Экономическая мысль и становление взглядов на государство и право в Украине раннего периода Средневековья

Формирование системы государственно-правовых взглядов раннефеодальной Киевской Руси произошло под влиянием политических, экономических и религиозных факторов. Среди них мероприятия по укреплению государственного суверенитета, развития отношений и торговли с другими странами, введение христианства, возникновение первого источника права - "Русской Правды", ознакомление с произведениями античных философов.

Экономическая мысль средневековья отражена в главных документах и выдающихся памятниках Киевской Руси, в "Русской правде", которая состояла из трех частей: первая часть "Правда Ярослава" появилась в 30-х годах XI в., вторая - "Правда Ярославичей" - в 1072 г., третья - "Устав" князя Владимира Мономаха, был написан в 1113 г. В этих документах описывается народное хозяйство, которое базировалось на земледелии и скотоводстве; высокий уровень развития сельскохозяйственной культуры; феодальное землевладение.

В "Правде Ярослава" провозглашалась неприкосновенность собственности феодалов, а также юридическое закрепление расслоения общества. "Правда Ярославичей"" содержит положения об охране земельной собственности, охрана и порядок обеспечения имущественных интересов кредитора, анализируются процессы феодализации. "Устав" дает достаточно четкое представление о системе денежных единиц. Основой этой системы была гривна, которая выявила тенденцию стать всеобщим мерилом стоимости и играла ведущую роль в штрафной шкале. "Устав" также определяет условия преобразования покупок в холопов и наоборот. В целом "Русская правда" - это правовой кодекс всей страны, источник познания государственного и хозяйственного развития Древней Руси. Самой примечательной чертой этого кодифицированного сборника обычного права является отсутствие смертной казни, телесных наказаний, причинения увечья. Особенно много статей "Русской Правды" защищают честь и достоинство человека. "Русская Правда" положила начало формированию института права и сутки формирования правосознания русичей.

Важное значение имели также введение христианства и распространение письменности, благодаря которым становятся известны и начинают использоваться нормы канонического и східноримського права, политические традиции Византии.

Первой достопримечательностью государственно-правовой мысли Киевской Руси было "Слово о Законе и Благодати" первого киевского митрополита Иллариона (1049). Общественный прогресс, по мнению мыслителя, происходит благодаря изменению принципов религии. Он противопоставлял два этапа развития человечества: эпоху Ветхого Завета и эпоху Нового Завета. Эти этапы последовательно сменяют друг друга в процессе исторического развития человечества. Соотношение Ветхого и Нового Заветов, закона и благодати он использовал для толкования социальной проблемы, связанной прежде всего с вопросом о месте отдельных народов в мировой истории.

К основным положениям учения Иллариона относят:

- утверждение равенства между всеми народами и равенства всех людей перед Богом;

- провозглашение независимости и самобытности как Киевской Руси, так и других стран;

- изложение патриотической концепции всемирной истории, в которой почетное место отводится Киевской Руси, предсказания великого будущего Древнерусском государстве;

- сведение истории государственности в истории великих самодержавців, прославление тех князей, которые заботились о единство и мощь государства (предлагал признать Владимира святым, что будет способствовать повышению авторитета и независимости государства);

- защита идей единовластие, что является основой единства, прочности и территориальной целостности государства;

- определение взаимоотношений церкви и государства: церковь должна служить государству и правителю, способствовать консолидации страны, стоять на страже общегосударственного централизма;

- определение основных черт и политической программы верховной власти, ее социальной направленности.

Идея централизации государственной власти нашла свое отражение в "Слове о полку Игореве" (1187), в котором осуждается принцип "уделов" как первопричина ссор и междоусобиц князей, для которых собственная слава дороже за благо Отечества. Автор "Слова..." первым на Руси высказал мысль о возникновении государства на основе общественного договора между князем и народами.

Идея единовластие в государстве нашла отражение в еще одном памятнике Киевской Руси - "Моление Даниила Заточеника", которое появилось в XII-XIII вв. Автор осуждал феодальные войны, советует князю укреплять войско, что должно стать залогом дееспособности власти в борьбе как с внешними врагами, так и теми, кто творит беззаконие, проводит мысль, что народ - источник княжеского богатства и могущества. Таким образом, в "Молении" изложены советы князю, как уравновесить власть, сделать ее стабильной и незыблемой. В то же время в "Молении" затронуты проблемы социального неравенства и несправедливости в обществе. Бедность и богатство сказываются на моральном и этическом поведении людей. Его беспокоит проблема зависимости холопов от боярской власти, которая обезличивает человека. Вместе с тем он осуждает своеволие князей и бояр, которые угрожали имуществу и жизни свободных людей.

Надлежащий вклад в развитие экономической мысли Украины сделано так называемой полемической литературой, которая возникла в 80-е годы XVI в. в ходе борьбы против унии и католицизма. Выдающейся личностью в общественно-политической, философской и экономической мысли XVI в. предстает украинский и польский публицист, историк, философ, писатель-гуманист Станислав Ореховский-Роксолан (1513-1566). В трудах "О естественное право", "Наставление королю польскому Сигизмунду-Августу", "Крещение у русинов", "Хроники польские", "Полития королевства Польского" обосновал идею естественного права и затронул вопросы разделения властей, подчеркивая, что стабильной государство будет лишь при условии соблюдения священного права. С. Ореховский высказывает интересные соображения о происхождении государства, формы государственного управления, его иерархию и их роль в общественном прогрессе.

Идеи общественного прогресса занимают значительное место в общественно-политической и экономической мысли того времени. Основой развития государства, его процветания Ореховский называет воспитание граждан, которое не возможно без образования. Естественное право Ореховский признает выше человеческие законы. Законы природы является мерой человеческой свободы. Роль разделения труда в общественной жизни он рассматривает в двух аспектах - как фактор, способствующий, с одной стороны, повышению благосостояния "общества", а с другой - единства общины. С.Оріховський выступает против высоких налогов, замечает тенденцию роста цен, в частности на недвижимость, однако объясняет эту тенденцию не столько экономическими причинами, сколько моральными. Также он выступает против наследственной монархии, поскольку ни один человек, по его мнению, не рождается королем.

Выдающимся украинским мыслителем-полемистом, ведущим деятелем антиуниатского и антикатолическому движения в Украине был Иван Вышенский (1545/50 - 20-е годы XVII в.). В отличие от других полемистов Иван Вышенский попытался очертить определенный общественно-политический идеал, воплотив его в концепцию "истинную церковь". ее основными аспектами были:

- идея соборности церкви (общества), где все люди равны перед Богом;

- принцип соборности является залогом равенства людей в церковно-религиозной и общественно-политической жизни;

- доминирование духовной власти над светской;

- общественный идеал И. Вышенского не содержал ортодоксального католицизма, обличал узурпацию папой, римским правом абсолютной власти в религиозной сфере.

Произведения Ивана Вишенского делают акцент на проблемах социального равенства, поскольку имущественно-социальное неравенство людей происходит не от природы и не от Бога, а от земных несправедливостей; показывают основные формы присвоения продукта труда крестьян и ремесленников панами, шляхтой, духовенством, торговцами. Иван Вышенский критиковал феодально-крепостнический строй, осуждал фільваркову систему (превращения феодальных поместий на коммерчески ориентированные хозяйства), которая приводила к усилению эксплуатации крестьянства. Полемист ставит вопрос о социальной справедливости и предопределяет его судом и правдой, то есть законными гарантиями, которые отсутствовали в Речи Посполитой. Он выступает против тирании и порабощения народов, отвергает практику насильственных методов изменения форм правления, которые осуществляются ради утверждения справедливости, равенства и свободы.

Полемические произведения украинских публицистов оказали существенное влияние на развитие общественной мысли и формирования национального самосознания украинского народа.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание