Структура и состояние мирового рынка логистических услуг

Логистическая деятельность предприятия происходит во взаимодействии с рынком логистических услуг.

Обобщая мнения специалистов [24; 78; 122; 128; 131, 143], можно выделить следующие тенденции развития международного рынка логистических услуг:

- Усиление позиций предприятий, обладающих развитыми логистическими сетями;

- Развитие аутсорсинга логистики для сосредоточения усилий предприятий на основных видах деятельности;

- Регионализация логистических сетей;

- Сокращение логистической цепи и оптимизация логистических затрат;

- Сокращение жизненного цикла продукта и новые подходы к его дистрибуции;

- Возрастание роли инноваций в логистических процессах;

- Рост транспортных расходов (из-за роста цен на топливо, тарифов, увеличение частоты перевозок).

Развитие мирового рынка логистических услуг в первую очередь зависит от динамики мировой экономики и международной торговли.

Наиболее высокие темпы роста объема мирового транспортно-логистического рынка можно наблюдать в 2007г. (на 33% к 2006 г..), что объяснялось развитием азиатского рынка, в частности Китая, а также ряда других стран, таких как Россия, Индия, Бразилия. Под влиянием глобального кризиса темпы прироста мирового транспортно-логистического рынка снизились до 9%, в 2009 году его объем сократился на 12%. В 20102012 гг. Происходило рост рынка с 6,3 до 7,3 трлн.долл. в 2012 г.. Динамика объема транспортно-логистических услуг (логистического аутсорсинга) аналогичная (рисунок 12.4).

В 2012-2013 гг. Траектория развития мирового рынка транспортно-логистических услуг определялась замедлением темпов роста мировой экономики и торговли. По оценкам специалистов, среднесрочной перспективе экономическая конъюнктура будет оставаться нестабильной, что иметь соответствующее влияние на рынок логистических услуг.

Динамика объема мирового рынка транспортно-логистических услуг, 2007 - 2012 pp.

Рис. 12.4. Динамика объема мирового рынка транспортно-логистических услуг, 2007 - 2012 pp. Источник-.Armstrong & Associates Inc., PEK.research

В структуре рынка логистических услуг выделяют следующие сегменты:

- Грузоперевозки и транспортно-экспедиторские операции;

- Комплексные логистические услуги, включающие услуги по хранению и дистрибуции товаров;

- Услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов (управленческая логистика).

Структура мирового рынка логистических услуг приведена на рис. 12.5.

Структура мирового рынка логистических услуг

Рис. 12.5. Структура мирового рынка логистических услуг Источник-.Armstrong & Associates Inc., PEK.research: www .rbc.ru / reviews

Объем логистических услуг в мире в стоимостном выражении с 2005г. По 2012 г.. Вырос более чем в 2,5 раза. В структуре мирового рынка транспортно-логистических услуг наибольшая доля приходилась на транспортно-экспедиторские услуги, которая под влиянием замедления темпов роста международных грузоперевозок снижалась. Доли комплексных логистических услуг и управленческой логистики увеличивались. Для сравнения - на отечественном логистическом рынке преобладали операции, связанные с транспортной логистикой (89%), на услуги складского хранения приходилось 8%, экспедирование - 2%, управление цепочками поставок - 1%. [189].

Развитие мирового рынка приводит к образованию трех крупных торговых регионов: Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (рис. 12.6).

Основные торговые маршруты

Рис. 12.6. Основные торговые маршруты [210]

Соответственно рынок логистических услуг характеризуется преимуществом стран Западной Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (таблица 12.1).

Крупнейшим рынком транспортно-логистических услуг остаются США (23,1%), на втором месте - европейские страны (19,2%, в том числе Германия - 3,8%). На долю Китая приходится 14,7%.

В 2012 г.. Емкость отечественного рынка логистических услуг оценена экспертами на сумму 15-17 млрд. Долл. США, знаменующий прирост на 50-70% за 5 лет, а по сравнению с прошлым 2011г. - На 10-15%. На его развитие оказывает влияние общая экономическая ситуация в стране, инвестиционный климат, нестабильность законодательства, государственная поддержка. Доля контрактной логистики в общей емкости рынка логистических услуг, по данным компании "ЛогистикКонсалт", - 12-20%, а по данным Европейской ассоциации логистики - 9-11%.

Таблица 12.1. Сравнение основных показателей транспортно-логистического рынка США, Европы, Китая и России в 2012 гг., Млрд долл.

Транспортно-логистический рынок

Рынок транспортно-логистических услуг (логистический аутсорсинг)

Доля аутсорсинга,%

США

1141,9

928,3

81,3

Европа

1197,9

773,9

64,6

Китай

1210,6

593,2

49,0

Россия

307,7

99,7

32,4

Мир, всего

7322,0

4027,0

55,0

Примечание: включая услуги по транспортировке нефти и газа по трубопроводам Источник: Armstrong & Associates Inc., PEK.research: www .rbc.ru / reviews

Азиатские рынки демонстрируют наиболее высокую динамику - более 20% в 2012 p., На фоне сокращения объема логистических услуг в Европе (6%). Эксперты считают, что в перспективе крупнейшие грузовые потоки будут двигаться по двум международных маршрутах: из Юго-Восточной Азии в Северную Америку и из Юго-Восточной Азии в Европу.

Рынок логистических услуг развивается за счет аутсорсинга части функций компаний-клиентов. На логистический аутсорсинг в 2012 г.. Передавалось 55% всего объема логистических услуг в стоимостном выражении. Производители товаров и услуг все больше концентрируются на своих ключевых компетенциях, стремясь непрофильную деятельность передать специализированным компаниям - логистическим провайдерам.

В мировой практике применяется следующая классификация провайдеров логистических услуг:

- First Party Logistics. 1PL - это автономная логистика, все операции выполняет сам грузовладелец.

- Second Party Logistics. 2PL - провайдер предоставляет традиционные услуги по транспортировке и / или управление складскими помещениями.

- Third Party Logistics. 3PL - провайдер расширяет функции 2PL оператора за счет дополнительных услуг: перегрузка, обработка грузов, а также использование субподрядчиков.

- Fourth Party Logistics. 4PL - это управленческая логистика, интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки. 4РЬ-провайдер решает задачи, связанные с планированием, управлением и контролем всех логистических процессов компании-клиента с учетом стратегических целей.

- Fifth Party Logistics. 5PL - это управление всеми компонентами, составляющих единую цепь поставки грузов, с помощью электронных средств информации.

Анализ тенденций на западных логистических рынках показывает, что потребители логистических услуг потребует от операторов более широкого и полного набора услуг, пытаясь сотрудничать только с одним провайдером в роли ведущего логистического менеджера [211].

Следствием этого является фокусировка операторов на наиболее растущем сегменте - 3PL-логистики. Современной тенденцией в логистике является трансформация логистических провайдеров в логистических интеграторов, виртуальных поставщиков логистических услуг. В Украине же больше 2PL-провайдеров, предоставляющих традиционные услуги по транспортировке и складированию.

Мировой рынок логистических услуг очень фрагментирован. На нем действуют десятки тыс. Компаний, большая часть из которых относительно небольшие по размеру. На долю 30 крупнейших компаний, доминирующих на национальных и международных рынках, приходится около трети объема продаж. Ведущие логистические компании мира: DHL ((Германия), UPS (США), FedEx (США), ТЖ (Нидерланды), Kuehne & Nagel (Швейцария), FM- Logistics (Франция), Schenker (Германия), AP Moller-Maersk ( Дания), Nippon Express (Япония), Panalpina (Швейцария) и др .. По данным рейтинга "The Journal of Commerce" за 2012 год Лидерами на мировом рынке логистики является DHL, UPS, FedEx [212].

Глобальные компании сталкиваются с различными логистическими ограничениями и возможностями в разных частях земного шара. Всемирный банк регулярно публикует рейтинг уровня развития логистики по всем странам мира - индекс доступности логистических услуг Logistics Performance Index (LPI). Рейтинг составляется на базе опроса глобальных логистических компаний по совокупности таких показателей, как работа таможни, скорость и стоимость доставки, задержки при транспортировке, наличие инфраструктуры. Первое место по итогам рейтинга 2012 занял Сингапур (4,13 баллов из 5 возможных, дальше идут, Гонконг, Финляндия, Германия, Нидерланды. Китай на 26 месте, Польша - на 30, Украина на 66 месте, Россия - на 95 месте с 155 стран [186].

Проблемы, которые должны решать международные логистические системы, отличаются в зависимости от региона совершения сделок. Так, для логистической деятельности в североамериканском регионе характерны: широкая география поставок, подавляющее потребность в наземных видах транспорта и относительно небольшие объемы таможенной документации. С другой стороны, логистические операции в Европе имеют меньший географический масштаб, но связанные с преодолением многочисленных политических, культурных, экономических и языковых барьеров. Организация логистической деятельности в Азиатско-Тихоокеанском регионе предусматривает грузоперевозки на значительные расстояния морским или воздушным транспортом. Понятно, что международным логистическим менеджерам необходимо представлять особенности организации логистической деятельности различных регионах мира [24].

Рассмотрим особенности некоторых региональных и национальных логистических рынков [24; 131; 213].

В развитых странах наличие мощных центров логистических услуг, от чиним транспортных систем, современных технологий складирования и коммуникаций, профессионально подготовленных работников значительно упрощает работу логистического менеджера при выходе компании на их рынки.

Канада и США имеют развитую логистическую инфраструктуру. В Северной Америке предлагается широкий выбор провайдеров транспортных услуг по всем видам транспорта, современных оборудованных складских помещений и дополнительных услуг. Начав несколько десятилетий назад использования IT-технологий для поддержки логистической деятельности, этот континент и теперь остается крупнейшим их пользователем в мире. Положительное влияние на логистическую деятельность повлекло заключения Североамериканского соглашения о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой (NAFTA).

В международных поставках стран Южной Америки ведущая роль принадлежит океанском транспорта. С расширением экспорта из США в этом регионе появилось больше линий судоходства, обеспечивающие сообщение с Латинской Америкой. Однако логистическая деятельность в регионе затруднена такими факторами, как протекционистские импортные пошлины, высокие транспортные тарифы на внутренние перевозки, слабая конкуренция.

Развитие азиатского региона происходит высокими темпами, способствуя развитию международной логистики. Если еще двадцать лет назад на рынке логистических услуг Азиатско-Тихоокеанского региона доминировали индустриально развитые страны - Япония, Австралия, Южная Корея, Тайвань и Сингапур, то сейчас первые места занимают Китай и Индия. К этой группе можно добавить еще несколько быстрорастущих стран с экспортно-ориентированной экономикой - Малайзию, Филиппины, Таиланд и Индонезию, которые благодаря дешевой и относительно квалифицированной рабочей силе достигли значительных объемов торговли с Японией, Южной Кореей и Китаем. Азиатско-Тихоокеанский регион имеет достаточно хорошо отлаженную логистическую инфраструктуру. Логистические рынки в Японии, Южной Корее, Австралии и других азиатских развитых странах являются современными и предоставляют услуги, аналогичные тем, которые предприятие может получить в Северной Америке и Западной Европе. Большие расстояния между странами служат стимулом для развития авиационных, морских и смешанных грузоперевозок. Портами торговые потоки в регионе способствуют быстрому росту объемов линейного океанского судоходства.

Крупномасштабные логистические проекты выполняются в странах Юго-Западной Азии, в частности, в государствах Персидского Залива, которые занимают выгодное транспортно-логистическое положение. В Объединенных Арабских Эмиратах построен самый большой в мире аэропорт, а на его основе сформирован один из самых современных международных логистических центров - Дубайское логистическое городок.

На логистические рынки стран Европы существенно повлияло создание ЕЕ. Изменения произошли по следующим направлениям: рост числа стратегических союзов; использование аутсорсинга и посредников; разработка панъевропейской транспортной сети; использование меньшего числа распределительных центров, обслуживающих большие рыночные зоны. С расширением ЕЕ увеличилась доля международных транспортных перевозок. Лидерами европейского логистического рынка является Германия, Нидерланды, Великобритания и Франция. В некоторых странах Восточной Европе перевозки грузов затрудняются из-за несовершенных процедуры таможенной очистки и плохую логистическую инфраструктуру.

В развивающихся странах (страны бывшего СССР, Африки, некоторые страны Восточной Европы, Южной Америки, Азии) недостаточно развитые транспортная и складская системы, информационная поддержка логистики, не хватает квалифицированных работников с логистического менеджмента. Во многих странах сохраняется засилье бюрократии государственное регулирование, включая торговые ограничения, мешает росту торговли. Ряд указанных стран построили логистику в соответствии с требованиями зарубежных партнеров, достичь успеха на экспортных рынках (Чили, Колумбия, Кении).

По мнению экспертов логистические рынки Украины, Беларуси, России находятся в стадии формирования, но имеют значительный потенциал, для реализации которого необходимо упрощение процедур торговли и совершенствования транспортного и складского обслуживания.

Логистика в Украине развивается в соответствии с мировыми тенденциями. Несмотря на положительную динамику, темпы развития логистического рынка в Украине ниже по сравнению с мировыми темпами развития этой отрасли. На отечественном логистическом рынке действует около 40 фирм [209]. Большинство из них - это мощные логистические операторы мирового масштаба, а именно: Кюне и Нагель Украина, Рабен Украина, Фиге Украины, ЖЕФКО Украины, Шенкер, UPS, TNT, DHL и др. Одиночную конкуренцию им составляют отечественные предприятия, такие как УВК ("Украинские грузовые курьеры")., "ТБН Логистик Украина", "Рапид", компании экспресс-доставки "Новая Почта", "Автолюкс", "Гюнсел" и др. Конъюнктура рынка перспективная, в то же время наблюдается тенденция усиления конкуренции. Наряду с этим существует дефицит качественных и недорогих услуг.

Несмотря на то, что логистический рынок Украины находится на этапе становления, лучшие перспективы по мнению специалистов имеют 3РЬ и 4РЬ провайдеры, способные предоставлять полный комплекс логистических услуг.

В структуре украинского транспортно-логистического рынка наибольшую долю составляют транспортно-экспедиторские услуги, значительно меньшую - складирование и таможенно-брокерские услуги и ничтожное - управленческая логистика. Развитие рынка складских услуг приводит к росту объема складских помещений в Украине, но только около 10% предлагаемых площадей представляют собой современные складские комплексы. [214].

Процессы на мировом логистическом рынке, представляют значительный интерес для отечественных предприятий так как логистическая инфраструктура Украины связана со многими регионами земного шара, а многочисленные отечественные предприятия активно участвуют в системе международных экономических отношений. Особый интерес для украинских предпринимателей представляет Европейский рынок логистики, имеет значительный оборот.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание