Создание и совершенствование логистических систем

Логистическая система может быть построена для любой экономической системы, начиная от экономики отдельного государства или группы государств и заканчивая предприятием. Сформированы логистические системы нуждаются в постоянном совершенствованию. Трансформация и совершенствование существующей логистической системы называется реинжинирингом логистического процесса, или логистическим инжинирингом, целью которого является повышение уровня интеграции определенных аспектов логистической деятельности.

Процесс формирования (создания) логистических систем предполагает использование таких принципов системного подхода [22].

1. последовательного продвижения по этапам создания системы (система сначала должна исследоваться на макроуровне, то есть во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, то есть внутри своей структуры).

2. Согласование информационных, ресурсных и других характеристик систем проектируемых.

3. Отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и всей системы.

В процедуре формирования (или реинжиниринга) логистической системы выделяют стадии проектирования и планирования, которые, в свою очередь, делятся на определенные этапы, а также стадии реализации и контроля [24; 55; 59; 67; 78; 112; 137] (рис. 3.11).

Стадии и этапы формирования (реинжиниринга) логистической системы

Рис. 3.11. Стадии и этапы формирования (реинжиниринга) логистической системы

Рассмотрим порядок формирования или реинжиниринга логистической системы предприятия.

На первой стадии разрабатывается проект логистической системы. Процесс проектирования начинается с этапа выявления проблем и определения целей системы, в результате формируется логистическая миссия и комплекс целей, которые должны достигаться в определенные периоды функционирования логистической системы предприятия, определяются возможные сферы его логистической компетенции и пути дальнейшего развития. Конкретные цели зависят от состояния предприятия и его стратегии. Исходя из структуры целей определяются задачи логистики в рамках предприятия и всей цепи поставок. Поставленные цели должны описывать конкретные параметры логистической деятельности, которые, как правило, представляют собой характеристики уровня логистического обслуживания. Например, подтверждение заказа в течение 2:00 после его поступления; доставка 98% заказов в течение 48 часов после поступления. Также определяется величина общих расходов для проектируемой системы.

На втором этапе проводится исследование макроэкономических факторов влияния и взаимоотношений логистической системы предприятия с внешней средой. Влияние окружающей среды можно анализировать по факторам:

- Состояние соответствующих сегментов рынка и отрасли;

- Деятельность конкурентов;

- Условия для географического расположения логистической сети (рельеф местности, пути сообщения, расположение поставщиков и потребителей);

- Изменение технологий (информационных, транспортировки, грузопереработки, упаковки) и доступность материальных ресурсов (энергоносителей и др.);

- Состояние внешней логистической инфраструктуры (средства транспортировки, складирования, коммуникаций, кредитно-финансовая система, рынок логистических услуг и т.д.);

- Тенденции развития сферы логистических услуг;

- Государственное регулирование.

С учетом существующих предпосылок и ограничений определяется структура и конфигурация территориального расположения логистической сети, регулируются отношения ее участников.

На третьем этапе проектирования системы проводятся исследования на микроуровне, то есть логистической деятельности предприятия и его контрагентов. Изучению подлежит весь логистический процесс и каждая логистическая функция отдельно, виды материальных, информационных и финансовых потоков. Анализируются данные о структуре заказов, организацию их обработки, планирование потребностей в ресурсах, производственный потенциал и систему управления предприятия, об организации транспортного и складского хозяйства, структуру логистической цепи (участники, уровень интеграции), расходы (производства, складские, транспортные, упаковка и т.п.) , показатели выполнения логистических функций (уровень сервиса, оборачиваемость запасов, цикл выполнения заказа и т.д.). В результате выявляются резервы совершенствования логистической деятельности, определяется структура логистической системы предприятия (границы системы, состав ее компонентов) на основе сочетания информации, ресурсных и других характеристик системы, проектируемых и с учетом существующей и проектируемой организационной структуры и логистической инфраструктуры предприятия, а также передового опыта организации логистических систем. Определяются связи логистической системы и подсистем с другими подсистемами предприятия. Проектирование логистической системы происходит в параметрах пространства и времени. Поскольку важной характеристикой логистической системы является географическое расположение ее элементов, на данном этапе определяют конфигурацию логистической сети.

На следующем этапе проводится детализация на уровне подсистем, определяется их структура и взаимосвязи. В составе логистической системы выделяют следующие основные подсистемы: транспортные, складские, управление запасами, информационная, логистического обслуживания, логистического менеджмента. На этом этапе предприятие вместе с партнерами разрабатывает возможные технические и организационные решения по оптимизации производства, его гибкости, относительно содержания поставки и его организации, сбыта и структуры распределения, организации партнерских отношений, информационных потоков, обслуживание потребителей.

Пятый этап проектирования - синтез системы, а именно анализ различных вариантов компоновки подсистем в единую систему и выбор лучшего. Выбор производится на основе оценки и сравнения затрат и выгод альтернатив. Например, улучшить уровень сервиса путем сокращения цикла выполнения заказа предприятие может за счет использования дополнительного состава или увеличение страховых запасов на существующем составе. Для оценки проводится сравнение сокращение цикла выполнения заказов и необходимых логистических затрат по двум вариантам. Таким образом, на данном этапе осуществляется скоординированное формирование структуры логистической системы, которое устраняет конфликты между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

Для стабильного функционирования логистической системы первостепенное значение имеет планирование логистических процессов, составляющими которого является планирование технологий и оперативное планирование. Логистическая технология - это стандартная последовательность выполнения отдельной логистической функции или логистического процесса в логистической системе [59].

Процесс планирования логистических технологий включает следующие этапы:

- Сравнение вариантов и выбор рациональной последовательности выполнения операций с материальным потоком (технологий транспортировки, грузопереработки, складирование, упаковка и т.п.), операций с информационным и финансовым потоками (процедуры планирования потребностей и закупки ресурсов, управление запасами, обработки заказов и т.п.);

- Определение перечня необходимой материальной инфраструктуры (транспортных средств, складского оборудования, средств автоматизации, вычислительной техники и других технических средств);

- Выбор методического обеспечения (технологий, процедур, инструментов рациональной организации логистических процессов).

Методическое обеспечение логистики - это способы организации логистической деятельности, благодаря которым логистика становится ключевой сферой компетенции предприятия. В состав методического обеспечения логистических систем можно отнести:

- Логистические технологии оптимизации управления потоками;

- Информационные технологии;

- Инструменты формализации и принятия логистических решений;

- Процедуры координации;

- Процедуры логистического обслуживания;

- Средства совершенствования логистических цепей и операций. Логистические технологии оптимизации управления потоками в разных

литературных источниках и на практике называют также "концепциями", "системами". Среди этих технологий / концепций можно отметить следующие:

- RP - Requirements / resource planning (планирование потребностей / ресурсов);

- JIT - Just-in-time (точно в срок); новейшая реализация JIT - система быстрого реагирования (замена запасов информацией);

- LP - Lean Production ("плоское" / "стройное" производство);

- Demand-driven Logistics (логистика, ориентированная на спрос),

- SCM - Supply Chain Management (управление цепочками поставок)

- Time-based Logistics (логистика в реальном масштабе времени, направленная на сокращение логистического цикла) и др.

Указанным технологиям соответствуют достаточно распространенные системы и информационно-программные модули, например MRP, DRP, ERP, CSRP, OPT, CPR, SRL и и другие (подробнее - в разделах 7,8,9).

Формирование и организация функционирования современной логистической системы невозможны без информационных технологий. Именно благодаря развитию информационных систем и технологий, который обеспечивает автоматизацию технологических операций и принятия рациональных управленческих решений в режиме реального времени, логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на рынках экономически развитых стран. С этих позиций логистика должна строиться на базе современных информационных систем и технологий [55]:

- Технологий управления и моделирования логистических бизнес-процессов CALS И CASE;

- Электронного документооборота (EDI технологий); интернет-решений, мобильного и электронного бизнеса; систем сканирования штрих-кодов и радиочастотной идентификации грузов (RFID)

- Голосовой технологии комплектования товаров (Pick-by-Voice) спутниковых систем связи и навигации, позволяющие отслеживать товарно-транспортные потоки.

Инструментарий логистики и сфера его применения [61]:

- Метод установления экономической величины заказа (партии поставки) ("формула Вильсона»);

- АВС-анализ (для оптимизации систем управления запасами, формирования товарной политики и т.д.);

- ХУ2-анализ и его модификация в сочетании с АВС-анализом (для оптимизации ассортимента продукции, при управлении запасами, поставками)

- Метод кластерного анализа, основанный на принципах многофакторного анализа (для выбора поставщиков, перевозчиков, других участников логистических процессов);

- Методы центра тяжести (гравитации) (для оптимизации распределительной сети, размещения складов, производств);

- Метод полных затрат (полной стоимости) (для выбора производственных, транспортных, складских и других технологий);

- Метод формирования эталонов (образцов, стандартов) (для разработки стандартов логистического обслуживания).

Вышеуказанные инструменты принятия решений в управлении логистическими процессами являются универсальными и могут использоваться в различных сферах логистической деятельности. Примеры их использования приведены в последующих разделах пособия, где будут рассматриваться функциональные сферы логистики.

Цель логистической системы достигается за счет координации действий ее компонентов (внутренней координации) и взаимодействия с внешними контрагентами (внешней координации), поэтому для эффективного ее функционирования необходимо создание координационного механизма.

Выделяют два направления достижения необходимого уровня координации в управлении логистическими потоками: 1) усиление взаимодействия между различными функциональными звеньями (службами) 2) организационные преобразования в структуре предприятия.

На практике эти направления дополняют друг друга, при этом используются различные методы координации с помощью разработанных процедур, регламентирующих действия менеджеров по управлению потоками (должностные инструкции, нормативные документы, определяющие задачи, полномочия и последовательность действий руководителей различных функциональных служб и их подчиненных по управлению материальными ресурсами и запасами на различных этапах их движения). Также с этой целью широко используются специализированные информационные системы, позволяющие оперативно согласовывать планы снабжения, производства и сбыта в долгосрочной и краткосрочной перспективе и обеспечивать сбалансированное текущее регулирование и контроль материальных и других ресурсов с учетом изменений . Подробнее об организации логистического управления - в главе 6.

Основой планирования и эффективного функционирования подсистемы логистического обслуживания является разработка процедур обслуживания. Под процедурами понимают способы и время обслуживания, они содержат описание сути каждой услуги, процессов ее предоставления и контроля качества и разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить достаточный уровень качества обслуживания при минимальных затратах. Задокументированы и утверждены процедуры является базой стандартов логистического обслуживания на предприятии. Подробнее - в разделе 9.

В логистическом планировании и управлении применяются определенные средства совершенствования логистических цепей и операций (логистического инжиниринга). Ускорения выполнения логистических операций и снижения общих затрат достигается такими средствами [24]:

- Отсрочка операций;

- Консолидация отправлений;

- Оптимизация маршрутов.

Отсрочка операций уменьшает риск, связанный с ошибками в прогнозировании, поэтому решение о производстве или размещении запасов откладывается до получения заказа. Различают отсрочки производственных операций и логистических операций.

При отсрочке производственных операций производится стандартная (базовая) продукция в большом количестве (для получения экономии на масштабах), а завершающие операции (обработка, сборка, комплектация, упаковка изделия) откладываются до тех пор, пока не поступит конкретный заказ. Например, покраска готовых изделий может проводиться после доставки в конкретный регион с учетом требований потребителей; в розничных магазинах есть запасы только белой и предлагаются различные варианты тонировки краски для получения оттенка по выбору конкретного заказчика, что позволяет сократить номенклатуру запасов красок. Такой подход позволяет совместить преимущества массового производства и гибкое приспособление к индивидуальным запросам потребителей, уменьшается риск ошибок. Когда операции, завершают технологический цикл не сложные их целесообразно переносить в логистической цепи ближе к конечным рынков сбыта и конечную обработку продукции, в таком случае, можно проводить на складах.

Отсрочка логистических операций (или географических перемещений) - необходимые запасы удерживают на больших складах, а дальнейшее их перемещения выполняют только после получения конкретных заказов и максимально быстро доставляют продукцию потребителю. Например, в сети супермаркетов - доставка и установка бытовой техники; в ремонтном сервисе - доставка запчастей в сервисные центры с консигнационных складов. Это обеспечивает высокий уровень обслуживания с меньшими инвестициями в запасы. Возможность отсрочки логистических операций создается благодаря современным информационным технологиям, которые позволяют с большой точностью и скоростью выполнять заказ. Выбор формы отсрочки операций зависит от масштабов деятельности, стоимости продукта, влияния конкурентов и нужной скорости выполнения заказов.

В логистических системах менеджеры должны искать способы оптимальной консолидации отправлений для обеспечения полной загрузки транспортных средств, будет направлено на сокращение транспортных расходов. Однако для современных логистических систем, работающих в ответ на спрос, характерны небольшие и нерегулярные отправления грузов. Существует три способа обеспечить эффективную консолидацию отправлений [24]:

- По целевым рынком (сочетание небольших партий отправлений для разных потребителей, расположенных в одной рыночной зоне);

- По графику поставок (грузы отправляют на конкретный рынок только по определенному графику);

- По группам грузоотправителей, обслуживающих определенную рыночную зону.

Именно поэтому предметом логистического анализа и планирования является транспортировка грузов по определенному маршруту между пунктами отправления и назначения. Анализ маршрутов должно охватывать как объемы перевозок, так и число рейсов между пунктами, загруженность транспорта в обоих направлениях. Необходимо различными способами постоянно проводить:

- Балансирование между перегруженными и недогруженными рейсами:

- Изменять в случае необходимости перевозчика или вид транспорта;

- Перераспределять перевозки грузов между собственным и привлеченным транспортом;

- Увеличивать перевозок обратными рейсами и тому подобное.

Приведенные технологии и методические подходы (средства) используются как в стратегическом, так и в оперативном планировании логистической деятельности. В оперативном планировании усилия менеджмента сосредоточены на функциях, операциях, то есть конкретных исполнительных действиях, например, на процессах распределения.

Особой сферой функционирования логистической системы является информационная подсистема. Объектом логистической информационной системы (информационной логистики) является информационный поток. Управление этим потоком может касаться выполнения операционных логистических функций (хранение, передача, обработка информации) и выполнение стратегических задач логистической системы (решений в отношении участников логистической цепи, выбор технологий и т.п.). Логистические информационные системы могут создаваться с целью управления потоками как на уровне предприятия (микроуровне), так и на макроуровне (региона, страны и т.д.). Информационные системы делят на две подсистемы: функциональную и обслуживающую (подсистему обеспечения). Функциональная подсистема - это совокупность решаемых задач. Подсистема обеспечения логистической информационной системы включает следующие элементы:

- Техническое обеспечение;

- Информационное обеспечение (справочники, кодификаторы, каталоги и т.п.);

- Программно-математическое обеспечение.

Информационные подсистемы в логистике направлены на быструю адекватную реакцию на требование рынка, отслеживание по маршруту доставки, оптимизацию функций с целью качественной доставки и своевременной поставки и прочее. Логистические информационные системы делятся на три группы.

Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управления условно-постоянными, то есть данными, мало изменяются; планирование производства; общее управление запасами, управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутренним складским транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, что позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и тому подобное.

При построении логистических информационных систем необходимо соблюдать следующие основные принципы.

- Принцип использования аппаратных и программных модулей (позволит: обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на различных уровнях управления; повысить эффективность функционирования логистических информационных систем; снизить их стоимость; ускорить их построение).

- Принцип возможности поэтапного создания системы (современные логистические информационные системы требуют постоянного развития поэтому при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения число объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач).

- Принцип четкого установления мест стыка (в местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики).

- Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.

- Принцип приемлемости системы для пользователя диалога "человек - машина".

Современные информационные технологии в логистике, как системы поддержки решений, экспертные системы, управленческие программы и другие обеспечивают возможность для эффективного анализа технико-экономических и управленческих процессов; их моделирования, подготовки и представления информации для последующего принятия решения. Применение современных информационных технологий позволяет повысить эффективность доставки грузов за счет возможности быстрого доступа информации о субъектах и объектах доставки. Такие системы успешно функционируют на Западе. Среди них, в частности такие: Gonrad, Videotrans, СТС, BRS, Espase Cat, ISCIS, GPS и другие.

Благодаря развитию Internet и активизации деятельности многочисленных виртуальных фирм в сфере логистики разрабатывается все больше IT проектов до-ставки-распределения товаров и ресурсов, например, системы управления транспортно-экспедиционной компанией, составом, распределительным центром. Современный этап развития логистики характеризуется применением Internet-Intranet-технологий в управлении логистическими компаниями, активизацией логистического проектирования, использованием методик распределенного мобильного управления (m-logistics) и непрерывной поддержки (информационной и ресурсной) жизненного цикла товаров и услуг (CALS).

Важными аспектами формирования и функционирования логистических систем является их нормативно-правовое и экологическое обеспечение. Его содержание и назначение подробно рассматривается в [39; 102; 117; 137].

Проектирование и планирование логистической системы завершается разработкой плана реализации проекта, определением графика внедрения.

На стадии реализации происходит постепенное компоновки логистической системы и ее сочетание с организационной структурой предприятия. Процесс реализации проекта требует контроля за соблюдением графика внедрения и оценки фактических результатов.

На заключительном этапе происходят измерения и оценка показателей деятельности системы и через обратную связь предоставления лицам, которые планируют стратегический процесс, информации, необходимой для внесения отдельных корректировок или проведения модификации всей системы.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание