СОСТАВ И ТРАНСПОРТ В ЛОГИСТИКЕ

Роль складов при производстве и распределении продукции. Современные тенденции формирования складской сети предприятия

На пути своего перемещения от первичного источника сырья до конечного потребителя материальный поток может накапливаться в виде запасов на любом участке логистической цепи. Поэтому, возникает объективная потребность в специально оборудованных местах для их хранения, а также совершения над ними таких важных логистических операций как сортировка, комплектация, упаковка и т.п.. Такими местами являются различные составы (англ. Warehouse).

Современные склады - это сложные объекты, как с технической, так и с управленческой точки зрения. Среди многообразия трактовок понятия "состав" (табл. 10.1) прослеживаются два основных подхода его понимание, как:

1) сложной технической сооружения, состоящая из взаимосвязанных элементов, имеющих определенную структуру и объединены для выполнения функций по накоплению и преобразования материальных потоков, а также переработки и распределения грузов между потребителями;

2) эффективного средства управления запасами на различных участках логистической цепи и материального потока в целом.

Оба подхода не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют и формируют современное представление о составе как интегрированную составляющую логистической цепи, что с позиции системного подхода, является одновременно и сложной системой, и частью системы более высокого уровня логистической цепи, который формирует основные требования к всей складской системы, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования. Поэтому решение проблем складирования требует применения не только индивидуального технологического, но и логистического подхода, основанного на увязке особенностей входящих и исходящих потоков с учетом внутренних факторов, влияющих на складскую обработку грузов.

Таблица 10.1. Сущность понятия "состав"

Автор

Определение

Гаджинський А.М. [37]

Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, частичной переработки и упаковки товаров, поступивших к ним, подготовки их к потреблению и реализации потребителям.

Аникин Б.А. [78]

Состав - это сложная техническое сооружение, которое состоит из взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накопления, переработки и распределения грузов между потребителями.

Дыбская В.В. [44]

Состав - это место преобразования материальных потоков, направленных на удовлетворение потребностей клиентской базы.

Неруш Ю.М. [90, с.199]

Состав - здание, сооружение, устройство, предназначенные для приема, размещения и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойного снабжения ими потребителей.

Кальченко А. Г. [55]

Состав является специальным стационарным или передвижным помещением или другим местом сосредоточения материальных ценностей. Он обеспечивает необходимую степень их сохранности, как правило, оборудован собственными обслуживается привлеченными средствами механизации (автоматизации) работ.

Крикавский Е. В. [63]

Состав - организационно-функциональная структура, осуществляющая складирования материальных благ (запасов), временно изъятых из употребления, распоряжается для этого пространства, а также техническими средствами, которые предназначены для движения запасов, их обслуживание, а также поддержание определенного состояния запасов.

Толковый словарь логистических терминов [16]

Состав - это здание, сооружение, устройство, открытая площадка, предназначенные для размещения, хранения, поиска, комплектации и отгрузки любой продукции.

Международная консалтинговая компания Knight Frank [198]

Состав - это нежилое помещение, предназначенное для хранения сырья, продукции, товаров и других грузов, обеспечивает соблюдение необходимых условий хранения и оснащено оборудованием для хранения и удобными для разгрузки-погрузки конструкциями и сооружениями.

Интернет-энциклопедия Википедия [180]

Состав - это сооружение, разнообразное оборудование и внутренняя транспортная система, которая применяется для приема, размещения и хранения материальных ценностей, подготовки их к потреблению и выдачи потребителю.

На всех складах, независимо от их места в логистической системе, происходит преобразование материального потока по разным параметрам (размеры и состав транспортных партий грузов, тип и способ упаковки, количество наименований грузов в транспортных партиях, время прибытия и отправления транспортных партий и др.). Таким образом, цель создания складов в системах логистики - преобразование параметров материальных потоков для их наиболее эффективного использования.

Необходимость в складировании и хранении продукции связана с существующими колебаниями циклов ее производства, транспортировки и потребления. При таких условиях составы различных типов могут формироваться в начале, в середине и в конце товаропотоков или производственных процессов для временного накопления грузов и своевременного снабжения производства сырьем и материалами в необходимом количестве.

С этой точки зрения, состав можно определить как ограниченный охраняемый пространство, приспособленный для хранения и переработки грузов с целью сохранения их качества и выравнивания материальных потоков во времени, объемах и ассортименте.

Процесс продвижения материального потока от поставщика к потребителю достаточно сложный (рис. 10.1), длительный и требует координации и взаимодействия участников и надлежащей организации.

На первом этапе, связанном в основном с обеспечением потребностей производства, осуществляются следующие операции:

- Размещение сырья, материалов, полуфабрикатов на складе сырья и материалов;

- Отгрузка сырья, материалов, полуфабрикатов из состава сырья и материалов;

- Перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов на склад производства;

- Перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов на транзитный склад;

- Перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов на другой транзитный склад;

- Получение с транзитного склада и перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов на склад производства;

- Получение готовой продукции с производства и размещения на складе готовой продукции.

На втором этапе, связанном в основном с распределением готовой продукции, осуществляются следующие операции:

- Отгрузка готовой продукции со склада готовой продукции;

- Перевозки готовой продукции на склад покупателя: на оптовый склад или в распределительный центр;

- Перевозка и сдача готовой продукции на транзитный склад;

Этапы движения материального потока

Рис. 10.1. Этапы движения материального потока

- Перевозка и сдача товара на другой транзитный склад;

- Получение с транзитного склада и перевозки товара на склад покупателя [135].

Как видим, совокупность работ, выполняемых на складах каждого из указанных этапов, примерно одинакова, что можно объяснить тем, что в разных логистических процессах склады выполняют сходные функции. Например, склады являются регуляторами движения сырья, материалов и готовых изделий. Эта функция состава свойственна не только в сфере добычи и производства, но и сфере распределения.

Все составы, обрабатывают, по крайней мере, три вида материальных потока: входной, внутренний и выходной. Наличие входного потока предполагает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества груза. Выходной поток обусловливает необходимость загрузки транспорта, внутренний - перемещение груза внутри склада. Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению / изъятию грузов и обеспечению условий в местах хранения. Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий (или грузовых единиц) и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковки и затаривания [37, с.12].

Основными функциями составов является [24; 44; 108]: преобразование производственного ассортимента в потребительский; складирования и хранения продукции; консолидация и разукрупнение; предоставление услуг (рис.10.2).

Функции складов

Рис.10.2. Функции складов

Задачи складов можно рассматривать в традиционном и логистической аспектах. Традиционные задачи: максимальное использование складских мощностей; рациональное осуществление погрузочно-разгрузочных и складских работ; эффективное использование складского оборудования; устранения потерь товаров при их складской обработке, хранении и т. Логистические задачи: своевременное предоставление товаров и услуг потребителям; концентрация и пополнения запасов при оптимальных затратах; защита производства и потребителей от различных непредвиденных обстоятельств; консолидация партий отправлений; формирование уровня логистического сервиса; развитие интеграции и координации взаимодействия со смежными звеньями логистической системы; предоставление услуг с добавленной стоимостью.

Управление логистическим процессом на складе является задачей в рамках логистики складирования, выполнение которого связано с: обеспечением управления логистическим процессом на складе; координацией со смежными службами, обеспечивают продвижение продукции через склад (службы закупки, маркетинга, продаж и т.п.); организацией грузопереработки на складе.

Необходимость наличия складов на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника добычи сырья и заканчивая конечным потребителем, то есть во всех функциональных областях логистики: закупочной, производственной, распределительной, объясняет достаточно большую номенклатуру складов, которые могут быть классифицированы по различным признакам (табл. 10.2).

Таблица 10.2. Классификация складов [13; 37; 44; 55; 108; 120]

Признаки

Склады

1

2

По функциональным сферам логистики

снабжения; производства; распределения (дистрибуции).

В зависимости от места в логистической цепи и роли в процессе товародвижения

предприятий-производителей (в сфере поставок) потребителей продукции (в сфере производства); сбытовых организаций (в сфере распределения) посреднических (прежде всего, транспортных) организаций

По видам продукции (материальных потоков)

сырья, материалов, комплектующих; незавершенного производства; готовой продукции; тары; возвратных отходов; инструментов

По формам собственности

собственные (по фирмы); коммерческие; арендованные; государственных или муниципальных предприятий

По функциональному (распределительным) назначением

буферных запасов; перевалки грузов (терминалы) комисиювання; хранения; специальные (таможенные, временного хранения, тары, возвратных отходов и т.п.).

В отношении участников логистической системы (фирма)

производителей; торговых компаний; торгово-посреднических компаний; транспортных компаний; экспедиторских компаний; логистических посредников

По товарной специализации

специализированные; неспециализированные; универсальные; смешанные

По продуктовой специализации

узкоспециализированные (для одного или нескольких наименований продукции); ограниченного ассортимента; широкого ассортимента

За режимами хранения

неотапливаемые; отопительные; склады-холодильники склады с фиксированным температурно-влажностным режимом

По технической оснащенности

механизированные; механизированные; автоматизированы; автоматические

По типу складских зданий, сооружений:

- По конструктивным характеристикам

- По этажности здания

закрытые (наземные и подземные) полузакрытые (имеющие только крышу или крышу и одну, две или три стены) открытые площадки

многоэтажные и одноэтажные

По размеру полезной складской площади (складского объема), емкости

Мали - до 5 тыс. М2 (30 тыс. М3), до 1 тыс. Т; средние - от 5 до 10 тыс. м2 (от 30 до 60 тыс. м3), от 1 до 6 тыс. т; крупные - более 10 тыс. м2 (свыше 60 тыс. м3), более 6 тыс. т

При наличии внешних транспортных связей

с причалами и рельсовыми подъездными путями; с рельсовыми подъездными путями; с автодорожным подъездом

По отношению к логистическим посредников

собственные склады предприятий; склады логистических посредников (торговых, транспортных, экспедиторских, грузоперерабатывающие и т.п.)

В зависимости от функций, которые выполняют, и хозяйственного назначения

промышленные склады (материального снабжения, готовых изделий); торговые склады (закупка, оптовая и розничная торговля); транспортные склады (экспедиционные, перевозчиков, водных портов) склады в центрах логистических услуг; склады страховых средств и другие.

Кроме общепринятой в литературе классификации, актуализируется разделение складских помещений на четыре класса "А", "В", "С" и "D" (рис.10.3), предложенный компанией "СТС" (г.. Санкт-Петербург, Россия) (табл .10.3). Недостаток такого подхода - классификация не дает четкого понимания исходных технико-технологических возможностей складского объекта, которые необходимы при выборе метода организации технологического процесса на складе.

Складские помещения классов

Рис.10.3. Складские помещения классов "А" (а), "В" (б), "С" (в), "Б" (г) [207]

Классификация складов по системе компании "РМС"

Класс "А"

Характеристика складского помещения

современные складские помещения - одноэтажные сооружения, построенные по современным технологиям; высота потолка - от 10 м, что позволяет установку новейшего оборудования для складирования грузов; обязательно наличие центрального кондиционирования или вентиляции, системы охранной сигнализации, организована охрана, офисные площади на складе; площадка для отстаивания и маневрирования автопоездов, оптико-волоконные телефонные линии

"В"

капитальная одно- или многоэтажное сооружение с высотой потолка 4,5 - 8 м; пол бетонный или асфальтированная, пожарная сигнализация и гидратная система пожаротушения, погрузочно-разгрузочные конструкции, офисные помещения при складе, телефонные линии, охрана по периметру территории

"С"

капитальное производственное помещение или теплый ангар, высота потолка в зависимости от конструкции, пол асфальтированная или ею служит бетонная плита; как правило, автотранспорт разгружается внутри здания

"Б"

подвальные, производственные помещения и ангары, которые не отапливаются, гаражи и другие помещения, используемые под склады

Л.Б. Миротин предложил осуществлять разделение складских объектов на три группы [84] по критерию исходных условий (наличие технико-технологических и информационных возможностей конкретного состава) (табл. 10.4). К первой группе можно отнести современные склады с высокой степенью автоматизации складских операций, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, с минимальным применением "ручной" работы. Как системы управления применяются ERP, WMS, автоматическая идентификация (штриховое кодирование или RFID - радиочастотная идентификация). Большинство составов этой группы - логистические центры, занимающиеся хранением, внутрискладских переработкой груза и доставкой. К второй группе относятся составы с высокой степенью механизации складских работ, используют, как правило, стандартные информационные системы, системы штрихового и индивидуального кодирования. В основном, это непрофильные многоэтажные помещения. Операции по загрузке / разгрузке выполняются без специального оборудования с применением погрузчиков или средств малой механизации. К третьей группе отнесены склады, расположенные в помещениях, не предназначенных для хранения. Складские операции выполняются с применением "ручной" работы или применением средств малой механизации. Склады данной группы имеют наименьший уровень логистического обслуживания клиентов.

Классификация терминально-складских комплексов по критерию выходных технико-технологических возможностей

Классификация терминально-складских комплексов по критерию выходных технико-технологических возможностей

Примечания: "-" - отсутствует использование; "+" - Использования; "/" - Частичное использование

Перечисленные выше классификации не отражают всех конструктивных и логистических особенностей складских помещений. Поэтому, с целью описания характеристик самого складского помещения, а также складского хозяйства, известной британской логистической компанией "Knight Frank" [200] была разработана система классификации, наиболее полно отражает характеристики складского помещения, как логистической и маркетинговой единицы. Данная классификация делит все складские помещения независимо от их назначения на шесть категорий: "A", "A", "B +", "B", "С" и "D". При определении категории складского помещения учитываются следующие параметры: географическое расположение склада, наличие и состояние подъездных дорог к складского комплекса, удаленность складского помещения от автомагистралей, наличие железнодорожной ветки, площадь складского помещения, этажность здания склада, высота потолка, наличие технических средств охраны и много другие параметры (см. Приложение В). Основной критерий этой классификации - наличие в складского помещения условий, необходимых для хранения конкретного класса продукции. Поэтому в обозначении категории склада сначала отмечается его главная особенность, например холодильный терминал или склад с контролем уровня влажности. Деление на шесть классов позволяет более точно определить уровень оснащенности и эффективности здания. В целом, к складам предъявляются более жесткие требования, чем к аналогичному класса по классификации компании "РМС", например, большинство составов, в классификации компании "РМС" имеют класс "А", по системе "Knight Frank" получат классы " В + "или" В ". Сейчас данная классификация все чаще используется украинскими специалистами рынка складской недвижимости.

Состав в рамках логистических технологий рассматривается не только как место хранения, но и как мощный фактор организации и регулирования материальных потоков. Например, в последнее время появляются организационные образования (распределительные центры, логистические центры, терминалы, склады-магазины, интернет-магазины), деятельность которых основана на доставке товаров со склада до конечного потребителя. Такая форма организации поставки товаров конечному потребителю позволяет торговым компаниям осуществлять реализацию по образцам и более рационально использовать торговые площади.

Стоит заметить, что в быту понятие "склад", "распределительный центр", "логистический центр", "терминал", часто используются как взаимно-заменители, хотя это - не совсем так. О распределительные центры и их отличие от логистических центров см. в п.10.3. Терминал - складское хозяйство, расположенное в конечном или промежуточном пункте транспортной сети, которое организует мультимодальные перевозки грузов с участием воздушного, автомобильного, морского транспорта. Понятие "состав" является более общим из всех перечисленных.

Таким образом, роль складов постоянно растет и они начинают осуществлять дополнительные функции в соответствии потребностей и профиля деятельности компании.

Главная стратегическая проблема в логистике складирования - формирование складской сети.

Складская сеть предприятия представляет собой комплекс объектов складского назначения, размещенных на определенной территории.

Складская сеть является одним из элементов логистической системы, которая обеспечивает баланс интересов всех участников рынка и создает современную систему товародвижения, ориентированную на максимальное удовлетворение потребностей конечных потребителей.

Сегодня Украине необходимо создать разветвленную и территориально сбалансированную складскую сеть, поскольку в настоящее время существует значительная территориальная неравномерность ее развития. Более половины складов расположены в 4 регионах - это м. Киев, Донецкая, Днепропетровская и Харьковская области.

Размещение и формирования складской сети является оптимизационным, поскольку, с одной стороны, строительство новых или покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой - необходимо обеспечить (вместе с повышением уровня обслуживания потребителей) сокращение издержек обращения от приближения к клиента.

Складская сеть, функционирующая в окружающей среде с учетом минимальных потерь от упущенных продаж, должна максимально охватить рынок продаж.

Стратегия формирования складской сети требует выполнения таких задач:

- Выбор стратегии складирования запасов связан с выбором формы собственности складов;

- Определение количества складов, обеспечивающих обслуживание всего региона за непрерывного снабжения клиентов;

- Размещение складской сети как региона, так и конкретного места размещения каждого состава;

- Выбор форм снабжения складов в складской сети (централизованное или децентрализованное).

Сегодня на рынке логистических услуг, а именно складирование, 70% занимают перепрофилированы склады и только около 10% - высокопрофессиональные центры логистики и новые современные складские комплексы, которые соответствуют современным требованиям. В современных условиях предпочтение отдается складским комплексам, для которых кроме наличия подъездных путей, инфраструктуры и отопления является возможность предоставления таможенных услуг, ведение учета, квалифицированный персонал, осуществление климат-контроля на складах и т.

Актуальным для развития складской сети является использование при управлении составом современных информационных технологий. Однако, внедрение этих технологий является приемлемым и экономически выгодным только для мощных логистических компаний.

В настоящее время наблюдается активизация логистических компаний, которые планируют создать сеть складов по всей Украине. Это связано с тем, что все больше отечественных компаний отдают на аутсорсинг весь комплекс логистических услуг, экономя на аренде и содержании состава за свой счет. [206].

Логистическая недвижимость является одним из самых перспективных секторов отечественной недвижимости, что обусловлено [54]: выгодным географическим положением; наличием дефицита качественных площадей на рынке складской недвижимости, а также складов, которые бы удовлетворили специфические требования клиентов; планами по выходу иностранных складских операторов на украинский рынок; небольшим по сравнению с Западом сроком окупаемости складских объектов (до семи лет) (в Европе срок окупаемости такого формата объектов составляет 20-25 лет); сравнительно низкими затратами на строительство складской недвижимости; высокой рентабельностью услуг складирования - до 18-20% в год. Основными параметрами, определяющими привлекательность промышленно-складского комплекса, сегодня является месторасположение, наличие таможенного терминала, присутствие железнодорожной и автомобильной рампы, предложение современной компьютерной системы учета движения складских запасов

Сегодня на рынке складской недвижимости Украины работает не более 20 профессиональных компаний. Среди них логистические компании и трейдеры, крупные международные, а также отечественные логистические компании, прерогативой которых является строительство собственных складов или их аренда у девелоперов на длительный срок (Kuehne & Nagel, Raben, Schenker Ukraine, Maersk Logistics Украины, FM Logistic, Revival Express , несколько украинских компаний, среди которых "УВК - Украинские Грузовые Курьеры", "Ост-Вест Экспресс" и т.д.) [201].

Постепенно традиционные склады теряют свою актуальность. Рынок Украинский складской недвижимости сегодня делится непосредственно на склад и комплекс логистических услуг.

Складской комплекс играет большую роль в работе современной дистрибьюторской сети. Перечень услуг, предоставляемых логистическими центрами, постоянно увеличивается, а с конкуренцией соответственно возрастает их качество. Эффективность работы и развитая инфраструктура складского комплекса непосредственно влияет на успешную сбытовую политику предприятия, его конкурентоспособность на рынке. Поэтому, предприниматели стремятся к мультиформатности, предпочитая складской комплекс, в который входит производство, склады, а также офисные помещения и стоянка для автомобилей.

Среди наиболее крупных складских объектов, введенных в течение 2012 года: логистический комплекс "Счастливое" (предлагаемая к аренде площадь - 30,6 тыс.кв. м), индустриальный парк "Красиловка" (15,9 тыс.кв. м), логистический комплекс "Терминал Ворзель" (12 тыс.кв. м). Из объектов, введенных в эксплуатацию, новое предложение, доступная для рынка, составила 77 тыс.кв. м, основную часть которой, примерно 65 тыс.кв. м, или 84% составили складские помещения класса А. Часть построенных для собственного пользования складских помещений составила 9,4 тыс.кв. м. На конец 2012 года общий объем предложения составил 1 356 тыс. кв. м. [202].

В 2012 году Компанией Fozzy Group запущен центральный холодный склад хранения и дистрибуции (0 ° - + 6 ° С - 21,5 тыс. Кв. М; -24 ° -18 ° С - 5 тыс. Кв. М). В 3-х городах (Харьков, Запорожье и Одесса) открыты региональные платформы. Платформы получают товар как из центрального холодного склада, так и от прямых поставщиков. Благодаря внедрению этих и других изменений, компании удалось решить вопрос наличия товаров по всем магазинам сети супермаркетов "Сильпо".

Аннексия Крыма, конфликт на востоке страны, ухудшение бизнес-климата в целом и неустойчивое состояние украинской экономики не способствовали развитию сегмента складской недвижимости. Согласно данным консалтинговой компании CBRE [203], объем валового поглощения за первые шесть месяцев 2014 сократился в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 и составил около 54 тыс. Кв. м. Заметной тенденцией стало решение некоторых компаний (например, компания "Конти" - донецкий производитель кондитерских изделий) перенести складские запасы в центральную часть страны. Как результат, был дополнительно простимулирован спрос на складские помещения в Киевской области (табл. 10.5).

Таблица 10.5. Основные сделки по аренде складских помещений (первое полугодие 2014)

Основные операции по аренде складских помещений (первое полугодие 2014)

* Источник: CBRE Ukraine [203]

По данным департамента промышленной и логистической недвижимости DTZ, в 2014 году введено в эксплуатацию 136 тыс. Кв. м складской недвижимости (основные объекты - состав "Рабен Украина" площадью 20 тыс. кв. м и новая секция комплекса FM-Logistic площадью 14 тыс. кв.м). В 2 015 году планируется ввести вдвое меньше - около 76 тыс. Кв. м (значимый объект - комплекс FM-Logistic площадью 28 тыс. кв. м). По состоянию на конец 2014 года объем качественной складской недвижимости в Украине (класс А, В, В +) составлял 1716000 кв. м. Территориально она расположена вокруг Киева (основные направления - Житомирская, Броварская, Бориспольская трассы и Варшавское шоссе).

Объекты складской недвижимости распределены среди девелоперов следующим образом: около 60% приходится на иностранных девелоперов ("Международное Логистическое Партнерство", Gld Invest Group, Gelamco) 40% - на украинских девелоперов (BF Group, "Меркс Груп", "Тэхэн-ргоТрейд»).

Среди регионов наиболее активными являются Одесская и Днепропетровская области. В Одесской обл. за 2014 введено в эксплуатацию около 40 тыс. кв. м класса А и В и цены остаются ниже столичных. По 2014 в Днепропетровске арендовано около 25 тыс. Кв. м, ставки достигли столичных, а вакантность на конец года приблизилась к 0. Это происходит из-за близости к зоне АТО: бизнес перенес свои составы на ближайшую безопасную территорию, которая содержит качественную складскую недвижимость [204].

В апреле 2015 году компания Imperial Tobacco введено в эксплуатацию крупнейший в Украине автоматизированный высотный склад емкостью 16,2 тыс. Паллетомест (место расположения - производственная площадка компании в г.. Киев). При непрерывной работе новый состав позволит самостоятельно обрабатывать 2130 паллет в сутки, в том числе ежесуточно отгружать 1 050 паллет готовой продукции для локального рынка, 270 паллет - для экспортных рынков, а также принимать 810 паллет табачных и нетабачных материалов, необходимых для производственного процесса предприятия [ 205].

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание