Потенциальные возможности, проблемы и условия внедрения логистической концепции в хозяйственную деятельность

Современные проблемы в хозяйственной деятельности предприятий, связанных со сферой логистики, формируются под влиянием трансформации рыночной конъюнктуры. Изменения рыночной конъюнктуры вызывают соответствующие преобразования в стратегии развития предприятия и в структуре производственных процессов, требующих их гибкости, которая достигается благодаря использованию универсального, быстро переналагоджувального оборудования и минимизации запасов. Возникающие проблемы можно решать с помощью средств логистики путем внедрения в управленческую деятельность предприятия логистической концепции (рис. 2.3).

Внедрение логистической концепции в практику управления хозяйственной деятельностью предприятий позволяет реализовать потенциальные возможности логистики [67; 112], заключающиеся в:

- Настройке деятельности предприятия на потребности рынка;

- Обеспечении долгосрочного роста эффективности и конкурентоспособности предприятия;

- Обеспечении способности предприятий адаптироваться к изменениям во внешнем окружении;

- Содействии координации действий различных функциональных подразделений предприятия и согласованию его целей с партнерами;

- Улучшении сервиса при оптимизации полных затрат во всех сферах деятельности предприятия;

- Использовании синергических [1] связей и эффектов в логистической системе.

Итак, концепция логистики - это способ мышления, философия предпринимательства, внедрение которой создает определенные потенциальные возможности, компетенции предприятия, выражающиеся в способности обслуживать потребителей на конкурентно высоком уровне с минимальными общими затратами.

Логистика может стать ключевой сферой компетенции предприятия, трудно поддается "тиражированию" конкурентами. Многочисленные западные компании, достигшие значительных успехов в распределении и транспортировке, рассматривают логистическую деятельность как важный источник конкурентных преимуществ.

Формирования и решения проблем логистики на предприятиях

Рис. 2.3. Формирования и решения проблем логистики на предприятиях (составлен на основе [35; 67; 78])

Анализ слабых сторон систем логистики на предприятиях свидетельствует о том, что большинство проблем внедрения логистического подхода связана с человеческим фактором, а именно [24; 67]:

- Традиционные организационные структуры управления предприятиями, в которых полномочия и обязанности распределены по функциональному признаку, не способствуют логистической интеграции;

- Внедрение логистического подхода приводит к значительным изменениям в системе управления, вызывает сопротивление персонала;

- Информационные связи между отдельными подразделениями и предприятиями несовершенны, базы данных информационных систем мало пригодны для использования на межфункциональная основе;

- Низкая дисциплина в логистической цепи;

- Отсутствует информация о последствиях неэффективных или ошибочных действий работников;

- Недостаточная квалификация логистического персонала;

- Традиционные системы оценки результатов деятельности затрудняют межфункциональная координацию но не мотивируют персонал к сотрудничеству между отдельными подразделениями.

В аспекте изложенного, при внедрении логистического подхода обязаны учитываться специфические особенности предприятий и существующие недостатки в их работе.

Эффективная реализация положений логистической концепции в управлении деятельностью предприятий требует создания определенных условий.

Основываясь на существующих трактовках основ логистической концепции [34; 56; 67; 81, 112], сформулируем организационно-технические условия, необходимые для эффективного внедрения логистической концепции в хозяйственную деятельность:

- Логистика должна быть базовым критерием и ориентацией интегрированного управления предприятием (философией высшего менеджмента);

- Должно быть сформировано "логистическое мышление" менеджеров всех уровней, направленное на интеграцию усилий;

- Необходимое рационализация материальных и других потоков. Согласование параметров логистического потока на участках распределения, производства, поставки и его временная синхронизация;

- Должно быть соответствие всех решений по планированию и организации материальных потоков общей стратегии предприятия;

- Необходимо создать систему логистического менеджмента (рационализация организационных структур субъектов хозяйствования, применение организационно-управленческих механизмов координации, позволяющие достичь четкой слаженности в деятельности специалистов отдельных служб, которые принимают участие в управлении логистическим потоком)

- Обеспечить партнерство с другими участниками цепи поставок (создание и поддержание тесных деловых, партнерских отношений между предприятиями - участниками логистической цепи на основе учета взаимных интересов и компромиссов):

- Сформировать приспособленную к требованиям логистики кадровую политику, обеспечивающую высокую квалификацию специалистов и эффективную систему их поощрения;

- Оптимизировать технологию и технику складирования, транспортировки, упаковки;

- Сформировать и внедрить логистическую информационную систему; (полная информация о товарах, материальные потоки, производителей и потребителей товаров, логистических посредников и т.п.);

- Обеспечить способность логистической системы адаптироваться к изменениям во внешней среде;

- Внедрить систему логистического сервиса;

- Осуществлять контроль общей цепи поставок;

- Разработать и применить систему показателей для оценки эффективности логистической деятельности;

- Вести учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи (выделять расходы, которые возникают при выполнении логистических функций, формировать информацию о наиболее значимых затратах, и также о характере их взаимодействия);

- Принимать решения на основе экономических компромиссов (проводить расчеты с учетом интересов и требований как различных подразделений предприятия, так и всех организаций, участвующих в логистической процессе). Так, решение о величине партии закупок должно приниматься с учетом расходов на выполнение заказа и расходов на содержание запасов.

От полноты реализации положений концепции логистики и создание необходимых организационно-технических условий существенно зависит достижение окончательных целей логистики, таких как [67]:

1) минимизация общих затрат,

2) ускорение движения материального потока,

3) минимизация общего уровня запасов,

4) оптимизация уровня обслуживания потребителей.

  • [1] синергический эффект - прирост общего эффекта объединенных действий элементов системы к величине большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо, то есть это эффект от совместных (интегрированных) действий элементов системы. Синергические связи - это такие связи интеграции (кооперации), которые вызывают появление дополнительного эффекта.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание