Проектирование дистрибутивных систем

Условием эффективного распределения адаптация существующей системы распределения предприятия к изменениям, которые происходят во внешней и внутренней среде. Для реализации этого условия возникает потребность проектирования логистических решений в сфере дистрибуции учитывая маркетинговую концепцию деятельности предприятия.

Поскольку логистика дистрибуции охватывает комплексное планирование, управление и физическое обработки готовых изделий в пределах от момента сдачи-приемки товаров от производства до поставки заказчику, то оптимизация сбытовой деятельности имеет целью минимизацию затрат как в пределах, так и за пределами логистической системы при условии функционирования дистрибуции в соответствии с заказами клиентов [67, с.399], а следовательно, речь идет относительно проектирования, как отдельных каналов распределения, так и всей системы распределения в целом.

Логистическая система распределения (дистрибутивная система) - это совокупность звеньев цепи поставок различных товаров производителя / торгивель ного посредника в конечных потребителей, интегрированные единым процессом управления товародвижением, логистической инфраструктурой и ресурсами, а также обеспечивают высокую степень удовлетворения покупателя и экономию логистических затрат [76 ].

Потребность проектирования новой или реорганизации существующей дистрибутивной системы может быть вызвана вследствие: изменения потребительских предпочтений относительно спроса или уровня обслуживания; появлением новых клиентов; изменением товарной специализации; появлением новых рынков сбыта; изменением формы собственности или вида деятельности предприятия; изменением политики сбыта; оптимизацией логистических затрат и тому подобное.

Под проектированием дистрибутивной системы, с точки зрения логистики, следует понимать процесс создания проекта оптимальной схемы дистрибуции для конкретных категорий товара, в конкретных условиях, на конкретных географических территориях, с учетом конкретной маркетинговой и логистической стратегии предприятия.

Целью стратегического проектирования дистрибутивной системы является разработка такой ее модели, которая определяла бы наиболее экономически целесообразный способ распределения товара при стабильных или растущих потребностях потребителя.

Основная задача проектирования дистрибутивной системы заключается в повышении эффективности ее функционирования путем сокращения логистических затрат и максимально полного удовлетворения требований потребителей.

Проектирование логистических решений в сбытовой деятельности основывается на установлении компромисса между эффективностью производства и уровнем выполнения заказов потребителей. При формировании дистрибутивной системы предпочтение отдается системам, основанным на принципах интеграции участников процесса поставки. Интегрированная оптимизация системы дистрибуции товаров делает рационализацию материальных, информационных и финансовых потоков в определенной локализованной системе, обеспечивая оптимальное соотношение расходов дистрибуции и уровня обслуживания клиента. По данным Tompkins Associates при правильном проектировании дистрибутивной системы можно достичь следующих финансовых показателей: сокращение инвестиций в недвижимость и оборудование - на 1025% от первоначальных планов, расходов на транспортировку - на 10-20%, запасов - на 5-40%, рост возврата инвестиций - на 20% [192].

В общем виде процесс формирования системы распределения предусматривает такую последовательность действий [35]:

1. Исследование рынка и определение стратегических целей системы распределения.

2. Прогнозирование величины материального потока, проходящего через систему распределения.

3. Прогнозирование необходимой величины запасов в системе в целом и на отдельных участках товаропроводящей цепи.

4. Изучение транспортной сети региона обслуживания, составления схемы материальных потоков в пределах системы распределения.

5. Разработка различных вариантов построения системы распределения.

6. Оценка логистических издержек по каждому варианту.

7. Выбор для реализации одного из разработанных вариантов. Алгоритм проектирования логистических решений в сбыте приведены на рис. 8.4.

Блок-схема проектирования логистических решений в дистрибуции

Рис.8.4. Блок-схема проектирования логистических решений в дистрибуции [67]

Этапы проектирования дистрибутивных систем по технологии американской компании Logistics Field Audit, Inc. (LFA) такие [193]:

1. Логистический аудит существующей дистрибутивной сети: сбор и анализ данных и информации о текущем состоянии операций; анализ уровня обеспечения требований клиентов; принятие предположений относительно плана развития; формализация текущей системы дистрибуции; формулирование рекомендаций по текущей модернизации системы дистрибуции.

2. Моделирование дистрибутивной сети: принятие предположений, связанных с построением моделей; разработка модели текущей системы дистрибуции, верификация модели, расчет показателей с учетом плана развития; разработка альтернативных схем и построение альтернативных моделей.

3. Выбор оптимальной модели и ее внедрение: сравнение, анализ, оценка и выбор оптимальной модели; разработка генерального плана внедрения; контроль внедрения; оценка функционирования внедряемой модели.

4. Внедрение системы динамической модернизации системы распределения: формализация функции постоянного мониторинга и анализа логистических параметров дистрибутивной сети; ее тюнинг и модернизация.

Выбор наилучшего варианта дистрибутивной системы можно осуществить критерию минимума приведенных затрат:

где Сп - приведенные затраты по варианту; Векспл - годовые эксплуатационные расходы; Вт-летние транспортные расходы;

К - полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, закупку оборудования, транспортных средств приведены по фактору времени (по норме дисконта);

Ток - срок окупаемости варианта.

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) расходов.

Система дистрибуции должна быть управляемая и эффективная. С точки зрения системы распределения товаров как субъекта дистрибуции товаров эффективность распределения оценивается рентабельностью распределения (дистрибуции) (Р):

где П - прибыль;

Вр - расходы участников цепи распределения (расходы обслуживание заказа; транспортировки; складирования; упаковки; содержание запасов; исчерпания запасов, на выполнение других логистических функций).

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание