятия могут применять промежуточные подходы между этими двумя крайностями.

Подход с позиций национальной принадлежности. Предприятия, стоящих на национальных позициях, рассматривают международную деятельность только как экспортно-импортные операции, а свою логистическую деятельность приспосабливают для операций в конкретной стране, а не для глобальной деятельности. Такие предприятия управляют своими подразделениями в каждой стране как самостоятельными хозяйственными единицами, а их логистические менеджеры ограничены в выборе источников, перевозчиков, партнеров для создания союзов. Наиболее выраженный пример подхода с позиций национальной принадлежности в недалеком прошлом представляла собой японская распределительная система. В последнее время этот традиционный национально ориентированный подход к международной торговли сдает позиции.

Подход с позиций "предприятия без гражданства", наоборот, означает, что компания пытается "стать своим" в любой стране мира, предоставлять потребителям уникальные услуги на всех мировых рынках. Логистические менеджеры "предприятия без гражданства" свободны в выборе источников ресурсов, поставщиков логистических услуг, мест расположения производственных и складских мощностей. В высшем руководстве "предприятия без гражданства» нередко присутствуют представители различных национальностей, а существенная часть продаж и собственности приходится на другие страны. Логистическая система такого предприятия должен учитывать языковые особенности конкретной страны, различия в методах ведения бизнеса, быть приспособлена к стандартам каждой страны по документации и упаковки. Примерами "предприятия без гражданства" является всемирно Nestle (Швейцария), Philips (Нидерланды) и др. Под влиянием глобализации все больше предприятий пополняют их ряды.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание