Экономические и политические учения античной Греции

В первой половине i тысячелетия до н.э. в мировой истории начинается новый период назван как античный, который касается истории культуры древних греков и римлян. Историческим условием возникновения учения античного мира была замкнутость хозяйственных связей рамками рабовладельческого поместья. Становление рабовладельческих государств в античном мире проходит как результат распада первобытного строя. Экономической основой античного способа производства, который существовал в форме полисного хозяйства, была община, а затем и частная собственность на землю, труд свободных крестьян и ремесленников с использованием труда рабов, которые находились в частной собственности. Утверждение общественно-политических отношений, которые объективно сложились в Древней Греции, сопровождалось правотворческой деятельностью. Основной формой правотворчества был положительный закон (писаный закон), лишенный какой-либо мистической или религиозной оболочки.

История развития государственно-правовой мысли Древней Греции прошла три периода, которые отвечают развития государственности Древней Греции и развития античной греческой философии. Ранний период (IX - VI вв. до н.э.) - период становления древнегреческой государственности, формируются философские, политические подходы к проблемам государства и права в трудах Гомера, Гесиода, Пифагора, Гераклита. Время расцвета политической философии и античного полиса (V - первая половина IV в. до н.э.), когда возникает патриархальная теория Государства Аристотеля, развивается политико-правовая мысль Демокрита, софистов, Сократа, Платона. Эпоха позднего эллинизма (вторая половина IV-II в. до н.э.) - начало упадка древнегреческой государственности, завоевание полисов Македонией и Римом, деятельность римских юристов.

В целом государственно-правовая мысль Античного мира развивалась от мифологических представлений (Гомер и Гесиод) до философских взглядов (Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистической интерпретации (софисты), логически-понятийного анализа (Сократ и Платон), эмпирически-научного (Аристотель) и историко-политического исследования (Полибий) государства и права.

Первую попытку рационализировать представления о нравственно-правовом порядке в человеческих отношениях находим в поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея" и Гесиода "Теогония", "Труды и дни". Они пытались выяснить соотношение свободы воли и правового порядка. Под свободой древние греки понимали демократическое самоуправление городов. Согласно представлениям Гомера и Гесиода состояние надлежащего правопорядка обществу в Древней Греции обеспечивалась гармоничным сочетанием обычаев с принципами всеобъемлющей справедливости.

преобразования общественных и политико-правовых порядков в VI-V вв. до н.э. выступил Пифагор (ок. 570-500 гг. до н.э.) и его последователи. Пифагор отстаивал аристократические идеалы правления "лучших" и резко критиковал демократию. Пифагорейцы крайне отрицательно относились к демократии, критикуя ее за чрезмерную свободу, что влечет за собой хаос и приводит к потере свободы для полиса. Из творчества пифагорейцев, в частности, Гіпподама (вторая половина V в. до н.э.) началась разработка концепции идеального государства. Он предлагал все общество разделить на три группы: ремесленников, ратаев, воинов. Все граждане должны участвовать в управлении государственными делами, в формировании представительных органов власти, принятии законов. В своем проекте идеального государства мыслитель предпринял попытку определить право собственности на землю и законодательно урегулировать эти отношения. Для этого территория государства делилась на три части: первая - священная, доходы от нее предлагал направлять на религиозная потребности; вторая - используется для общественных нужд, для покрытия военных расходов; третья - это частная собственность.

Сторонником идеи правления просвещенной аристократии выступил Гераклит (ок. 530-470 гг. до н.э.), который не одобрял порядке демократического принятия законов. Автор произведения "природу". Социально-политическое неравенство Гераклит оправдывает, поскольку она неизбежна, правомерная и справедливая в результате общей борьбы. Все в мире находится в постоянном движении, изменении, борьбе и обновлении: "нельзя дважды войти в ту же реку, поскольку все течет, все изменяется". Первоисточником человеческих законов он считал божественный закон (логос), а потому жизнь в полисе и его законы должны были бы соответствовать ему. Существование государства без законов невозможно, они упорядочивают общественную жизнь граждан, поэтому люди должны отстаивать законы как свои стены.

Представление о экономическую мысль Древней Греции классического рабовладельческого периода дает экономическая программа Перикла (ок. 490 - 429 гг. до н.э.), который был первым стратегом и руководителем афинского государства в 444-429 гг. до н.э. Перикл ликвидировал имущественный ценз ввел плату за государственную и военную службу, ввел общественные работы, которые давали заработок бедным, создавал клерухии (военно-земледельческие поселения) и колонии, поощрял торговлю и ремесло.

Первым из греческих философов, кто не признавал в жизни человека присутствия высших сил был Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.). По Демократом, государство - это общее благо и справедливость. Интересы государства должны быть на первом плане, а потом граждане. Для сохранения государства необходимы единство и взаимопомощь всех граждан. Демокрит защищает демократию, хотя отдает предпочтение аристократии. Он защищал частную собственность, оправдывал рабство, но был против чрезмерного роста землевладения и неограниченного накопления денег.

Вторая половина V в. до н.э. - расцвет рабовладельческой демократии, центром которой стали Афины. Расцвет демократических процессов нуждался образования, распространение которой взяли на себя софисты (от греч. 8оіс" - мудрый). Они обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде, в народном собрании. Среди софистов старшего поколения выделяют Протагора, Гиппия, Георгия, а младшего - Ликофрон, Каллікла, Антіфонта, Крітія, Фрасімаха. Правовые взгляды софистов не были едины, они отличались своим отношением к позитивного и естественного права (табл. 2.1).

Таблица 2.1. ГРУППЫ СОФИСТОВ ЗА ПРАВОВЫМИ ВЗГЛЯДАМИ

Софисты

Правовые взгляды

Протагор, Георгий

Признавали исключительную ценность позитивного права, права созданного людьми

Гиппий, Антіфонт, Алкідам, Ликофрон

Противопоставляли позитивное право естественному праву, определяли два источника права - соглашения людей и природа

Каллікл, Фрасімах

Критика позитивного права сопровождалась объяснением его социального назначения

Протагор (ок. 490-420 гг. до н.э.) выдвинул учение об относительности знаний и наших представлений о добре и зле. Закон сменный и очень условный продукт человеческого творчества - политического искусства. Протагор квалифицировал свое учение как "политическое искусство", овладев которым становятся гибкими и ловкими в политической жизни.

Гиппий (460-400 гг. до н.э.) первым из софистов противопоставлял природу и закон, т.е. естественное право и позитивное право. Естественное право - это право свободного самоопределения человека в соответствии с требованиями природы. Естественное право является справедливостью. Позитивное право - это писаный закон, который заставляет придерживаться условных, искусственно созданных требований, поэтому отрицает справедливость.

Георгий (ок. 480-380 гг. до н.э.) подчеркивал, что одним из величайших достижений человеческой культуры есть писаные законы. Он выдвинул мысль об условности и относительности наших моральных оценок, которые рассматривал в области права: позитивный закон есть условный продукт государственной власти, которая устанавливает свои правила, не считаясь с тем, что соответствует природе.

Среди софистов сторонников идеи естественного равенства людей был Ликофрон, который утверждал, что естественное право - это индивидуальные права человека. Гарантом естественного права является соглашение между людьми о создании государства. Итак, он впервые среди античных философов сформулировал идею общественного договора, то есть Ликофрон впервые в истории государственно-правовой мысли выразил идею правового закона, который воплощает принципы естественного права.

политико-правовой концепцией представителя младшего поколения софистов Фрасімаха (II пол. В в. до н.э.), в каждом государстве силу имеет тот, кто находится при власти. Сила является базисом закона и залогом господства при любой форме правления.

В первой половине IV в. до н.э. софистика как движение сторонников демократии вырождается, а софисты остаются только учителями риторики, логики, словесных баталий и поверхностной философии.

С софистами резко полемизировал Сократ (ок. 469-399 гг. до н.э.), который был принципиальным сторонником законности. Сократ критиковал афинскую демократию, главным недостатком которой видел в некомпетентности должностных лиц, а идеалом считал аристократию. Принцип законности Сократ использовал как базисный критерий для классификации и характеристики различных форм государственного устройства и правления. Политическая свобода человека, по мнению Сократа, возможна только в случае господства в государстве законов, которые отвечают требованиям разума и справедливости. Сократ первым в истории государственно-правовой мысли сформулировал концепцию договорных отношений между государственной и гражданами, заложив моральные устои практической политики и права. Всю экономическую деятельность философ связывал с моральными добродетелями, поскольку для того, чтобы разбогатеть, нужны энергия, настойчивость, а для того, чтобы сохранить богатство - сдержанность. Он осуждал стремление к наживе, советовал быть бережливым и довольствоваться малым.

Развитие товарно-денежных и кредитных отношений способствовал выделению прослойки богатых дельцов, которые наживали огромные богатства, имели сотни и тысячи рабов. их экономические интересы выходили за рамки полисного хозяйства. Расцвет экономической жизни Греции сопровождался обострением социальных конфликтов и внутренних противоречий в полисах.

Именно в период кризиса полисного хозяйства древнегреческий экономическая мысль достигла наивысшего уровня своего развития. Представителями экономической мысли Античного мира были Ксенофонт (430 г. до н.э. - 355 г. до н.э.) - исследовал проблемы рационального хозяйствования и законы ведения домашнего хозяйства, Платон (427 г. до н.э. - 347 г. до н.э.) - создал модель "идеального" государственного устройства, заложив в ее основу принцип естественного разделения труда и имущественного равенства, Аристотель (384-322 г. до н.э.) - экономическую науку поделил на две функциональные разновидности:

- экономика - наука о хозяйственной деятельность, связанная с производством потребительных стоимостей в народном хозяйстве;

- хрематистик - наука о деятельности, нацелена на накопление богатства в денежной форме (табл. 2.2).

Таблица 2.2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Ксенофонт

"Домоводство", "Кіропедія", "доходы"

Платон "Государство", "Политика", "Законы"

Аристотель "Политика", "Этика", "Афинская полития", "Никомахова этика"

Анализирует процессы разделения труда и их влияние на доходность домашнего хозяйства; впервые проанализировал разделение труда как экономическую категорию, определив потребность в специализации производителей на изготовлении определенных предметов; раскрыл противоположность физического и умственного труда; указал на различие между потребительной и меновой стоимостью товара

Разделение труда объективно объединяет людей в государство, а недостаток государства - постоянная борьба граждан за материальные интересы; впервые выделил полноценные и неполноценные деньги; осуждает торговлю, ростовщичество, кредит, денежные доходы

Устанавливает двойственную природу товара; проводит разницу между движением денег как денег (Т-д-Т) и денег как капитала (д - Т-Г); выделил функции денег: меры стоимости, средства обращения, средства накопления сокровищ; признавал, что общество развивается по природным законам (закон господства и подчинения); собственность на землю подразделяется на государственную и частную

Древнегреческий мыслитель, военачальник и государственный деятель Ксенофонт Афинский осуждал политический и экономический строй Афин, восхищаясь порядками аграрной Спарты и законами Ликурга, которые ограничивали развитие товарно-денежных отношений. Ксенофонт считал, что выход из экономического кризиса того периода был в улучшении ведения натурального рабовладельческого хозяйства, привлечении к полису иностранцев и взыскание с них налогов, что обогатит государственную казну, расширении добычи серебра и продажу государством рабов.

Свои экономические взгляды Ксенофон изложил в труде "Домоводство", в которой дал определение "економікос" - науки об управлении натуральным хозяйством. Основной сферой экономики Ксенофон считал сельское хозяйство, при этом развитие земледелия определяет состояние остального производства. Он пренебрежительно относился к ремеслу, торговле, ростовщичеству, физического труда.

Роль государства в экономическом развитии проанализирована Ксенофонтом в труде "доходы". В работе определены пути пополнения государственной казны за счет развития внешней торговли (построения государственных торговых судов и сдачи их в аренду частным лицам); использование серебряных рудников - главного природного богатства Афин. Использоваться государственная казна должна для поддержки полноправных граждан полиса.

Деньги Ксенофон рассматривал как средство обращения товаров и средство накопления, при этом настоящими деньгами считал лишь серебро, которое не подвергается, в отличие от золота, влияния рыночных колебаний.

Платон продолжил развивать государственно-правовую философскую идею Сократа, который изложил свое понимание государства, положив начало философско-политическую теорию города-государства (полиса). Залогом единства и гармонии полиса является справедливость, которая заключается в равенстве всех граждан перед государством и честном исполнении обязанностей в соответствии с социальным статусом - правителя, воина, добытчика. Идеальное государство - это справедливое правление "лучших". Вводя идею идеального государства Платон показал путь эволюции государства от совершенных до "искривленных" форм, при этом каждая следующая форма государства возникает в ответ на появление новых ценностей, как правило, менее стоимостных, которые овладевают общество. Среди форм государственного устройства Платон выделяет: Аристократию, Тимократию (форма государства, в котором господствует яростный дух и такое государство будет вечно воевать), Олигархию, Демократию, Тиранию (рис. 2.3).

Формы государственного устройства по Платону

Рис. 2.2. в Формы государственного устройства по Платону

Анализируя положительные и отрицательные аспекты различных форм государства, Платон предпочитает царской власти и власти аристократии, которые наиболее оптимально соответствуют целям полисной общины - жить в гармонии, обеспечивая условия для лучшей жизни.

Взяв за критерий идеальное государство, Платон разработал классификацию типов государства по формам правления, разделив их на государства с законами и государства без законов.

Правление одного лица - это монархия и тирания, при этом монархия - законная власть, а тирания - противозаконна. Правление нескольких лиц - это аристократия (законная власть) и олигархия (власть противозаконна). Власть народа - это демократия. Платон демократию делил на умеренно законную и крайнюю противозаконную.

Разочаровавшись "преимущества" афинской демократии, Платон в диалоге "Законы" пытается решить проблему возможности и целесообразности создания смешанной государства и проблему ведущей роли законодателя в государстве. Смешанная государство должно соединить преимущества демократии и монархии: демократических принципов свободы и разделения власти и принципов правления мудрого правительства, что подчиняется закону.

Платон создал социально-политическую модель общества, которая выражается формулой: правитель - воин - рабы. Таким образом, он создал модель тоталитарного государства, в которой рабство понимается не только в физическом, но и в духовном аспекте.

Известный мыслитель античной Греции Аристотель в своей политической философии отошел от схемы идеального государства и поставил целью создать идеал государства. Взгляды Аристотеля на государство и право, соотношение политики и морали, закона и справедливости изложенные в трактатах "Политика", "Афинская полития", "Никомахова этика".

Аристотель разработал концепцию природы, которая оказалась итогом исследования политики как эмпирической и умозрительной науки. По мнению мыслителя, государство - это тип общества, что является союзом непохожих личностей, которые объединяются ради общего блага, удовлетворяя собственные потребности через обмен товаров и услуг, то есть государство - продукт естественного развития, высшая форма общения. По Аристотелю, государство возникает путем эволюции природных форм человеческого бытия. Первой формой является семья. Из объединения нескольких семей формируется община, а объединение нескольких поселений завершается формированием полиса (города-государства), что является высшей формой общественного бытия и в котором создаются все необходимые условия для цивилизованной жизни. По мнению мыслителя, главным признаком самодостаточного государства является верховенство закона как основы и условия гражданского согласия. Закон (писаное правило) является регулятором общественных отношений и не должен отрицать естественного права (обычаев), более того он является критерием справедливости в обществе. Все это есть в основе идеи конституционного правления. Аристотель выделил три основные признаки конституционного правления: во-первых, конституционное правление согласуется с интересами всех граждан; во-вторых, конституционное правление - это законное правление, которое внедряется на основании постановлений, обязательных как для правительственных исполнителей, так и для граждан; в-третьих, конституционное правление существует с добровольного согласия граждан чем отличается от деспотизма.

Аристотель отличает принципы конституционного и деспотического правления. Справедливыми конституционными государствами являются монархия, аристократия и умеренная демократия (полития). Деспотическими государствами являются тирания, олигархия и крайняя демократия (правление толпы). Лучшей самодостаточным государством, по мнению Аристотеля, является государство со смешанной формой правления, которая сочетает демократию и олигархию, при этом социальной основой такого государства является средний класс. Смешанную форму государства Аристотель назвал політією (конституционным правлением). Те виды государственного строя, которые тяготеют к демократии, называются політіями, а те, которые исповедуют олигархию - аристократіями.

Итак, Аристотель создал патриархальную теорию происхождения государства и морально-правовые принципы ее функционирования, которые отрицают любое насилие. Залогом самодостаточной государства является конституционное правление, которое вытекает из добровольного согласия граждан.

С середины IV в. до н.э. греческие полисы начинают терять свою независимость и ведущую роль в античном мире, что было обусловлено внутренними политическими потрясениями и влиянием завоеваний Александра Македонского. Именно в это время начинает формироваться третий период развития политико-правовых и экономических учений, хронологически это совпадает с эпохой так называемого эллинизма и становлением феодально-средневекового общества. В этот период выделяются три философские направления: стоицизм (Полибий), епікуреїзм (Лукреций), эклектизм (Цицерон).

Наиболее ярким представителем этого периода был Эпикур (341 - 270 гг. до н.э.), основатель философской школы в Афинах (360 г. до н.э.). По мнению Эпикура и его учеников (эпикурейцев) природа человека користолюбива. В обществе не существует никаких других добродетелей и ценностей кроме стремления комфорта и счастья. Справедливость не существует сама по себе, она охраняется законом, а закон является формой утверждения справедливости в обществе. Эпикур отстаивал рабовладельческое демократию. Он считал, что законы и государство существуют не естественно, а установленные. Эпикур был противником крайней демократии, выступая за умеренную.

Римский эпикуреец, философ и поэт Тит Лукреций Кар (ок. 99 - 55 гг. до н.э.), автор поэмы "О природе вещей" все формы общественной жизни связывал исключительно с разумом человека, отрицая вмешательство в жизнь общества сверхъестественных сил или божественного разума. Согласно учению Лукреция Кара, государство и законы - это результат естественной творчества людей, которые действуют в условиях определенной физической среды.

Эпикурейцы первыми начали теорию возникновения и развития социальных институтов на материалистических началах.

Первыми, кто возразил полис с его государственно-правовыми институтами, были стоики. Стоики выступили против политико-правовых учений Эпикура. Основателем стоицизма считается З Китійський (336-264 гг. до н.э.). Стоицизм как философское течение просуществовало с III в. до н.э. до II в. н.э. и объясняла мир в саморазвитии, как живое, разумное существо, а также положила начало римскую юриспруденцию.

Стоики поддерживали учение Платона и Аристотеля. Людей стоики рассматривали как граждан единой мировой державы космополіту, а отдельного индивида - граждан полиса. Таким образом, стоики начали теорию мирового государства и теорию естественного права. Идеалом стоиков была царская власть - правление мудрейшего. Они выступали против семьи, индивидуального брака, за общность жен, а также против судов, храмов, школ, торговли, денег. Отстаивали лучший государственный строй, смесь демократии, царской власти и аристократии.

Под влиянием стоиков сформировалась политико-правовая концепция Полибия (200-120 гг. до н.э.), сторонник римского государственного устройства. Всю историю Рима он изложил в сорока книгах "Истории". Развитие общества трактуется им как бесконечное движение по кругу, в ходе которого формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются (рис. 2.3).

Последовательная смена шести форм государства по Полібієм

Рис. 2.3. в Последовательная смена шести форм государства по Полібієм

Таблица 2.3. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ПРЕДЛОЖЕНА ПОЛІВІЄМ

Число правящих

Правильная форма правления

Неправильная форма правления

Правления одного

Монархия

Тирания

Правитель получает добровольную поддержку своих подданных

Устанавливается силой, держится на страхе перед правителями.

Правление немногих

Аристократия

Олигархия

Управление по выборным принципом справедливыми и разумными правителями

Отсутствие выборности, пользу правителей

Правление большинства

Демократия

Охлократия

Преимущество мнения большинства. Уважение законов, бога, родителей, старших

Демократическое правление без опоры на закон

Развитие государства возвращается к своему началу и, повторяясь, проходит через те же варианты. Преодолеть круговорот этих шести форм государства способен только мудрый законодатель. Таким образом, Полівій создал теорию цикличности форм государства.

самой Совершенной формой правления является смешанная форма правления, что создает баланс политических сил (у Аристотеля - это баланс социальных классов). Эта форма сочетает царскую, аристократическую и демократическую форму правления.

Таким образом, античная политико-правовая идеология Древней Греции внесла большой вклад в развитие и разработку теоретических проблем относительно государства, гражданских прав и свобод, экономики и права в целом.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание