Заключение

Применение изометрических напряжений, а также комплексов статико-динамического характера в силовой подготовке не только в системе в спортивной тренировке волейболистов подросткового возраста, до сих пор является проблемой. В литературе в этой области нет достаточно глубоких исследований, раскрывающих возможности изометрических и комплексных напряжений в физической подготовке человека. Это связано, очевидно, с тем, что результат выполнения изометрических напряжений не всегда легко проявляется, в отличие от динамических мышечных напряжений. Более того, в отечественной теории и практике спортивной тренировки также полностью не решён вопрос о дозировании изометрических (статических) напряжений. Нагрузка статических напряжений в 5 или 6 секунд, на наш взгляд, может быть использована в тренировки юных спортсменов подросткового возраста, тем более в тренировке юных волейболистов.

Поэтому, приступая к решению проблемы применения изометрических напряжений в силовой подготовке юных волейболистов 12-14 лет, мы прежде всего должны были решить вопрос их дозирования. Для этого мы воспользовались методикой дозирования локальных мышечных напряжений изометрического характера, предложенной В.В. Розенблатом, Р.А. Шабуниным, Л.С. Дворкиным. Эта методика заключается в том, что подбираются для дозирования изометрического напряжения альтернативные динамические упражнения, в которых определяются максимальные физические возможности испытуемых. Затем делается расчёт величины груза, удерживаемого в изометрической позе, являющейся одним из элементов этого динамического упражнения. Например, приседанию со штангой на плечах в качестве альтернативного изометрического напряжения предлагается упражнение “Поза конькобежца”. В этой позе удерживается груз, равный 30% от максимального результата в приседании. В отдельных экспериментах вес такого отягощения определялся исходя из веса тела, например, 30% от веса тела.

Чтобы доказать эффективность изометрического напряжений локального мышечного воздействия на прирост силы, мы провели педагогические эксперименты. Наши исследования были направлены также и на определение эффективности разработанной нами методики дозирования нагрузки в изометрических напряжениях с учётом возраста. В педагогическом эксперименте были использованы два упражнения изометрического характера, для которых подбирались альтернативные динамические упражнения: “Поза конькобежца” и удержание двумя руками штанги, лёжа на горизонтальной доске.

Результаты педагогического эксперимента проверялись в контрольных упражнениях: приседание и жим лёжа.

Первый педагогический эксперимент продолжался в течение двух месяцев, а контрольные испытания проводились один раз в две недели. Первая экспериментальная группа выполняла в эти два месяца только изометрические напряжения в контрольных упражнениях, вторая сочетала в равной степени изометрические и динамические напряжения, а третья тренировалась только на динамических упражнениях. Следовательно, проверялась эффективность трёх разных методик, но объединённых между собой одной целью - силовой тренировкой практически одних и тех же групп мышц. Общий объём времени выполнения изометрических и динамических упражнений был одинаков. В каждом из исследуемых нами возрастных групп волейболистов были организованы три экспериментальные подгруппы. Таким образом, мы смогли не только исследовать вышеназванные методики силовой подготовки в целом, но и проанализировать возрастной характер их влияния на прирост силы мышц.

Результаты первого педагогического эксперимента, который продолжался в течение двух месяцев, позволили говорить о том, что выполнение изометрических упражнений даёт эффект только в первые две и реже - четыре недели тренировки. Во всех возрастных подгруппах волейболистов наиболее выраженный прирост отмечался во второй экспериментальной подгруппе, которая сочетала в равной степени выполнение изометрических и динамические напряжений. За это время силовые возможности в приседании со штангой на плечах возросли у волейболистов 12 лет на 7,7%; 13 лет - на 7,9 и 14 лет - на 6,15%. Несколько меньший прирост результатов в приросте силы мышц был в третьей группе, которая тренировалась только с динамические упражнениями - соответственно 5,2; 6,5 и 5,6%.

В первой экспериментальной группе изометрические напряжения также дали прирост в силе мышц, но не такой ощутимый - соответственно 3,8; 2,45 и 2,9%. Во всех возрастных группах волейболистов вторая и третья методики тренировки силы дали достоверный прирост результатов, а первая - недостоверный.

По результатам первого педагогического эксперимента напрашивается следующий вывод, что применение изометрических напряжений наиболее эффективно в сочетании с динамическими упражнениями. В этом случае прирост результатов, независимо от возраста испытуемых, уже за два месяца был более выраженным, чем в группах, выполняющих только динамические напряжения или только изометрические упражнения. Чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение был проведен второй, более продолжительный эксперимент.

Во втором педагогическом эксперименте методический подход был точно таким же, что и в первом, но он выполнялся уже в течение 6 месяцев, с применением таких контрольных упражнений, как жим лёжа и удержание штанги в полусогнутых руках в этом же положении. Контрольно-педагогические испытания проводились через каждые два месяца. Таким образом, эффективность воздействия изометрических упражнений в этом случае изучалась уже на более продолжительном временном отрезке.

Во втором педагогическом исследовании экспериментальная группа юных волейболистов 12-14 лет сочетала выполнение упражнений в равной степени в различных режимах мышечного напряжения (изометрического и динамического), а контрольная тренировалась только в динамическом режиме.

Итоговые контрольно-педагогические испытания позволили выявить достоверное преимущество тренировки, сочетающей изометрический и динамический режим силовой подготовки. В экспериментальной группе прирост за 6 месяцев составил 17,6%, а в контрольной - 14,6%. Однако в обоих случаях прирост силы был достоверный. Общим для всех подгрупп волейболистов было снижение темпа прироста силы за последние два месяца по отношению к предыдущему двухмесячному циклу. В экспериментальной группе этот показатель прироста составил 2,1%, а в контрольной - 1,4%.

За 6 месяцев изометрическая выносливость возрастала у всех волейболистов 12-14 лет. Но наиболее выраженный прирост этого физического качества был в группе 13-летних подростков - на 46,7%; на втором месте - 14-летние волейболисты (на 33,8%), у 12-летних спортсменов изометрическая выносливость возросла за 6 месяцев на 20,5%.

Интегральным показателем изометрических упражнений является коэффициент нагрузки, который характеризует не только абсолютную изометрическую силу, но и продолжительность её проявления.

Этот показатель в группе 12-летних волейболистов увеличился за 6 месяцев на 100%, в 13-летнем возрасте - на 76,3% и в 14-летнем - на 61,1%. Следовательно, применение коэффициента нагрузки для оценки физических возможностей волейболистов является не только эффективным показателем прироста силы и изометрической выносливости, но и позволяет говорить о её исключительной информативности для детей и подростков.

Об этом же говорит и тот факт, что исследования изменения частоты пульса и его показателей во время изометрического напряжений выявили значительное превосходство в реакции сердечно-сосудистой системы юных волейболистов к таким напряжениям по сравнению с их не тренированными сверстниками. Было установлено, что годичная силовая подготовка приводит к развитию брадикардии у юных волейболистов 12, 13 и 14 лет.

График изменения силы за относительно-длительное время тренировки имеет параболическую кривую. Наиболее выраженный прирост наблюдается в середине эксперимента, то есть между 2-м и 4-м месяцами тренировок, и меньший прирост - в начале и конце тренировочного шестимесячного цикла.

Применение изометрических напряжений не привело к снижению темпа прироста силы, а напротив, дало дополнительный толчок к его росту, особенно в середине эксперимента, и в меньшей степени - в конце.

Подводя итог экспериментальным исследованиям необходимо отметить, следующее: а) использование в силовой подготовке волейболистов 12-14 лет дозированных (30% от максимума) изометрических упражнений локального воздействия педагогически оправдано и эффективно;

б) применение изометрических напряжений наиболее эффективно в сочетании с динамическими упражнениями. В этом случае прирост результатов независимо от возраста испытуемых через два месяца был более выраженным, чем в группах, выполняющих только динамические напряжения или только изометрические упражнения.

1. Занятия волейболом в 12-14-летнем возрасте особенно положительно влияют на показатели развития скоростно-силовых качеств. Юные волейболисты всех возрастных групп уже через год занятий спортом (баз специальной силовой подготовки) увеличили свои результаты в прыжке в длину с места на достоверно большую величину, чем в традиционных тестах на силу.

2. С возрастом с 12 до 14 лет у юных волейболистов наблюдается недостоверное увеличение максимальной величины изометрической силы (удержание максимального груза в течение 2 с на вытянутых в сторону руках), причём в более старших по возрасту юных спортсменов это увеличение было более выражено. Годичные занятия в секции волейбола в возрастных группах 12-, 13-летних спортсменов не приводит к достоверному приросту изометрической выносливости (удержание груза в 30% от максимального до отказа). И только в 14-летнем возрасте этот показатель проявления мышечной силовой выносливости у юных волейболистов начинает достоверно улучшаться.

3. Применение изометрических напряжений локального воздействия, в частности “Позы конькобежца”, положительно влияет на прирост мышечной силы волейболистов 12-14 лет. Наибольший прирост результатов, а значит и наибольшую эффективность, дает методика, в которой в равной степени сочетаются изометрические и динамические напряжения. Динамические напряжения силового характера дают второй по эффекту результат в приросте силы и могут быть также рекомендованы для занятий с юными волейболистами подросткового возраста. В одном недельном цикле тренировочного процесса волейболистов 12-14 лет может быть с успехом использовано изометрическое упражнение локального воздействия, так как его краткосрочный эффект выявляется именно на первых этапах тренировочного процесса.

Физическая подготовка юных волейболистов только тогда будет эффективной, если в ней будут предусмотрены различные средства, обеспечивающие совершенствование, как основных двигательных качеств физического развития, так и функциональных возможностей организма. Вместе с тем в программе для ДЮСШ по волейболу не предусматривается широкое использование изометрических (с нагрузкой в 30% от максимального) и динамических (с отягощениями до 60% от максимального) для развития силы и силовой выносливости. Выполнение же упражнений без отягощений динамического характера не соответствует естественным жизненным проявлениям человека. Ведь любая двигательная (трудовая или спортивная) деятельность так или иначе связана с сочетанием динамических и изометрических напряжений мышечной системы. А для подростка особенно важно использовать статические упражнения на уроке физкультуры в комплексе с другими средствами физического воспитания.

В учебно-тренировочном процессе волейболистов 12-14 лет предлагается включать упражнения изометрического характера локального воздействия. Это такие упражнения, при выполнении которых задействуются отдельные группы мышц. Но эффективность таких напряжений значительно возрастет, если будут использованы дозированные отягощения. Это позволит, во-первых, учесть физические возможности каждого занимающегося и, во-вторых, легко подсчитать величину нагрузки. Так, например, удержание штанги в полусогнутых руках лежа на горизонтальной скамье в 30% от максимального результата в жиме лежа школьники без специальной подготовки могут выполнять без задержки дыхания в течение 20-45 секунд. Выполнение упражнения прекращается, как только испытуемый, например, изменил угол сгибания рук в локтевых суставах или задерживал дыхание.

Для спортивной подготовки юных волейболистов рекомендуется в течение 2-4 месяцев выполнять силовые упражнения для тренировки наиболее отсталых в силовом отношении групп мышц в сочетании со изометрическими и динамическими напряжениями. Эти упражнения рекомендуется планировать в равном степени. На одном тренировочном занятии, например, юный волейболист выполняет только жим штанги лежа на горизонтальной скамье, на другом же, тренировка рук и грудных мышц - изометрическое упражнение удержание штанги весом 30% от максимального до отказа.

Во всех случаях для юных волейболистов 12-14 лет рекомендуется планировать следующую нагрузку: изометрические упражнения - 3 подхода к отягощению в 30% от максимального, удерживаемого до отказа без задержки дыхания. Альтернативное динамическое упражнение делается с весом штанги в 60% от максимального, 5 подходов по 6 подъемов в каждом из них.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом