ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АНТИЧНОГО МИРА

Экономическая мысль и взгляды на государство и право цивилизаций Древнего Востока

Хозяйственные отношения между людьми существуют столько лет, сколько существует человеческое общество. Мир хозяйства не мог не стать предметом размышлений древних правителей, філософів. их идеи закреплялись в книгах разных религий, трактатах, сводах законов, нормах жизни.

Памятники экономической и правовой мысли Древнего Востока - это, как правило, свод законов и произведения искусства управления государством. Примером источников экономической мысли Древнего Востока памятники древнеегипетской мысли такие как сборник "Поучение Птахотепа" (XXVII в. до н.э.), "Поучение фараона Аменемхета И своему сыну" (XXVI в. до н.э.), "Книга мертвых" (XXV в. до н.э.), "Тексты пирамид", "Книга прохождения вечности", "Книга дыхание", "Наставления гераклеопольського царя своему сыну Мерикара" (XXII в. до н.э.), "Пророчення Іпусера" (XVIII в. до н.э.), "Пророчество Неферті", "Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Піопі" (XX в. до н.э.), "Аннати Тутмоса III", "Папирус Вільбура" (XII в. до н.э.) т.д. Через все эти произведения проходит идея о божественной сущности власти и закона, их небесное происхождение и соответствие божьим наставлениям. Рекомендовалось соблюдать справедливой поведения и выполнения законов. Бог предстает при этом как верховный правитель и главный судья, он влияет на процессы, происходящие в обществе. Учение о государстве и праве в Древнем Египте и Месопотамии неотделимо от мифологии как первой формы общественного сознания. Именно миф был на то время универсальным средством объяснения достигнутого уровня познания. Деспотическая форма государственного правления, морально-этическая мировоззренческая традиция и мифологическое сознание обусловили характерные черты политико-правовых взглядов в странах Древнего Востока.

Политическим строем Древнего Египта была восточная деспотия во главе с обоготвореним фараоном, что опирался на военно-бюрократический аппарат. В целом общество было представлено в виде пирамиды: верх пирамиды - боги и фараоны, середина - жрецы, знать и чиновники, а низ пирамиды - народ. В Египте фараона контролировали жрецы. В "Поучении Аменемопе" (X-IX вв. до н.э.) политико-правовая идея направлена на умеренность и осторожность действий фараона в государственных делах. С целью избежания конфликтов и чрезмерного использования власти в своих интересах рекомендовалось уменьшить ограбления бедных и не применять силу к слабым.

Памятники египетской письменности отражают экономические взгляды древнеегипетского общества в процессе его эволюции. Важной составляющей этих взглядов было обоснование и оправдание строгого учета материальных и человеческих ресурсов. Для этого периодически проводились переписи населения, составлялись земельные кадастры, учитывалась количество скота и других материальных ресурсов. Административно-хозяйственные документы, характеризующие организацию и управление государственным хозяйством, организации труда ремесленников и земледельцев. Ценным с учетом этого документом является "Цапірус Вільбура", в котором в сжатой форме отражены результаты осмотра и измерения государственным (царско-храмовых) земель в Среднем Египте. Сложная организация царско-храмового хозяйства была причиной того, что в центре внимания древнеегипетской литературы были вопросы управления. "Поучения гераклеопольського царя своему сыну Мерикара" дает представление о политические и экономические функции фараона - главы государства, об классовый характер древнеегипетской власти. В "Поучении Ахтоя..." не только обобщается жизненный опыт, но и описывается социальная структура Древнего Египта, а также дается перечень занятий древних египтян, что свидетельствует тогдашний уровень разделения труда. Также этот документ обучает будущих чиновников правил поведения с руководителями, коллегами, подчиненными, друзьями и родными. То есть, это своеобразный "пособие" для молодых карьеристов , которые стремятся занять высокие места в иерархии государственной системы управления. Итак, "Поучение Ахтоя..." - это не только обобщение жизненной мудрости, но и описание социальной организации Древнего Египта.

Критическая оценка стихийного, неуправляемого роста масштабов долгового рабства и ростовщичества, описание распада централизованной системы управления, хищения налоговых деклараций, уничтожение свитков законов судебной палаты представлены в "Пророченнях Іпусера" и "Пророчествах Неферті". В этих произведениях обстоювалась идея централизма, единства древнеегипетского государства как залог порядка в стране и стабильных доходов чиновников государственного аппарата.

Одним из древнейших центров человеческой цивилизации была Месопотамия (Двуречье). В отличие от Древнего Египта, в государствах этого региона сравнительно быстро развивались частная собственность и товарно-денежные отношения, усиливалось социальное расслоение общества. Государство пыталось с помощью законодательства регулировать экономическую деятельность населения и регламентировать частноправовые отношения. Все отчетливее развивалась частная собственность и предпринимательство, начался процесс постепенного отделения власти от собственности. Известной достопримечательностью экономической и политической мысли является "Кодекс законов старовавилонського царя Хаммурапи" (XVIII в. до н.э.), который отражал развитие частнособственнических отношений, товарно-денежного обращения и искусства государственного управления. Известно, что всех законов было 282, но до нас дошло только 247. Фактически закреплены в Кодексе правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, связывая их с правовой и экономической ответственностью. Так, например, попытка захватить частную собственность терпела рабством; за долги глава семьи мог продать в рабство на три года жену, сына или дочь с последующим погашением долга; государством были "упорядоченные" масштабы ростовщичества: предел денежной ссуды не должна превышать 20 %, а натуральной займа - 33 %. Законы Хаммурапи свидетельствуют о развитость экономических отношений и соответствующее экономическое мышление, в системе которого отражен широкий спектр процессов и явлений хозяйственной действительности.

Во время правления Хаммурапи частная собственность достигла значительного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: царские, храмовые, общинные, частные земли. В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли. Размер арендной платы поля равнялся трети урожая с этой земли. Аренда была краткосрочной. На долгий срок отдавались лишь неосвоенные земли.

Кроме аренды земли кодекс регулировал аренду имущества: помещений, кораблей, домашних животных, повозок, рабов. Законы устанавливали не только размер арендной платы, но и ответственность за порчу вещей нанятого имущества.

Основной мотив "Кодекс законов Хаммурапи" - остановить разорение самостоятельных производителей, защитить их частную собственность, ограничить произвол ростовщиков, отрегулировать трудовые отношения, узаконить аренду земли и наемный труд.

Законодательство Старовавилонського царства, в частности, законы Хаммурапи, имело большое влияние на экономическую мысль других стран Средней Азии (Хеттское общество, Ассирия). Постепенно экономические отношения и экономические представления усложнялись, о чем свидетельствуют средне-ассирийские законы.

В период Нововавилонского царства (626-539 гг. до н.э.) развивались товарно-денежные отношения, возникали "деловые дома", что играли роль первых банков. Они принимали вклады и выдавали ссуду. Против ростовщичества и высоких процентов направлено содержание памятников Израильско-иудейского царства. Об этом свидетельствуют "Тора" и "Библия или Книга Священного писания Ветхого и Нового завета".

На территории древних персов существовала империя Мидия. Начиная с VIII в. до н.э. взгляды на государство, общественный порядок, законы и справедливость существенно меняются. Началом изменений стало распространение в Персии, а впоследствии в странах ближнего Востока, учение Заратустры - автора знаменитой "Авесты". Общественный порядок он рассматривал как борьбу двух противоположных сил: Добра (царства светлого божества) и Зла (царства темного божества). Целью человеческого существования на Земле есть Добро. Именно государство помогает Добрую достичь его благородной цели. Заратустра, призывая всех к взаимной любви, всепрощения, мира и согласия, учил, что государство призвано воплощать добро небесного царства, а правитель обязан заботиться об обездоленных и бороться со злом. Заратустра сделал попытку определить сущность и функции власти. Постепенно его политико-правовое учение распространилось в странах Ближнего Востока, Азии и Индии.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание