Предпосылки и этапы развития логистики

Особенности современного экономического развития создают предпосылки для применения и распространения логистики в хозяйственной и других сферах деятельности. Глобализация экономических процессов, превышение предложения товаров над спросом вызывают усиление конкуренции заставило предпринимателей обратить внимание на резервы, создаваемые логистикой. Рационально организованные логистические системы позволяют снизить себестоимость продукции, улучшить надежность и качество поставок. Ограниченность объемов доступных энергоносителей, рост тарифов и расстояний перевозок заставляют выполнять поиск путей повышения эффективности (экономичности) перевозок. Активизации применения логистики на промышленных предприятиях способствовало то, что с середины XX в. уже практически были исчерпании другие резервы рационализации непосредственно производственных процессов. Широкие возможности для внедрения логистики создают научно-технический прогресс и, прежде всего, компьютеризация процесса управления логистическими процессами. Благодаря достижениям в области коммуникационных технологий стало возможным осуществлять мониторинг всех стадий движения продукта от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы и до конечного потребителя.

Обобщая подходы различных научных [34; 63; 78; 128] к выделению этапов развития логистики в экономической сфере, мы сформировали информацию и представили ее в таблице 1.1.

Необходимо отметить, что этапы теоретического развития и практического использования концепции логистического управления происходили почти одновременно. В развитии логистики выделяют: дологистичну стадию и логистику 1-го, 2-го, 3-го и 4-го поколений.

В дологистичний период управления материальным распределением носило фрагментарный характер, что привело к недостаточной координации действий между различными подразделениями предприятий. Рассматривались проблемы рационального движения материалов, сырья и готовой продукции, однако транспортное, материально-техническое обеспечение и сбыт продукции рассматривались как не связанные между собой сферы деятельности. И уже начиная с 50-х годов XX в. начала развиваться логистика как научный подход к управлению экономическими системами.

Характерной чертой периода классической логистики является то, что на предприятиях начинают создаваться логистические системы, но они еще не охватывают производственную деятельность. Возникли первые логистические концепции: "Планирование потребностей и ресурсов", "Точно в срок"; логистические системы MRP, DRP, Канбан. Среди отраслей, где в тот период использовалась логистика, были: автомобилестроение, материально-техническое снабжение, торговля, транспорт. Соответственно возникла коммерческая, снабженческая, транспортная логистика. Заканчивался период классической логистики перенос акцента с внутрифирменных на межфирменные функции логистики. Критерием формирования оптимальной системы управления потоками стал максимальную прибыль всех субъектов-участников логистического процесса.

Таблица 1.1. Этапы развития логистики

Период времени

Этап

Характеристика

До 50-х гг.

ХХ в.

И -

К логистический

Управление материальными потоками носило фрагментарный характер, отделы снабжения, производства, сбыта предприятий функционировали отдельно. В 50-е годы понятие логистики вошло в экономическую терминологию.

60 - 70-е гг.

ХХ в.

II -

классическая логистика (логистика первого поколения)

Создание на предприятиях отделов логистики, логистических систем, которые охватывали сферу обращения. Использование логистического подхода для управления материальными потоками в торговле, транспорте, снабжении, автомобилестроении. Перенос акцента с внутрифирменных на межфирменные функции логистики.

80 - 90-е гг.

ХХ в.

III -

логистика второго поколения,

начало периода неологистикы

Развитие систем логистики на основе всего предприятия, внимание сфокусировано на межфункциональном компромисах1, концепция "общей ответственности" (учет социальных, экологических и политических аспектов). Начало глобализации мировой экономики. Создание логистических цепей ведущих компаний, специализированных логистических фирм (логистических провайдеров). Возникает промышленная, строительная, Агрологистика, туристическая, международная, глобальная логистика, еврологистика.

Конец 90-х гг. ХХ в. -начало XXI в.

IV -

логистика третьего поколения

Логистически ориентированное управление организацией, цепью поставок, появление логистических интеграторов (4РЬ), региональных логистических центров, макрологистических систем. Логистику используют все отрасли хозяйства, добавляются банковская, "зеленая", таможенная, геологистика. Логистические системы выходят за пределы экономической сферы (социальная, экологическая, политическая, педагогическая, медицинская и т.д.). Разрабатываются международные и региональные программы в сфере логистики.

Настоящее и дальше

V -

логистика четвертого поколения

Глобальная революция в науке и технике. Формирование инфраструктуры хозяйства каждой страны и всего мира, объединяет все отрасли в единую глобальную логистическую систему.

1 Экономические компромиссы (гармонизация экономических интересов) - категория, применяемая в процессе принятия решений по вопросам предпринимательской деятельности и предусматривает проведение расчетов, должны отражать интересы как различных подразделений фирмы предпринимателя, так и всех фирм, участвующих в логистической процессе [15; 35]. Например, решение о размере партии закупок должны приниматься с учетом расходов на выполнение заказа и расходов на содержание запасов.

Развитие логистики второго поколения связывают с 80 - 90-те годы XX в. На этом этапе начали создаваться логистические системы, охватывающие уже деятельность всего предприятия. Основное внимание стало уделяться межфункциональная компромиссам предприятий (фирм), включая производственные и другие не логистические подразделения. Основным критерием внедрения логистического подхода стала минимизация затрат всего предприятия, требовала нахождения компромиссов между интересами всех его структурных подразделений. Например, сотрудники отдела маркетинга заинтересованы в увеличении сегмента рынка, это будет требовать обеспечения надежности поставок и высокого качества обслуживания потребителей. В свою очередь это приведет к увеличению объемов запасов и необходимости выполнения индивидуальных заказов, противоречит приоритетам финансового и производственного отделов уменьшать расходы. И уже специалисты по логистике должны согласовывать интересы всех участников процесса, координировать различные функции и таким образом удерживать оптимальное соотношение затрат, запасов и качества обслуживания. С середины 80-х годов появился новый подход к развитию логистики - концепция "общей ответственности". Его отличие - это учет, кроме экономических, социальных, экологических и политических аспектов.

Характерным для III-го этапа развития логистики является создание и развитие деятельности логистических провайдеров - специализированных фирм, оказывающих услуги в сфере логистики. В этот период крупные западные компании начинают осуществлять логистическую деятельность с учетом требований международных стандартов уже на глобальном, а не только на национальном или региональном уровнях. Происходит интеграция в логистической цепи поставок ведущих компаний мира через вертикальную интеграцию поставщиков, производителей и дистрибьюторов, развитие транснациональных компаний (ТНК). К этому этапу относят и так называемую европеизацию логистики. В 1993 году в рамках Европейского союза был создан единый рынок. Сформировались интегрированные транспортные системы, энергетические системы, системы коллективной безопасности и тому подобное. Все это повлияло на развитие логистики в том числе и на интеграцию бизнеса в целом, все больше компаний начинают работать в других странах. Появляется термин "еврологистика". К отраслям, которые стали использовали логистику, можно отнести: все отрасли промышленности и агропромышленного комплекса, строительство, торговля, туризм. Для этого выделяют уже такую логистику: промышленную, строительную, агрологистики, туристическую, международную, глобальную. Получил интенсивное развитие электронный бизнес.

Логистика третьего поколения (конец 90-х гг. XX в. - Начало XXI в.) - Это трансформация системы управления в систему логистического управления, предусматривает формирование систем логистически ориентированного управления организацией и кооперации организаций, интегрированной цепи поставок. Концепция и стратегия логистики выполняют уже функции генеральных (корпоративных), а отдел логистики становится главным структурным подразделением в системе управления организацией. На данном этапе появляются фирмы-логистические интеграторы, которые, кроме доставки товара, берут на себя функции формирования и обеспечения единой цепи поставок (4РЬ), создаются универсальные региональные логистические центры (центры логистических услуг), которые объединяются в логистические сети. Логистику используют все отрасли хозяйства. К новым видам логистики можно отнести: банковскую, таможенную, муниципальную, логистику государства, виртуальную логистику, геологистику и другие. Принципы логистики стали использоваться не только в экономике, но и в социальной сфере (социальная логистика), политике (политическая логистика), педагогике, психологии (педагогическая или образовательная логистика), медицине (медицинская логистика), демографии (демографическая логистика) и другие. Разрабатываются международные и региональные программы в сфере логистики, активно создаются макрологистических системы.

Логистика четвертого поколения ставит задачу по формированию инфраструктуры хозяйства каждой страны и всего мира, который объединит промышленность, торговлю, сельское хозяйство, другие отрасли в единую глобально согласованную логистическую систему.

Итак, современный этап развития логистики определяют и влияют два основных фактора: глобализация мировой экономики и интенсивное развитие научно-технического прогресса, порождают новые потребности потребителей в логистических услугах и нуждаются в развитии различных форм их удовлетворения. Поэтому, современных тенденций развития логистики можно отнести [40; 78; 131; 143]:

1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг:

- Отсрочка, заключающийся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учета последних требований потребителей откладываются до последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

- Перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

- Массовый выпуск продукции на заказ, что объединяет выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ;

- Прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

- Услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие расходы;

- Синхронизировано перемещения материалов, при котором информация о движении материального потока приходится ко всем участникам цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение материальных ресурсов.

2. Аутсорсинг - передача некоторых функций предприятия сторонним организациям. Эта тенденция проявилась еще в 1980-х годах сначала в Западной Европе и Японии, позже в США, и сохраняется и в настоящее время.

3. Совершенствование методов управления логистическими процессами. Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призваны решить известные логистические задачи: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов логистической цепи и другие.

4. Использование логистики, включая транспорт, для защиты окружающей среды и создание препятствий для глобальных климатических изменений, в частности, введение запрета на использование некоторых упаковочных материалов, дополнительных требований к экологичности транспортных средств.

5. Сокращение числа поставщиков и формирования долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами. В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурирующих друг с другом, что помогало заключать выгодные сделки. В современных условиях логистические фирмы все более вовлекаются в управление всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты все чаще знакомят их со своей долгосрочной целью, чтобы совместно разрабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты все больше ценят свое время и все больше доверяют профессионалам логистика, с которыми сотрудничают. Они стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнеры.

Таким образом, в XXI веке повышается значение логистики как концепции, философии управления и практики хозяйствования. В то же время в значительной части стран, среди которых и Украина, логистика все еще находится в фрагментарном состоянии, то есть на подавляющем большинстве предприятий управленческий персонал использует обычно только отдельные логистические решения по планированию материальных потребностей, закупок, планирование производства, создания запасов, складирования, транспортировки, обработки заказов, обслуживание клиента. Значительно реже используется логистический подход для управления материальными потоками с охватом отдельных фаз потока (снабжение, производство, сбыт). Интегрированная логистика всего предприятия и цепи поставок применяется преимущественно предприятиями с иностранными инвестициями.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание