Виды логистики

Виды логистики классифицируют по ряду признаков [55; 56; 73; 78; 93; 108; 128].

1. По масштабам разрабатываемых проблем выделяют следующие уровни логистики:

- Макрологистики;

- Микрологистики.

Некоторые авторы рассматривают еще мезологистику и металогистику.

Макрологистики исследует процессы, происходящие на общенациональном и межгосударственном уровне. Макрологистики - проведение национальной или глобальной логистической стратегии, которая направлена на формирование устойчивых торгово-экономических связей между отдельными странами и регионами. Примерами глобальной логистической стратегии является соглашения о создании региональных международных организаций (ЕС, СНГ, АСЕАН, НАФТА и других), согласно которым упрощаются или отменяются таможенные формальности, внедряются общие стандарты и прочее.

Мезологистика рассматривает процессы, протекающие на региональном уровне и в полных цепях поставок от добычи сырья до потребления.

Металогистика касается групп предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.

Микрологистика рассматривает проблемы управления логистическими потоками на уровне отдельного предприятия. Кроме внутрипроизводственных, микрологистика охватывает логистические процессы между предприятием и его поставщиками, потребителями, транспортными фирмами, посредниками и тому подобное.

Согласно другому подходу: микро - уровень предприятия; мезо - область; макро - уровень государства; мега - уровень региона мира или интеграционной группировки, например, еврологистика; цель уровень - глобальная логистика.

2. зонами управления логистика предприятия подразделяется на:

- Внешнюю (занимается вопросами управления потоками, которые выходят за пределы предприятия, но находятся в сфере его влияния)

- Внутреннюю (направленная на управление потоковыми процессами в пределах предприятия).

3. По функциональным областям логистика делится на:

- Закупочную (поставка)

- Производственную (производственных процессов);

- Сбытовую (распределительную).

Закупочная логистика решает вопросы, относящиеся к сфере обеспечения предприятия необходимыми ресурсами.

Производственная логистика охватывает вопросы по управлению перемещением и хранением ресурсов непосредственно в процессе производства.

Сбытовая логистика связана с управлением потоком товаров от производителя к потребителю.

4. По содержанию логистических операций различают транспортную, складскую логистику, логистику запасов, информационную, финансовую логистику.

5. По сферам хозяйственной деятельности выделяют следующие виды логистики: производственных предприятий; промышленную; строительную; агрологистики; коммерческую (торговую) таможенную; банковскую; образовательную; логистику услуг (туризма, бытового обслуживания и т.п.); логистику рекуперации (утилизации, возврата тары) и др.

Актуальность использования логистики совершенствовании хозяйственной деятельности предприятий Украины

Тенденции мирового экономического развития приводят к росту требований к эффективности деятельности предприятий, связанных с активизацией их ассортиментной политики, сокращением жизненный цикл товаров, усложнением прогнозирования спроса, увеличением складских и транспортных расходов. Поэтому все более актуальным становится рациональное планирование производства и сбыта, ориентированные на удовлетворение спроса с минимальными затратами, усиление координации между взаимосвязанными видами деятельности. Решение этих задач требует развитой логистики, наличия компетентного логистического менеджмента. Логистический подход к управлению бизнесом становится главной составляющей его конкурентоспособности. Западные специалисты в области логистики считают, что компании, которые достигли в логистике мировых стандартов, способны получать конкурентные преимущества за счет постоянного совершенствования качества обслуживания клиентов. Это путь, по которому идут все развитые страны и ведущие компании мира.

Логистика способствует эффективному развитию предприятия благодаря выбору соответствующей логистической стратегии; формированию адекватной логистической системы; рациональной организации логистического процесса на предприятии; решению проблем межфункционального и межорганизационный координации и интеграции.

Эффективность логистики ярко иллюстрирует классический пример. Строительная техника сложно транспортировать, оно больших размеров и не помещается в контейнеры. Это существенно увеличивает стоимость транспортировки. Фирма-производитель оборудования, применяя интегрированный логистический подход к управлению, решила проблему сокращения расходов на транспортировку своей продукции путем координации деятельности и согласования интересов исполнителей на разных стадиях прохождения продукта. На этапе проектирования строительное оборудование было сконструировано так, что некоторые его детали можно было снять и уложить так, чтобы получился идеальный прямоугольник, который легко помещается в контейнер и штабелюеться.

Уже практически доказано [35; 78], что экономический эффект от применения логистического подхода к управлению потоками ресурсов содержит следующие составляющие:

- Сокращение запасов на всем пути логистического потока (от 30 до 70%) за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, повышение надежности поставок, рациональности распределения запасов и т.д.;

- Сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи. Так в западных странах непосредственно на производство товара расходуется только от 2% до 5% суммарного времени, более 95% времени используется на прохождение его каналами поставки (транспортировки и хранения). Сокращение этой составляющей позволит ускорить оборачиваемость капитала, улучшить обслуживание потребителей;

- Снижение транспортных расходов (на 30-50%) путем оптимизации маршрутов и графиков движения транспорта;

- Сокращение затрат ручного труда на операции с грузом благодаря применению однотипных средств механизации, одинаковой тары, аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей благодаря интегративным свойствам логистических систем.

Об эффективности применения логистики показывает зарубежный опыт. По данным Европейской логистической ассоциации и Национального совета по управлению физическим распределением США внедрения логистического подхода позволяет на 10-30% снизить себестоимость продукции и на 30-70% сократить объемы материально-технических запасов.

В частности, на предприятиях "Форд", "Дженерал Моторз" внедрение логистического подхода позволило уменьшить уровень запасов на 40%, в фирме "Ксерокс" - в два раза. По опыту ведущих западных компаний известно, что сокращение на 1% затрат на выполнение логистических функций эквивалентно 10% -му росту объемов продаж [60]. В отдельных зарубежных фирмах затраты на логистику обычно колеблются в пределах 5-35% от объема продаж в зависимости от типа бизнеса, географического масштаба деятельности и соотношение весовых и ценовых характеристик материалов и продукции [24]. Затраты на логистику, как правило, составляют одну из самых весомых статей расходов, связанных с ведением бизнеса.

Концепция логистики приобретает все более широкого использования в высших эшелонах управления компаниями, полагается в основу деловой стратегии фирм и используется как орудие в конкурентной борьбе. Сегодня сложно представить полноценное производство или маркетинг без логистической поддержки. Большинство потребителей в развитых странах мира уже давно воспринимают высокое качество логистики как должное.

Рассмотрим состояние развития логистической деятельности и логистического обеспечения в Украине. Считается, что в Украине концепция логистики получила распространение с 1990-х годов. В 2006 году в Киеве состоялся 1-й Международный форум "Логистика в Украине", на котором выступали логисты-практики с предприятий "Сармат", "Чумак", "УВК", "Киевстар", "Крафт фудс Украина", "Тетра пак "," АВК "и другие. Издается ряд специализированных журналов. На организацию логистического процесса на отечественных промышленных предприятиях ежегодно тратится от 10 млрд. Долл. США. По подсчетам Украинской логистической ассоциации, в Украине на перевозку, хранение продукции и сырья предприятия тратят 15% ВВП (для сравнения - в ЕС и США логистические затраты составляют 12-16%, в Китае - 26%, в Японии - 6%). По данным экспертных оценок, в Украине 70% логистических затрат приходится на транспорт (7 млрд. Долл. США), 25% - складское хранение (2500000000. Долл. США), около 5% - управление логистическими потоками (0,5 млрд. долл. США). Экспертами Украинской логистической ассоциации был проведен опрос среди логистических операторов относительно способов организации логистики на украинских предприятиях [154]. Результаты опроса представлены на рис. 1.1.

В мировой практике существует четыре подхода к организации логистической деятельности предприятия. Первый - предприятие самостоятельно создает отдел логистики, функции которого заключаются в осуществлении всех процессов логистической деятельности от закупки сырья / материалов к сбыту продукции. При использовании этого подхода строятся склады предприятия, создается автопарк, формируется большой штат работников, то есть речь идет о вполне автономный подход к осуществлению логистической деятельности (на языке специалистов - 1Р1). Второй подход предполагает передачу выполнения части логистических функций сторонним компаниям. Например, складское хранение или отдельные виды перевозки (2р1). Третий подход - аутсорсинг всех логистических функций, в частности управление поставками сырья и отгрузки продукции (3р1). Четвертый подход - тесное сотрудничество с логистическим провайдером, который не только обеспечивает доставку, отгрузку и координации, но и продвигает товар в розничной сети (4р1).

Западные компании в основном используют два последних способа организации логистики. По данным экспертов в Европе и США уже более 60% производителей прибегают к услугам специализированных логистических фирм, работая с ними по подходам 3р1 и 4р1. Около 40% компаний передают лишь часть логистических функций аутсорсинговым фирмам по подходу 2р1. Собственный логистический отдел и использования подхода 1Р1 используют только крупные компании [184].

Способы организации логистической деятельности на предприятиях Украины

Рис. 1.1. Способы организации логистической деятельности на предприятиях Украины

Ситуация в Украине отличается от западных предприятий. На украинском рынке по принципу автономной логистики работает около 10% предприятий. В основном это компании, владеющие складами и автопарком. Даже крупные международные компании, которые вышли на украинский рынок в 1990-х годах, еще до недавнего времени пытались самостоятельно осуществлять логистическое управление деятельностью, поскольку существовал целый ряд объективных причин: отсутствие логистических операторов, складских помещений классов А и В, неразвитый рынок автоперевозок. Со временем ситуация на украинском рынке начала меняться, и большинство иностранных предприятий постепенно начали передавать часть логистических функций на аутсорсинг.

Почти 90% украинских производителей работают по схеме 2p. Предприятий, отдали полностью логистическое обеспечение на аутсорсинг, в Украине не более I% По проведенным исследованиям логистических компаний Украины, оказывающих комплекс консалтинговых услуг по поддержке бизнес-процессов в сфере стратегического и операционного менеджмента, информационных технологий, транспортировки, складирования и т.п., определены основные предприятия-клиенты различных отраслей экономики, а именно: предприятия тяжелой промышленности (I5%), предприятия энергетики (20%), предприятия финансового сектора (I0%), предприятия машиностроительной отрасли (I0%), на торговлю и строительство приходится по 7%, меньше на сельское хозяйство - I% [I84].

На современном этапе в логистической деятельности украинских предприятий аутсорсинг занимает достаточно весомую долю. Наблюдается также стабильное обогащения спектра предоставляемого сервиса поставщиками логистических услуг.

Логистический аутсорсинг деятельности машиностроительных предприятий представлен в Украине около 50 профессиональными логистическими операторами, в частности такими компаниями как: "Группа Берег", "Карго-серво», «Кладовая С", "УВК", "ТБН Логистик", "Фордон", "УЛС "," ЕВ-РОСИБ-Логистика "," Укрпродукт-Логистик "," Ост-Вест Экспресс "," Ин-Тайм ". С вхождением Украины в ВТО на украинский рынок началась экспансия международных логистических компаний, которые активно развивают свою деятельность, среда которых: "ASTRA", "DHL", "FedEx", "Fiege", "Ups", "Kuehne & Nagel", "Raben" , "Schenker Ukraine", "Maersk Logistics Украина", "FM Logistic», «Revival Express». 70-80% этих логистических компаний - это узкоспециализированные посредники, занимающиеся транспортировкой, экспедицией, складированием, таможенным оформлением, грузопереработкой и др. В течение последних трех лет в Украине начал формироваться и рынок комплексной логистики.

По итогам национального рейтинга "Logistics Award Ukraine - 20II" были признаны следующие компании победители различных логистических номинаций: в номинации "Лучший логистический провайдер" - TOB "Рабен Украина", TOB "Комора-С"; в номинации "Лучший поставщик ИТ-решений в управлении цепями поставок" - ООО "Украинская интеллектуальные технологии"; в номинации "Лучшее IT-решение для склада» - TOB "Квантум Интернешенел"; в номинации "Лучшая консалтинговая компания" - TOB "КТС Плюс"; в номинации "Лучший логистический оператор контейнерных перевозок" - "Uni Laman Group"; в номинации "Лучший складской оператор" - TOB "Комора-С"; в номинации "Лучшая транспортно-экспедиционная компания" - TOB "Рабен Украина", AT "ДПД Украина"; в номинации "Лучший производитель складского и специализированного оборудования" - "Schoeller Arca Systems"; в номинации "Лучший персонал в логистике» - AT "ДЦЦ Украина".

Структура рынка логистического аутсорсинга Украины имеет следующий вид (рис. 1.2) [184].

В Украине аутсорсинг развивается не так активно как за рубежом, что объясняется целым рядом причин, наиболее распространенными из которых являются несоблюдение принятых обязательств по уровню обслуживания; отсутствие стратегического видения среди управленческого персонала; сложность в достижении снижения затрат; рост цен после установления сотрудничества; снижение возможности влияния и контроля относительно функций, которые передаются логистической провайдеру; отсутствие консультативных возможностей, которые опираются на знания, и тому подобное.

Однако, можно отметить и примеры эффективного использования аутсорсинга в сфере логистики на украинском рынке. В Украине наблюдается тенденция к созданию мощных компаний, специализирующихся на предоставлении услуг в сфере хранения и переработки грузов (таможенные и складские терминалы). В Европе такая услуга существует на достаточно высоком уровне: в целом существует много мощных складских терминалов вместимостью 50-60 тыс. Палето-мест. В Украине в подобных услугах заинтересованы предприятия таких городов как Киев, Одесса, Днепропетровск, Донецк, Харьков, Львов, а также морские порты. В то же время, предложение логистических услуг по сохранению и переработке грузов недостаточно.

Структура рынка логистического аутсорсинга Украины

Рис. 1.2. Структура рынка логистического аутсорсинга Украины

Стоит отметить значительный потенциал отечественного рынка логистических услуг. Особенно актуальное значение приобретает практическое внедрение процессов логистизации на машиностроительных предприятиях, обеспечит снижение затрат производственного, складского, транспортно-экспедиторского и сбытового характера.

Промышленные предприятия Украины больше используют складские и транспортно-экспедиторские аутсорсинговые логистические услуги. Складская система выступает интегрированной частью любой логистической системы, а склады - основным звеном между производителями и потребителями. На сегодня украинский рынок складской недвижимости, по оценкам консультантов и девелоперов, является одним из самых перспективных направлений развития рынка недвижимости. Спрос на качественные складские помещения значительно превышает предложение на рынке.

По данным исследования рынка складской недвижимости Украины проведенного международной консалтинговой компанией в сфере коммерческой недвижимости Collers International [184], на сегодня структура имеет вид (рис. 1.3).

Структура рынка складской недвижимости Украины

Рис. 1.3. Структура рынка складской недвижимости Украины

Из рис. 1.3 видно, что наибольшую долю рынка складской недвижимости на сегодня занимают низкокачественные помещения классов "С" и "Б", которые не соответствуют требованиям международной логистической деятельности (о делении на классы складов см. П.10.1).

Наблюдается и такая негативная тенденция на этом рынке, как превышение спроса на складские современные помещения класса "А" и "В" за их предложением на рынке. Поэтому, отечественным риелторам приходится удовлетворять значительный спрос на складские помещения класса "А" и "В" за счет складской недвижимости низшего уровня.

Функционирование рынка складской недвижимости тесно связано с динамичным развитием сферы торговли, рынка логистики и дистрибуции и, опосредованно, с транспортно-экспедиторским рынком. На сегодня структура рынка экспедирование по видам транспорта [185] имеет следующий вид (рис. 1.4).

Наибольшая доля в структуре рынка экспедирования Украины принадлежит перевозкой железнодорожным транспортом. Железнодорожный транспорт является наиболее развитым в Украине. По грузообороту он выполняет основные объемы перевозок - 56,7%. Однако, если речь будет идти о предоставлении транспортно-экспедиторских услуг специализированными транспортными организациями, то лидером выступит рынок автотранспорта, доля которого составляет 18,8%.

Структура рынка экспедиторских услуг по видам транспорта

Рис. 1.4. Структура рынка экспедиторских услуг по видам транспорта

По данным сравнительного анализа, проведенного Международным банком развития и реконструкции и Международной финансовой корпорацией [57], выявлено, что по качеству транспортной системы и эффективностью логистического обеспечения среди 155 стран Украина занимает 102 место с индексом логистической эффективности 2,57 (для сравнения: Россия - 94, Сербия - 83, Латвия - 37, Израиль - 31, Швеция - 3, Сингапур - 2 и Германия - 1 место с индексом 4,19). Этот анализ показывает, что от других государств Украина отстает, особенно в сферах таможенного прохождения, качества транспортной инфраструктуры, удобства перевозок и их маршрутов, а также качества логистических услуг (рис.1.5).

Сравнение общих индексов оценки логистики Украины и других государств

Рис. 1.5. Сравнение общих индексов оценки логистики Украины и других государств

Подтверждением актуальности внедрения логистического подхода на украинских предприятиях могут быть тенденции, которые прослеживаются в результате анализа официальных статистических данных:

- Уменьшение прибыльности отечественных предприятий и высокий удельный вес убыточных предприятий;

- Уменьшение прибыли через содержание избыточных материальных запасов.

Потенциал логистики позволит любому предприятию достичь существенного сокращения расходов ввиду того, что по оценкам специалистов, удельный вес логистических затрат в себестоимости продукции в Украине составляет около 40%. Однако есть ряд проблем, мешающих развитию логистики в Украине:

- Недостаток организованных оптовых товарных рынков;

- Недостаточный уровень развития систем связи и телекоммуникаций;

- Нехватка специалистов соответствующей квалификации;

- Плохое состояние автомобильных дорог;

- Недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень;

- Высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;

- Слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;

- Недостаточное производство современной тары и упаковки и т. Благоприятными факторами развития логистики в Украине выступают:

- Выгодное географическое положение Украины;

- Рост объемов розничной и оптовой торговли;

- Превышение спроса над предложением логистических услуг;

- Большая емкость рынка логистических услуг;

- Выход на рынок Украины международных торговых операторов, использующих логистические услуги;

- Низкие затраты строительства складских помещений по сравнению с других объектов недвижимости и тому подобное.

По индексу эффективности логистики LPI-2012 (Logistics Performance Index) Украина находилась в рейтинге 2012 года на 66 месте среди 155 стран [186].

Таким образом, эффективность функционирования отечественной экономики в значительной степени зависит от уровня развития логистической инфраструктуры, логистического аутсорсинга и степени соответствия выполняемых логистических функций и операций международным стандартам и нормам. Соответствие выполняемых логистических функций международным стандартам будет способствовать повышению конкурентоспособности украинской продукции, созданию благоприятных условий для ее экспорта, интеграции отечественных предприятий в мировой рынок и т.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание