Правовой контекст и история семейного образования в России

Развитие альтернативного образования на примере семейного образования в России и за рубежом

Практика воспитания и образования в семье в нашей стране имеет давнюю историю. Так, на Руси еще в XI веке, домашнее обучение с приглашением на дом учителей оставалось основной формой получения светского образования для детей из дворянских, а потом и купеческих семей вплоть до середины XIX века. Следует отметить, что в допетровские времена учителями могли быть только русские, а не иностранцы. Еще в XVII веке получение образования считалось не обязательным даже для боярских детей и имело религиозный характер (Ганичева, Зверева, 1999).

Однако правление Петра I, способствовавшее большому интересу ко всему иностранному, дало толчок к развитию семейного воспитания: пропуск в дома получили иностранные учителя, которые обучали российских детей новым дисциплинам: светскому этикету и иноземным языкам. Несмотря на то, что популярным было отправлять на обучение детей за рубеж, в большинстве своем боярские, дворянские, купеческие дети обучались и воспитывались дома. Такие слова как «гувернер», «гувернантка» вошли в русский язык именно в XVIII веке. В то время основными «дисциплинами» домашнего образования были танцы, этикет и иностранные языки (Ганичева, Зверева, 1999).

В конце XIX века (1884 год) в Санкт-Петербурге был создан «Родительский кружок», что говорит об интересе общества к воспитанию и обучению в семье. Целью данного кружка было изучение опыта и разработка теории воспитания и обучения в семье. Также у кружка был свой печатный орган - «Энциклопедия семейного воспитания», опубликовавший на протяжении 1898- 1910 гг. 59 выпусков, в которых обсуждался опыт семейного воспитания и принимались попытки теоретически обосновать его специфику (Ганичева, Зверева, 1999).

Но в XX веке, с приходом советской власти, обучение и воспитание на дому стало незаконным. На дому могли обучаться только дети-инвалиды, которые должны были быть прикреплены к ближайшей школе, учителям которой было необходимо навещать этих детей для проведения занятий и аттестаций от имени школы. В советской период гувернеров заменили репетиторы, но данное занятие считалось незаконным заработком, осуждалось и преследовалось, как и семейное обучение. Семейное образование стало законным только в начале 90-х гг. прошлого века с принятием Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании».

Семейным образованием, также называемом хоумскулингом (производное от англ. «homeschooling»), обозначается процесс, посредством которого ребенок обучается дома, а не в специальном государственном или частном учреждении, предназначенном для обучения (New World Encyclopedia, 2015). До введения обязательного школьного обучения в XIX веке, в большинстве стран мира обучение и воспитание происходило в семье или в общине, только небольшая часть населения посещали школы или пользовались услугами наставников (New World Encyclopedia, 2015). Семейное образование в современном понимании, является альтернативой государственным и частным школам, этот вариант образования во многих странах является легальным.

Семейное образование разрешено законодательно в таких странах как (по крайней мере временно) (Bayer, 2013):

· Австралия;

· Австрия (обучение должно быть равносильно обучению в государственной школе);

· Бельгия (при тестировании, сданном на 8, 10, 12 и 14 баллов);

· Канада (каждая провинция и территория имеет свою собственную политику, с различными уровнями регулирования);

· Колумбия (регулируется Министерством образования, учащиеся должны пройти тесты, чтобы быть допущены в колледж);

· Чешская Республика (в настоящее время допускается с ограничениями в рамках эксперимента, до 9 класса);

· Дания;

· Финляндия (письменные и устные экзамены являются обязательными для проверки прогресса в обучении учащихся);

· Франция (обязательные инспекции);

· Гондурас;

· Венгрия (каждый ребенок на домашнем обучении должен находиться под наблюдением уполномоченного от школы и проходить ежегодные экзамены);

· Индия;

· Индонезия;

· Ирландия;

· Италия;

· Кения (обучение на дому в настоящее время находится «под угрозой»);

· Новая Зеландия;

· Норвегия;

· Перу (необходима предварительная регистрация в министерстве образования);

· Польша (должен быть под наблюдением уполномоченного от школы и проходить ежегодные экзамены);

· Португалия;

· Российская Федерация (учащиеся прикрепляются к местным школам и должны проходить периодические аттестации);

· Словения (школьники должны "записаться" в местные школы и сдавать ежегодные тесты по различным предметам);

· Южная Африка (многие родители не регистрируют своих детей на семейном обучении из-за ситуации с местными органами власти в лице чиновников, которые не понимают законодательства семейного образования и не умеют его применять в деле) (SA Homeschoolers, 2015);

· Суринам;

· Швейцария (семейное образование практикуется в большинстве кантонах, но не во всех);

· Тайвань;

· Украина;

· Объединенное Королевство;

· Соединенные Штаты Америки (различные ограничения и правила применяются, которые варьируется государством).

Есть страны, где семейное образование категорически запрещено в национальном законодательстве: Албания, Андорра, Армении, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Бразилия, Хорватия, Куба, Кипр, Сальвадор, Грузия, Греция, Гренландия, Гватемала, Казахстан, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Македония, Мальта, Молдова, Черногория, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Тринидад и Тобаго, Турция (SA Homeschoolers, 2015).

Перечисленные ниже страны допускают семейное образование, но с большими ограничениями:

· Болгария (семейное образование является незаконным исключение составляют дети с особыми потребностями, которые потом, находясь на семейном образовании, строго контролируются государством);

· Эстония (разрешено в "исключительных случаях");

· Германия (единственным исключением является случай, когда для конкретного ребенка дальнейшее посещение школы будет создавать чрезмерные трудности);

· Исландия (разрешено семейное образование в том случае, когда родители ребенка имеют сертификаты преподавателей);

· Люксембург (является законным только для детей младшего школьного возраста);

· Нидерланды (только тогда законно, если родители ребенка не могут найти школу, разделяющую сторону их убеждений и ожиданий в «своей» области);

· Румыния (только когда дети являются инвалидами или имеют особые потребности, под руководством аккредитованного преподавателя);

· Словацкая Республики (семейное образование возможно только с аккредитованным репетитором и только до четвертого класса);

· Швеция (незаконно, кроме как в исключительных обстоятельствах, которые практически никогда не подтверждаются; правительство штрафует и отбирает детей от родителей-хоумскулеров).

«Хоумскулерами» (производное от англ. «homschooling», международное обозначение) называют родителей, которые практикует семейное образование, у нас же в России распространено еще следующее обозначение - «семейники», но в данной работе мы используем вышеупомянутое обозначение (Ray, 2015).

В США существует организация адвокатов «Home School Legal Defense Association (HSLDA)» - это «некоммерческая правозащитная организация, которая создана для защиты и продвижения конституционных прав родителей направлять и организовывать образование своих детей и для защиты семейных свобод» (HSLDA, 2015). На сайте HSLDA можно найти необходимую информацию о юридическом статусе семейного образования по всем странам мира и контактное лицо непосредственно в запрашиваемой стране (HSLDA, 2015). На 2015 год в США насчитывалось около 2,3 миллионов детей школьного возраста, обучающихся дома, по сравнению с 2 миллионами хоумскулеров в 2010 году (Ray, 2015). Это, может быть, самая быстрорастущая форма обучения в Соединенных Штатах (от 2% до 8% в год в течение последних нескольких лет) (Ray, 2015).

В Шотландии существует «Schoolhouse Home Education Association», больше известная как «Schoolhouse» (школа-дом), которая позиционирует себя как шотландская благотворительная организация для помощи и поддержки семьям-хоумскулерам и тем, кто только задумывается о семейном образовании (Schoolhouse Home Education Association).

За рубежом, в США и в Канаде, семейное образование является актуальной темой для изучения и в отличии от России, где только начинается проведение социологических исследований, там уже сформировалась большая база статистических, а также собраны результаты различных социологических исследований, посвящённых «хоумскулерам». Благодаря этим собранным и скомпонованным базам данным можно проследить динамику популярности семейного образования, изменение социального портрета семей, обучающих детей дома (Писарик, 2015). Например, в 2001 году Институт Фрейзера (Fraser Institute), опубликовал результаты научного исследования под названием «семейное образование: от экстрима к мейнстриму» (Home Schooling: From Extreme to the Mainstream), в котором были рассмотрены результаты более 100 научных работ, изучающих хоумскулинг и хоумскулеров, чтобы ответить на следующие вопросы:

· Что такое домашнее обучение?

· Как правительство регулирует домашнее обучение?

· Какова история домашнего обучения в Северной Америке?

· Сколько детей обучается таким образом?

· Каковы социально-демографические характеристики семей, которые учат детей дома?

· Каковы академические успехи домашних учеников?

· Существуют ли проблемы у детей с социализацией?

· Какие рекомендации можно дать тем, кто занимается образовательной политикой (Писарик, 2015)?

В 2007 году вышло 2-е издание с учётом более поздних публикаций. Таким образом, на данный момент времени исследование «домашнее образование: от экстрима к мейнстриму» является наиболее полным обзором статистических данных по домашнему обучению в США и Канаде, включающим в себя публикации, вышедшие в период с 1986 по 2007 гг (Писарик, 2015).

В Канаде в 1993 году Брайан Рэй (Dr.Brian D.Ray) изучал домашнее образование по всей стране. В среднем обучающиеся на дому достигали 80-го процентиля в чтении, 76-го в письме и 79-го в математике. Средний процентиль для учеников государственных и частных школ был 50. Исследование, проведенное через 10 лет в 2003 году, обнаружило, что ученики, обучающиеся дома, «демонстрируют результаты выше нормы» (Ray, 2015).

В России на сегодняшний день проводится Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Социологическим институтом Российской академии наук, города Санкт-Петербурга под руководством М.Н. Яшиной исследование «Семейное образование как новая образовательная практика в современной России» в 2015-2016 гг, которое фактически является первым опытом комплексного социологического анализа семейного образования в современной России (Конкурс поддержки молодых ученых, 2015). Целью данного исследования является анализ социальных, культурных, экономических и правовых факторов возрождения семейного образования в современной России; описание специфических черт отечественного домашнего образования; типологизация семей, реализующих домашнее образование, с использованием культурных, социальных и экономических показателей; описание форм реализации семейного образования; предложение способов оптимизации семейного образования в современных условиях. Но так как данное исследование находится в процессе реализации, то результатов его пока нет.

Следует также отметить, что параллельно с хоумскулингом в мире развивается и анскулинг. Анскулинг - это форма обучения, при которой образование ребенка происходит не по заранее продуманной программе обучения (нет никакой связи со школьными преподавателями и программой), иногда анскулингом также называют естественным обучением, так как оно основано в первую очередь на интересах ребенка (child-led education, interest-led education). Основателем анскулинга считается Джон Холт (1977 год) (Свобода в образовании, 2012). Такой вид обучения во многих странах запрещен, в том числе и в России, так как согласно п. 1 ч. 4 ст. 44 федерального закона № 273-ФЗ обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования всех уровней (ФЗ РФ № 273, 2012).

В нашей стране семейное образование развивается достаточно быстро, чему свидетельствует регулярное проведение конференций, посвященных альтернативным формам обучения (семейному образованию), их посещают сотни человек и каждый раз появляются новые темы для дискуссий и новые докладчики. Появляются так называемые «старожилы» семейного образования, на опыт и мнение которых опираются остальные. Например, 30 января 2015 г. состоялась конференция «Альтернативное образование-2016», ее открывал эксперт в области семейного образования Игорь Моисеевич Чапковский, который начал с того, что теперь термин «семейное образование» стали воспринимать не только как юридическое понятие, но и как общественное явление, в котором родители (законные представители) восстанавливают свои права как ведущей силы в образовании своих детей (Чапковский, 2016). Исак Давидович Фрумин в своем интервью журналу «Семейное образование» указывает, что суть семейного образования состоит в том, что это еще одна степень свободы в сфере образования. Независимо от страны, это возможность для родителей выбрать ту форму обучения, которую они считают наилучшей для их ребенка (Антонова, 2015). Подтверждением слов И.М.Чапковского является обсуждение смысла семейного образования не как юридического понятия в группе на «Facebook» «Клуб поддержки семейного образования», где издатели журнала «Семейное образование» задали вопрос экспертам и практикам семейного образования: «Как вы для себя трактуете понятие «семейное образование»? Как юридическое понятие процесс образования детей вне школы или что-то другое?». Обсуждались различные трактовки «семейного образования», но в итоге было признано, что что смыслом семейного образования в широком смысле является то, что семья является субъектом образовательного процесса: определяет содержание, темп, траекторию, стиль и пр., принимает решение о том, у кого ребенок учится, ставит задачи, может делегировать выполнение их части кому-то и при этом является заказчиком (Группа хоумскулеров…, 2016).

На конференции эксперты в области семейного образования отмечают, что хоумскулинг развивается по нескольким направлениям, а именно: расширение географии семейного образования, изменение отношения социума к семейному образованию, развитие организационных моделей и рост предложения в области методической поддержки. Ниже рассмотрим эти направления подробней.

1. Расширение географии распространения семейного образования: по словам И.М Чапковского, к началу 2000-х только в Москве и Санкт-Петербурге число родителей, практикующий хоумскулинг, можно было бы назвать существенным, а в других регионах хоумскулеров можно было пересчитать по пальцам, но сегодня ситуация изменилась. В некоторых регионах, таких как Челябинская область, Екатеринбург, Омск и Удмуртия существуют или находятся в работе региональные положения о семейном образовании, что является важным, так как в Федеральном законе «Об образовании», в котором указано, что семейное образование наряду с другими формами обучения является равноправным, практическая реализация этой законодательной нормы никак не регламентируется. И.М.Чапковский также отметил, что появление региональных положений всегда происходит благодаря лично заинтересованному человеку в семейном образовании.

2. Также подчеркивается, что наблюдается тенденция перехода семейного образования из маргинального к общепринятому или изменение отношения общественности к этой форме обучения. По его словам, в 80-е годы, когда Чапковские начинали самостоятельно учить своих детей, на них смотрели как на маргиналов, и примерно до 2000-го года, если малознакомые люди узнавали, что ребенок не ходит в школу, то первый вопрос, который они задавали, был такой: «Он что - больной?». Сейчас, если кто-то узнает, что ребенок не посещает школу, и у этого человека есть собственные дети, то реакция бывает совсем другая: человек начинает интересоваться этой формой обучения. Семейное образование, хоть и стало элементом общественного сознания, но еще не очень широко известна (Чапковский, 2016).

3. Организационное направление. В настоящее время наблюдается тенденция объединения хоумскулеров в так называемые неформальные общественные объединения (альтернативные школы или кружки). Согласно международной классификации образования МСКО 2011 года, образование делится на формальное, неформальное и информальное (ISCED, 2011). Формальное образование - «это институционализированное, целенаправленное, спланированное при участии государственных организаций и признанных государством частных организаций образование, что в целом составляет систему формального образования страны. Формальное образование, как правило, организуется в образовательных учреждениях, созданных для получения очного образования учащимися в системе, обеспечивающей непрерывность перехода от одной образовательной программы к другой» (ISCED, 2011); неформальное образование - «это образование, которое институционализировано, целенаправленно и спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг. Определяющей характеристикой неформального образования является то, что оно является дополнением и/или альтернативой формальному образованию в обучении в течение всей жизни индивидуума» (ISCED, 2011). В пункте 40 данного документа отмечается, что в зависимости от национального контекста, неформальное образование и подготовка охватывает программы: i) по ликвидации неграмотности взрослых и молодежи и образованию детей, не посещающих школу (альтернативные первоначальному образованию программы) - это означает, что семейное обучение входит в неформальное образование; Информальное обучение определяется как «формы обучения, которые являются целенаправленными или тщательно спланированными, но не институционализированными» (ISCED, 2011).

В основном организаторами таких объединений выступают многодетные семьи, уже имеющие опыт обучения в семье и готовые поделиться им с другими менее опытными семьями, например:

· Семейный клуб «Муми-дом», Москва;

· SVAO Homeschooling, Москва;

· Клуб «Искатели», Калининград;

· Даниил и Ксения Черсуновы, Санкт-Петербург;

· Семейный клуб «Кайманцик», Москва;

· Москва. Центр. Встречи хоумскулеров на Фрунзенской и др.

4. Методическое (социальный запрос хоумскулеров). Впервые на этой конференции на обсуждение был выдвинут вопрос о методических материала и учебных пособиях. И.М. Чапковский отмечает, что родители стали заказчиками учебных пособий и учебных материалов: «И от их лица, и по нашему опыту я могу сказать, что нужно родителям-семейникам» (Чапковский, 2016). Данный запрос родителей адресован, в первую очередь, к разработчикам таких материалов. Родителям, практикующим семейное образование, необходимы календарно-тематические планы по обязательным школьным предметам, освоение которых обеспечивало бы ребенку успешное прохождение аттестаций. Кроме этого, нужны краткие изложения по предметам, потому что дополнить их в соответствии с потребностями своего ребенка сейчас, при наличии современных информационных технологий и развитого дистанционного обучения родители могут самостоятельно. Но в том, чтобы создать основу для образовательной программы, хоумскулеры надеются на профессионалов. Для них было бы очень важным иметь представление о том, какой минимум знаний, умений и навыков ребенок должен приобрести в том или ином возрасте и какие из них у него должны быть выработаны до автоматизма. Причем разработчики методических материалов должны понимать, что родители, в отличие от официальной школы, - это люди активные и подвижные (Чапковский, 2016).

Семейное образование как одна из форм получения образования в России, не приоритетное направление развития отечественной образовательной системы и таким не будет. И, конечно же, в связи с тем, что семейное образование имеет много особенностей, данная форма обучения не является мейнстримной и не станет таковой в ближайшем будущем. Но с момента своего законного «появления» (с 1992 г.), семейное образование имеет сторонников среди родителей, и по статистике их число в последнее время постоянно растет.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом