ВВЕДЕНИЕ

В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения.

Примером того, как резко может смениться публичный этикет в истории, могут служить самые переломные моменты истории. Всем известно, как Петр Великий насаждал в России европейские манеры поведения, Тогда в Россию пришла совсем другая эпоха, и этикет стал одной из внешних форм проявления глубинных внутренних изменений страны. Аналогичная смена этикета произошла после Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Господа и дамы ушли в прошлое, остались одни товарищи, и простонародные манеры поведения вошли в быт всех без исключения слоев населения. Таким образом, этикет является показателем состояния развития культуры общества.

Этикет - это достижения в области поведения и общения. К сожалению, нередко воспитание в семье и в общеобразовательных учреждениях не формирует социальную потребность в культурном поведении. Именно поэтому дошкольным педагогам следует позаботиться и о культуре поведения и речи, и самих правилах этикета своих воспитанников с дошкольного возраста.

В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, по ролевым установкам.

Важнейшее средство общения людей - речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, и воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания. Все вышесказанное наводит на мысль о том, что правила этикета и культуру общения следует воспитывать с детства.

Темой данной работы является формирование речевого этикета умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Проблема ЗПР является важной не только для дефектологии, но и для общей педагогики, т.к. тесным образом связана с проблемой воспитания и развитием детей. Изучение детей с ЗПР началось совсем недавно в 60-х годах в НИИ дефектологии под руководством Т.А.Власовой и Т.С.Певзнер. Однако в настоящее время специальная педагогика уже располагает рядом исследований, раскрывающих особенности памяти, личности, речи, мышления, игровой деятельности детей с ЗПР. Накоплен опыт организации коррективно-развивающей помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательной программы. Однако многие вопросы остаются недостаточно разработанными. Среди них вопрос изучения коммуникативной деятельности у дошкольников с ЗПР. Проблема формирования коммуникативных способностей, в частности формирование речевого этикета, у детей с ЗПР специально не была изучена.

Актуальность данной темы заключается в том, что культурно-речевое воспитание детей с ЗПР - дело большой социальной значимости. И чем раньше начинается культурно-речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Общеизвестно, что ребенок овладевает речью постепенно, усваивая словарь родного языка, развивает свой фонематический слух, затем овладевает различными грамматическими формами и связной речью.

Прежде всего, ребенок усваивает те нормы родного языка, которые имеют место в его окружении. Это может быть и культурная речь, и ненормативная лексика, что нередко в наше сложное время. Поэтому очень важно изучить условия формирования родной речи, в которую органично входит этикет: здороваться при встрече, прощаться, обращаться с просьбой, благодарить за помощь или угощение. Это и есть основы этикета в младшем дошкольном возрасте, которые становятся фундаментом усвоения основных правил речевого этикета. Имеется противоречие между тем, что требуют от ребенка взрослые в рамках речевого этикета, и тем, что ребенок слышит в обыденной жизни. Данное противоречие разрешается путем создания условий для формирования речевого этикета у старших дошкольников.

Отсюда вытекает цель данной работы: создание, апробация и доказательство эффективности комплекса занятий, игр и упражнений, направленных на совершенствование речевых этикетных умений у дошкольников с ЗПР.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить понятие речевого этикета;

- рассмотреть общекультурные нормы речевого этикета;

- рассмотреть психолого-педагогические особенности формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и у детей с ЗПР;

- организовать и провести экспериментальную работу по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Объект исследования: процесс формирования речевого этикета у дошкольников ЗПР.

Предмет исследования: методы и приемы, направленные на формирование речевых этикетных умений у дошкольников с ЗПР.

Гипотеза: формирование речевого этикета у дошкольников с ЗПР будет проходить более успешно при наличии следующих условий:

- если знакомство детей с основными формулами вежливого общения и упражнение детей в их использовании будет проходить при помощи специально разработанного комплекса занятий;

- если при изучении речевого этикета будет соблюдаться основное правило успешного общения - доброжелательное отношение к собеседнику.

Методы исследования:

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

Анализ и обобщение материала, полученного в беседах, наблюдениях, эксперименте;

Педагогическая опытно-поисковая работа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты).

Наблюдение за детьми в повседневной жизни;

Беседы с детьми, консультации и индивидуальные беседы с родителями.

База исследования: детский сад №137 комбинированного типа.

Данная выпускная квалификационная работа содержит в себе введение, две главы, заключение, список литературы по данной теме и приложения.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом