ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ

Принципы построения почтовых маршрутов

Перевозки почтовых грузов - ключевая функция транспортной логистики почтовой связи, одной из основных задач которой является построение ПМ.

Различные виды, разные функции, разная протяженность, разная загруженность ПМ требуют введения обобщенных показателей их технико-экономической эффективности.

Основными показателями ПМ являются:

- Количество ПМ, ед .;

- Протяженность ПМ, км;

- Количество транспортных средств, ед .;

- Грузоподъемность транспортных средств, т;

- Пробег транспортных средств, машино-километров, МКМ;

- Объем перевозок почтовых грузов, тонно-километров, ТКМ.

Показатели МКМ и ТКМ обычно используются для интегрального оценки технико-экономической эффективности ПМ.

Показатель МКМ используется в условиях малых почтовых потоков (городские и районные ПМ обмениваемых почты со стационарными ВЗ, районные ПМ передвижных ВЗ) показатель ТКМ используется в условиях больших почтовых потоков (магистральные ПМ) в условиях средних почтовых потоков (областные ПМ) могут использоваться оба показателя.

Принципы построения ПМ определяются структурами МПЗ.

В зависимости от количества уровней иерархии МПЗ подразделяются на:

- одноуровневая

- Многоуровневые с одним ОПЗ высшего уровня иерархии;

- Многоуровневые с несколькими ОПЗ высшего уровня иерархии.

В одноуровневой МПЗ каждый ОПЗ соединен с каждым ОПЗ или каждая группа ОПЗ соединена с каждой группой ОПЗ, или все ОПЗ соединены между собой отдельным ПМ.

В многоуровневых МПЗ ОПЗ более низких уровней иерархии соединяются между собой через ОПЗ более высоких уровней иерархи, поэтому любая пара ОПЗ соединяется между собой с помощью нескольких радиальных или кольцевых ПМ.

На рис. 4.1 приведены примеры одно-, двух- и трехуровневых иерархических структур МПЗ.

Как следует из рис. 4.1, структуры МПЗ, начиная с двухуровневых, могут содержать один (б, г ) или несколько (в, д ) ОПЗ высшего уровня иерархии, соединенных между собой по принципу "каждый с каждым".

Количество ПМ, необходимые для соединения любой пары ОПЗ в r -ривневий МПЗ, в наиболее неблагоприятном случае составляет:

- В одноуровневой МПЗ - 1;

- В многоуровневой МПЗ с одним ОПЗ высшего уровня иерархи - 2r - 2;

- В многоуровневой МПЗ с несколькими ОПЗ высшего уровня иерархи - 2 r 1.

Примеры одноуровневых (а), двухуровневых (б, в) и трехуровневых (г, д) иерархических структур МПЗ

Рисунок 4.1 - Примеры одноуровневых ( а ), двухуровневых (б, в ) и трехуровневых ( г , д ) иерархических структур МПЗ

Отметим, что МПЗ с одним ОПЗ высшего уровня иерархии характерны для стран с небольшой территорией, а сети с несколькими ОПЗ высшего уровня иерархии - для стран с большой территорией. Что касается стран со средним территории, то в них могут применяться как МПЗ с другом, так и МПЗ с несколькими ОПЗ высшего уровня иерархии.

На рис. 4.2 приведены примеры соединения 12 ОПЗ в одноуровневых и двухуровневых МПЗ. Во всех примерах ОПЗ расположены в вершинах правильных 12- уголков, вписанных в круг единичного радиуса. Нумерация ОПЗ совпадает с нумерацией часов на циферблате часов и на рис. 4.2 не указана. Все потоки между каждой парой ОПЗ приняты равными единице. Для корректности сравнения показателей МПЗ считается, что центральные ОПЗ в двухуровневых МПЗ не имеют собственного нагрузки и выполняют чисто транзитные функции. Числами между ОПЗ указано количество почтовых потоков, пересылаемых между ними.

Для упрощения рис. 4.2 в МПЗ а указанные соединения только одного ОПЗ с остальными ОПЗ, а в МПЗ бы - только односторонние ПМ.

В табл. 4.1 приведены основные технико-экономические показатели ПМ МПЗ рис. 4.2. Суммарная протяженность односторонних ПМ, суммарное количество потоков и загрузки транспортных средств указаны в относительных единицах.

Данные рис. 4.2 табл. 4.1 требуют определенных пояснений.

В сети а ОПЗ соединены по принципу "каждый ОПЗ с каждым ОПЗ", согласно которому каждый из 12 ОПЗ соединен отдельными ПМ с остальными 11 ОПЗ, следовательно, общее количество односторонних ПМ составляет 12 • 11 = 132.

Протяженность каждого из указанных ПМ определяется протяженностью соответствующей хорды и равна

где α - центральный угол указанной хорды.

Примеры соединения 12 ОПЗ в одноуровневых (а - в) и двухуровневых (г - и) МПЗ

Рисунок 4.2 - Примеры соединения 12 ОПЗ в одноуровневых ( а - в ) и двухуровневых ( г - и ) МПЗ

Таблица 4.1 - Основные технико-экономические показатели ПМ МПЗ

показатели

МПЗ

а

б

в

г

д

е

же

с

и

Количество уровней иерархии

1

1

1

2

2

2

2

2

2

Количество односторонних ПМ

132

6

2

24

6

4

3

2

1

Средняя протяженность ОДНОГО ПМ

1.38 и

3.64

5,72

1,00

2.52

3,04

3,56

4,60 и

7,72

Максимальная нагрузка одного ПМ

1

16

36

11

21

30

38

51

66

Средняя нагрузка одного ПМ

1

10,57

26

II

21

30

38

51

66

Суммарная нагрузка одного ПМ

1

74

286

II

21

30

38

51

66

Суммарное нагрузок всех ПМ

132

444

572

264

126

120

114

102

66

Суммарный показатель МКМ всех ПМ

181.92

21,84

11,44

24,00

15,12

12,16

10,62

9,20

7,72

Суммарный показатель ТКМ всех ПМ

181,92

230,85

297,44

264,00

317,52

364,80

403,56

469,20

509,52

На рис. 4.2 значением α = 30 °; 60 ° 90 °; 120 °; 150 °; 180 ° соответствуют значения L = 0,52; 1,00; 1,41; 1,73; 1,92; 2,00.

Общая протяженность всех хорд, исходящих из одной вершины, составляет 15,16, следовательно, суммарная протяженность всех ПМ составляет 12 • 15,16 = 181,92.

Поскольку каждым ПМ перевозится один поток, суммарные показатели МКМ и ТКМ также равны 181,92.

В сети бы ОПЗ разделены на 3 группы по 4 ОПЗ в каждой (группа 1: ОПЗ-1, ОПЗ-2, ОПЗ-3, ОПЗ-4; группа 2: ОПЗ-5, ОПЗ-6, ОПЗ-7, ОПЗ- 8, группа 3: ОПЗ-9, ОПЗ-10, ОПЗ-11, ОПЗ-12), соединенные между собой по принципу "каждая группа с каждой группой" с помощью 6 односторонних ПМ (маршрут 1: ОПЗ группы 1 - ОПЗ группы 2, маршрут 2: ОПЗ группы 2 - ОПЗ группы 1, маршрут 3: ОПЗ группы 2 - ОПЗ группы 3, маршрут 4: ОПЗ группы 3 - ОПЗ группы 2, маршрут 5: ОПЗ группы 3 - ОПЗ группы 1, маршрут 6: ОПЗ группы 1 - ОПЗ группы 3).

Каждым из 6 ПМ осуществляются перевозки почтовых потоков между 8 ОПЗ групп, которые они соединяют, и между 4 ОПЗ одной группы, закрепленной за данным ПМ (на рис. 4.2, б выделены жирными линиями).

Так, ПМ-1, соединяет ОПЗ-1, ОПЗ-2, ОПЗ-С, ОПЗ-4 группы 1 с ОПЗ-5, ОПЗ-6, ОПЗ-7, ОПЗ-8 группы 2, перевозятся следующие потоки:

- Между ОПЗ-1 и ОПЗ-2 - 7 потоков (4 межгрупповые потоки между ОПЗ-1 и ОПЗ-5, ОПЗ-6, ОПЗ-7, ОПЗ-8, 3 внутригрупповые потоки между ОПЗ-1 и ОПЗ-2, ОПЗ 3, ОПЗ-4);

- Между ОПЗ-2 и ОПЗ-3 - 12 потоков (8 межгрупповых потоков между ОПЗ-1, ОПЗ-2 и ОПЗ-5, ОПЗ-6, ОПЗ-7, ОПЗ-8, 4 внутригрупповые потоки между ОПЗ-1, ОПЗ -2 и ОПЗ-3, ОПЗ-4);

- Между ОПЗ-3 и ОПЗ-4 - 15 потоков (12 межгрупповых потоков между ОПЗ-1, ОПЗ-2, ОПЗ-3 и ОПЗ-5, ОПЗ-6, ОПЗ-7, ОПЗ-8, 3 внутригрупповые потоки между ОПЗ 1, ОПЗ-2, ОПЗ-3 и ОПЗ-4);

- Между ОПЗ-4 и ОПЗ-5 - 16 межгрупповых потоков между ОПЗ-1, ОПЗ-2, ОПЗ- 3, ОПЗ-4 и ОПЗ-5, ОПЗ-6, ОПЗ-7, ОПЗ-8;

- Между ОПЗ-5 и ОПЗ-6 - 12 межгрупповых потоков между ОПЗ-1, ОПЗ-2, ОПЗ- 3, ОПЗ-4 и ОПЗ-6, ОПЗ-7, ОПЗ-8;

- Между ОПЗ-6 и ОПЗ-7 - 8 межгрупповых потоков между ОПЗ-1, ОПЗ-2, ОПЗ-3, ОПЗ-4 и ОПЗ-7, ОПЗ-8;

- Между ОПЗ-7 и ОПЗ-8 - 4 межгрупповые потоки между ОПЗ-1, ОПЗ-2, ОПЗ-3, ОПЗ-4 и ОПЗ-8.

Общее количество потоков груза транспортным средством одного ПМ, составляет 74.

Минимальная нагрузка одного ПМ составляет 7, максимальное - 16 среднее -74 7 = 10,57.

Общее количество потоков, перевозимых транспортными средствами всех ПМ, составляет 6 • 74 = 444.

Протяженность каждого из указанных ПМ составляет 7 • 0,52 • 3,64.

Суммарный показатель МКМ составляет 6 • 3,64 = 21,84.

Суммарный показатель ТКМ составляет 21,84 • 10,57 = 230,85.

В сети в все ОПЗ соединены двумя односторонними ПМ.

Количество потоков, которые перевозятся между соседними ОПЗ- i и ОПЗ- ( i + 1), равна i (12- i ) ( i = 1, 2, ..., 11), например, между ОПЗ-8 и ОПЗ-9 перевозится 8 (12-8) = 32 потока.

Общее количество потоков, перевозимых транспортным средством одного ПМ, составляет 286.

Минимальная нагрузка одного ПМ составляет 11, максимальное - 36, средне-286: 11 = 26.

Протяженность каждого из указанных ПМ составляет 11 • 0,52 = 5,72.

Суммарный показатель МКМ составляет 2 • 5,72 = 11,44.

Суммарный показатель ТКМ составляет 11,44 • 26 = 297,44.

В сети г все ОПЗ соединены через центральный ОПЗ-0 с помощью 24 односторонних ПМ, каждым из которых перевозится по 11 потоков между данным ОПЗ и остальными 11 ОПЗ.

Общее количество потоков, перевозимых всеми 24 ПМ, составляет 24 • 11 = 264.

Протяженность каждого из указанных ПМ составляет 1.

Суммарный показатель МКМ составляет 24 • 1 = 24.

Суммарный показатель ТКМ составляет 24 • 11 = 264.

В сети д все ОПЗ соединены через центральный ОПЗ-0 с помощью 6 кольцевых ПМ, каждый из которых соединяет с центральным ОПЗ-0 2 ОПЗ (ОПЗ-1, ОПЗ-2; ОПЗ-3, ОПЗ-4; ОПЗ 5, ОПЗ-6; ОПЗ-7, ОПЗ-8; ОПЗ-9, ОПЗ-10; ОПЗ-11, ОПЗ-12).

Каждым ПМ перевозится по 21 потока (11 потоков к первому ОПЗ и 10 потоков - до второго ОПЗ на каждом из ПМ, один поток от первого ко второму ОПЗ перевозится минуя центральный ОПЗ-0).

Всего 6 ПМ перевозится 6 • 21 = 126 потоков.

Протяженность каждого из указанных ПМ составляет 1 + 0,52 + I = 2,52.

Суммарный показатель МКМ составляет 6 • 2,52 = 15,12.

Суммарный показатель ТКМ составляет 15,12 • 21 = 317,52.

В сети есть все ОПЗ соединены через центральный ОПЗ-0 с помощью 4 кольцевых ПМ, каждый из которых соединяет с центральным ОПЗ-0 С ОПЗ (ОПЗ-1, ОПЗ- 2, ОПЗ-3; ОПЗ-4, ОПЗ 5, ОПЗ-6; ОПЗ-7, ОПЗ-8, ОПЗ-9; ОПЗ-10, ОПЗ-11 ОПЗ- 12 ).

Каждым ПМ перевозится по 30 потоков (11 потоков к первому ОПЗ, 10 потоков - до второго и 9 потоков к третьему ОПЗ на каждом из ПМ, два потоки от первого ко второму и третьему ОПЗ и один поток от второго к третьему ОПЗ перевозятся минуя центральный ОПЗ -0).

Всего 4 ПМ перевозится 4 • 30 = 120 потоков.

Протяженность каждого из указанных ПМ составляет I + 2 • 0,52 + 1 = 3,04.

Суммарный показатель МКМ составляет 4 • 3,04 = 12,16.

Суммарный показатель ТКМ составляет 12,16 • 30 = 364,80.

В сети же все ОПЗ соединены через центральный ΟΙ 13-0 с помощью С кольцевых ПМ, каждый из которых соединяет с центральным ОПЗ-В 4 ОПЗ (ОПЗ-1, ОПЗ-2, ОПЗ-3, ОПЗ-4; ОПЗ-5, ОПЗ-6, ОПЗ-7, ОПЗ-8; ОПЗ-9, ОПЗ-10, 0113-11, ОПЗ-12).

Каждым ПМ перевозится по 38 потоков (11 потоков к первому ОПЗ, 10 потоков - до второго, 9 потоков к третьему и 8 потоков до четвертого ОПЗ на каждом из ПМ, три потоки от первого ко второму, третьему и четвертому ОПЗ, два потока от второго до третьего и четвертого ОПЗ и один поток от третьего до четвертого ОПЗ перевозятся минуя центральный ОПЗ-О).

Всего с ПМ перевозится 3 • 38 = 114 потоков.

Протяженность каждого из указанных ПМ составляет 1 + 3 • 0,52 + 1 = 3,56.

Суммарный показатель МКМ составляет 3 • 3,56 = 10,62.

Суммарный показатель ТКМ составляет 10,62 - 38 = 403,56.

В сети с все ОПЗ соединены через центральный ОПЗ-0 с помощью 2 кольцевых ПМ, каждый из которых соединяет с центральным ОПЗ-0 6 ОПЗ (ОПЗ-1, ОПЗ-2, ОПЗ-С, ОПЗ-4, ОПЗ 5, ОПЗ-6; ОПЗ-7, ОПЗ-8, ОПЗ-9, ОПЗ-10, ОПЗ-11, ОПЗ-12).

Каждым ПМ перевозится по 51 потока (11 потоков к первому ОПЗ, 10 потоков - ко второму и т.д., 6 потоков до шестого ОПЗ на каждом из ПМ, пять потоков от первого ко второму, третьему, четвертому, пятому и шестого ОПЗ, четыре потока от второго до третьего, четвертого, пятого и шестого ОПЗ и тд., один поток от пятого к шестому ОПЗ перевозятся минуя центральный ОПЗ-0).

Всего 2 ПМ перевозится 2 • 51 = 102 потоки.

Протяженность каждого из указанных ПМ составляет 1 + 5 • 0,52 + 1 = 4,60.

Суммарный показатель МКМ составляет 2 • 4,60 = 9,20.

Суммарный показатель ТКМ составляет 9,20 • 51 = 469,20.

В сети и все ОПЗ соединены через центральный ОПЗ-0 с помощью 1 кольцевого ПМ, который соединяет с центральным ОПЗ-0 12 ОПЗ (ОПЗ-1, ОПЗ-2, ОПЗ- 3, ОПЗ-4, ОПЗ-5 , ОПЗ-6, ОПЗ-7, ОПЗ-8, ОПЗ-9, ОПЗ-10, ОПЗ-11, ОПЗ-12).

Указанным ПМ перевозится 66 потоков (11 потоков к первому ОПЗ, 10 потоков - ко второму и т.д. 0 потоков до двенадцатого ОПЗ, 11 потоков от первого ко второму, третьему и т.д., двенадцатого ОПЗ, 10 потоков от второго до третьего, четвертого и т.д., двенадцатого ОПЗ и тд., один поток от одиннадцатого до двенадцатого узла перевозятся минуя центральный ОПЗ-0).

Всего ПМ перевозится 1 • 66 = 66 потоков.

Протяженность указанного ПМ составляет 1 + 11 • 0,52 + 1 = 7,72.

Суммарный показатель МКМ составляет 1 • 7,72 = 7,72.

Суммарный показатель ТКМ составляет 7,72 • 66 = 509,52.

С табл. 4.1 следует несколько неожиданный вывод:

с уменьшением количества ПМ одного уровня иерархии показатель МКМ уменьшается, а показатель ТКМ увеличивается и наоборот.

Это означает, что при оптимизации перевозок ПО по показателю МКМ следует перевозить ее можно меньшим количеством ПМ можно большей протяженности (как ограничение может выступать перевозке, который определяется нормативным сроком пересылки ПК), а при оптимизации перевозок ПО по показателю ТКМ - как можно большим количеством ПМ можно меньшей протяженности (как ограничение может выступать суммарная протяженность ПМ).

С ростом Межузловая почтовых потоков возникает вопрос о целесообразности или нецелесообразности введения ПМ между соответствующими ОПЗ.

Сейчас расчет стоимости магистральных перевозок почтовых грузов в МПЗ УГППС "Укрпочта" производится исходя из интегральных показателей стоимости перевозок почтовых грузов на один км пробега ПА различных моделей независимо от степени их фактической загрузки.

Такой упрощенный расчет, будучи удобным для практического использования, не отражает фактических затрат на перевозку почтовых грузов, поскольку работа, которую выполняет двигатель ПА, а, следовательно, и расход топлива, пропорциональные суммарной массе собственно ПА и почтовых грузов, которым перевозятся.

Следствием такого положения является то, что внедрение ПМAB между ОПЗ А и В, соединенными через транзитный ОПЗ С ПМAC • и ПМСВ д, считается экономически нецелесообразным, если ванатажопидйомности Р АС и Р СВ ПА, осуществляющих перевозки по ПМАС и ПМСВ, достаточные для перевозки межузловой потока Р АВ, хотя на самом деле внедрения ПМАВ может оказаться экономически целесообразным.

Указанное утверждение иллюстрируется на рис. 4.3.

Определение стоимости перевозки потока РАО

Рисунок 4.3 - Определение стоимости перевозки потока Р АВ

На рис. 4.3, а приведены существующую схему перевозки потоков Р АС и Р СВ, в состав которых входит поток Р АВ Стоимость перевозки указанных потоков состоит из стоимости S АС перевозки потока Р АС и стоимости S СВ перевозки потока Р СВ Стоимость перевозки потока Р АВ отдельно не считается.

Суммарная стоимость перевозок по рис. 4.3, а составляет S 1 = S АС + S СВ

На рис. 4.3, б приведена схема перевозки потоков Р АС, Р СВ и Р АВ при внедрении ПМАВ для перевозки межузловой потока Р АВ с определением суммарной стоимости перевозок по существующей методике, которая не учитывает уменьшение потоков Р АС и Р СВ.

Суммарная стоимость перевозок по рис. 4.3, б составляет S 2 = S АС + S СВ + S АВ . Поскольку S 2 > S 1, внедрение ПМАВ всегда считается нецелесообразным.

На рис. 4.3, в приведена схема перевозки потоков , и при внедрении для перевозки межузловой потока с определением суммарной стоимости перевозок по методике, учитывающей уменьшение потоков и Суммарная стоимость перевозок по рис. 4.3, в составляет

В зависимости от соотношения расходов и ( ) внедрение ПМАВ целесообразно, если , и нецелесообразно, если при этом еще не учтено дополнительное снижение суммарной стоимости перевозок потоков по рис. 4.3, в, обусловлено снижением стоимости транзитного обработки потоков и в транзитном ОПЗ С вследствие исключения из состава этих потоков потока .

Как свидетельствуют предварительные расчеты, целесообразность внедрения между ОПЗ А и В наступает значительно раньше, чем недостаточная грузоподъемность ПА на и , соединяющие эти ОПЗ через транзитный ОПЗ С.

Таким образом, возможности уменьшения расходов на перевозку почтовых грузов, сокращение нормативных сроков пересылки почтовых грузов и уменьшения вероятности создания остатков неотправленных почтовых грузов в транзитных ОПЗ, в действующей МПЗ УГППС "Укрпочта" остаются неиспользованными.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание