Сравнительный анализ результатов

На контрольном этапе экспериментальной работы проводится фронтальный срез знаний детей об этикете и применения их в быту. Дети должны проявить все, что они получили и усвоили на предыдущем этапе.

Снова проводятся наблюдения за детьми в повседневной жизни, индивидуальные собеседования с каждым из детей группы с тем, чтобы выяснить, как дети усвоили полученные знания и как они применяют их в быту.

Таблица 3. Результаты обследования детей по уровню развития речевого этикета на контрольном этапе экспериментальной работы

Имя

Формы этикета

Действия, поступки

Сервировка стола

Поведение за столом

Сумма

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Алеша

Борис

Витя

Гоша

Данил

Аня

Алина

Вика

Галя

Даша

3

3

2

2

2

3

2

3

3

3

2

2

3

2

2

2

2

3

3

2

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

2

2

3

2

2

2

3

3

3

3

9

9

10

8

8

10

9

12

11

11

итого

26

23

24

25

Как это было на констатирующем этапе, уровни развития речевого этикета определялись по следующей шкале: низкий уровень: 4 - 6 баллов

Средний уровень: 7 - 9 баллов, высокий уровень: 10 - 11 баллов.

В результате на высоком уровне оказалось 5 детей, и на среднем - тоже пятеро. Низкий уровень никто из детей не показал.

В процентном отношении это выражается как 50% - высокий уровень, и 50% - средний уровень развития этикетных умений и навыков.

На констатирующем этапе выяснилось, что в процентном отношении высокий уровень развития дети показали - 10%, средний уровень 60%, низкий уровень - 30% .(См. Приложение 1, рис. 1).

Кроме того, интересно было выяснить, что девочки гораздо успешнее усваивают правила этикета, все они находятся на высоком (1) и среднем (4) уровне, мальчики же показали средний уровень - 2, низкий - 3.

На контрольном этапе исследования выяснилось, что мальчики значительно продвинулись в овладении правил этикета.

Если принять максимум баллов за 30 (3х10), то практически все дети находятся на среднем уровне развития этикета: по знанию этикетных форм и сервировке стола - 19 баллов, поведение за столом - 20 баллов, отстают показания по действию и поступку вежливости - 16 баллов.

В процентном отношении знание и употребление этикетных форм составляет 57%, этикетное поведение в быту 53%, умение сервировать стол - 57%, и умение вести себя за столом - 66% от высокого уровня развития данных умений и навыков (См. Приложение 1, рис. 2).

На контрольном этапе исследования необходимо сравнить полученные на контрольном этапе исследования результаты с теми, что были получены на констатирующем этапе.

Таблица 4.Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы

Этапы / дети

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Констатирующий этап

5

5

8

4

7

7

7

7

9

9

Контрольный этап

9

9

10

8

8

10

9

12

11

11

Характеристики детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

Алеша стал пользоваться речевыми этикетными формами с напоминанием взрослых, научился сервировке стола, аккуратно кушает. Борис лучше ознакомился с формулировками встречи и прощания, стол накрывать умеет, не всегда аккуратно кушает. Витя знает формулы этикета, предлагает стул, уступает место и дорогу, за столом ведет себя аккуратно.

Гоша по всем параметрам улучшил свои показатели, достиг среднего уровня. Данил ознакомился с формулами этикета, всегда может и стул предложить, и стол сервировать, и за столом ведет себя адекватно.

Аня усвоила все формулировки этикета, вышла на высокий уровень.

Алина усвоила формулировки этикета, пользуется ими без напоминания взрослых, умеет оказать внимания гостям, хорошо сервирует стол.

Вика и Галя по всем параметрам оказались на высоте, знают, как предложить гостю стул или спросить, как ему помочь.

Даша знает этикетные формулы, иногда забывает поздороваться или попрощаться, уступает дорогу, оказывает помощь, нормально сервирует стол и очень аккуратно ведет себя за столом.

Далее необходимо рассмотреть результаты исследования по показателям этикета, сравнить их с результатами констатирующего этапа.

Таблица 5.Сравнительные результаты исследования по основным показателям этикета

Этапы / показатели

Этикетные формы

Действия, поступки

Сервировка стола

Поведение за столом

Констатирующий этап

19

16

19

20

В %

57

53

57

66

Контрольный этап

26

23

24

25

В %

85

76

79

83

Все эти показатели в качестве результатов исследования представлены в Приложении 1, рисунок 3.

Выводы по главе 2

1. В настоящем исследовании приняли участие 10 детей дошкольного возраста с ЗПР на предмет развития уровня речевого этикета. За основу было принято 4 параметра: знание этикетных формул, действия и поступки, направленные на проявление знаков внимания и вежливости, умение сервировать стол во время дежурства и навыки аккуратного приема пищи в зависимости от ее вида.

2. Констатирующий этап показал слабое развитие данных параметров у детей: 10% высокий уровень (1 ребенок - Вика), 60% - средний уровень (большинство девочек) и 30% низкий уровень (мальчики).

3. После проведения формирующего эксперимента дети показали более высокие результаты по усвоению умений и навыков этикета:

50% - средний уровень, и 50% высокий уровень (большинство девочек). Это говорит о том, что культуру поведения, моральные принципы взаимоотношений, этические формулы и правила дети дошкольного возраста с ЗПР хорошо воспринимают, если с ними ежедневно проводится соответствующая воспитательно-образовательная работа.

4. Педагогический и вспомогательный состав сотрудников ДОУ должен быть в курсе проводящейся работы по этикету и культуре поведения. Например, в некоторых ДОУ существует традиция угощения всех сотрудников, когда именинник в сопровождении воспитателя идет по всем помещениям и группам, угощает сотрудников конфетами, они его поздравляют, он, в свою очередь, благодарит их за труд и поздравление.

5. Работа по формированию речевого этикета может и должна проводиться в каждом ДОУ, с тем, чтобы его воспитанники, придя в школу, имели представления о культуре поведения, связи с моральными нормами и принципами поведения в обществе.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом