ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности.

Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть.

В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы:

1)речевые формулы для начала общения,

2)речевые формулы, применяемые в процессе общения,

3)речевые формулы для окончания общения.

Можно выделить три уровня усвоения речевого этикета, как для взрослых, так и для детей любого возраста.

1. Знание речевых формулировок приветствия, введения в общение, различных фраз для продолжения или прекращения общения.

2. Автоматическое использование общепринятых формулировок в свободном течении общения.

3. Невозможность перехода на более низкий уровень вежливости и культуры общения.

У дошкольников с ЗПР неполноценны все предпосылки, необходимые для формирования и развития процесса общения: познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, не сформированы все виды речевой деятельности и ее компоненты. Это проявляется в неумении полно и четко отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии окружающих, слушать других, продолжать начатый разговор. Дети с задержкой психического развития имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

На основании теоретических источников по проблеме речевого этикета была сделана попытка создания практических рекомендаций и методической программы занятий и упражнений, направленных на изучение, развитие, соблюдение речевого этикета в повседневной жизни.

Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Необходим личностно ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными навыками и умениями. Работу по ознакомлению с основными формами речевого этикета целесообразнее начинать уже с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы ко всему новому, когда легко формируются при познании окружающего новые условные связи.

Работа с детьми по формированию основ этикета представляет собой творческий процесс. Необходимость специального обучения правилам речевого поведения, основанного на этикетных нормах, становиться все более очевидной, ведь постепенно теряется связь формирующейся личности с лучшими языковыми традициями.

Именно поэтому данная работа носит социально полезный характер и может служить существенным подспорьем в работе педагогов, воспитателей, родителей, а также фундаментом последующих научных исследований, разработке новых гипотез, созданию новых креативных идей и принятию нестандартных решений.

Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера.

В настоящем исследовании приняли участие 10 детей дошкольного возраста с ЗПР на предмет развития уровня речевого этикета. За основу было принято 4 параметра: знание этикетных формул, действия и поступки, направленные на проявление знаков внимания и вежливости, умение сервировать стол во время дежурства и навыки аккуратного приема пищи в зависимости от ее вида.

Констатирующий этап показал слабое развитие данных параметров у детей: 10% высокий уровень (1 ребенок - Вика), 60% - средний уровень (большинство девочек) и 30% низкий уровень (мальчики).

После проведения формирующего эксперимента дети показали более высокие результаты по усвоению умений и навыков этикета:

50% - средний уровень, и 50% высокий уровень (большинство девочек). Это говорит о том, что культуру поведения, моральные принципы взаимоотношений, этические формулы и правила дети дошкольного возраста с ЗПР хорошо воспринимают, если с ними ежедневно проводится соответствующая воспитательно-образовательная работа.

Педагогический и вспомогательный состав сотрудников ДОУ должен быть в курсе проводящейся работы по этикету и культуре поведения. Например, в некоторых ДОУ существует традиция угощения всех сотрудников, когда именинник в сопровождении воспитателя идет по всем помещениям и группам, угощает сотрудников конфетами, они его поздравляют, он, в свою очередь, благодарит их за труд и поздравление.

Работа по формированию речевого этикета может и должна проводиться в каждом ДОУ, с тем, чтобы его воспитанники, придя в школу, имели представления о культуре поведения, связи с моральными нормами и принципами поведения в обществе.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом