Экономические и политические взгляды канонистов

Особенностью экономической мысли раннего и позднего канонізму было то, что в период зарождения средневековья осуждалось ростовщичество, торговая прибыль, которые рассматривались как результат нечестного обмена и присвоения чужого труда. Раннее средневековье характеризовалось регрессом духовной культуры, ростом натурализации экономики, ослаблением связей между государствами, упадком ремесла, ведущей идеологией становится христианство. Источником изучения экономической мысли раннего средневековья являются документы Франкского королевства, которое образовалось на территории Европы в V-IX вв. (Бельгия, Нидерланды, Франция, Германия, Швейцария, Италия): "Салическая правда" - сборник законов салических (Северных) франков (V-VI вв.); "Капитулярий о виллах" Карла Великого (начало IX в.). В "Салічній правде" определялось равное право сельских общин на землю, равенство всех свободных франков перед законом, разграничение движимого и недвижимого имущества. "Капитулярий о виллах" дает представление об экономической политике феодального государства (хозяйство имело натуральный характер), признается монопольное право феодалов на земельную собственность, определяется обязательная уплата оброка в натуральной форме владельцу земли.

В XII в. появилась школа кантонистов, предметом исследования которых были папские декреты и буллы, решения церковных соборов, высказывания отцов церкви, а также положения Библии. Кантоністи переняли учений Древнего Рима естественно-правовые концепции, естественное право ними отождествлялось с божественным законом, изложенным в Священном писании, а источником позитивного (человеческого) права считали лишь обычай.

С XII в. истории известный первый свод канонического права "Кодекс Грациана", автором которого был монах Грациан. В его положениях и комментариях репродукувалась идея о первичности церковной власти, ее полномочия осуществлять юрисдикцию не только в сфере морально-религиозных отношений, а также в отношениях светского характера.

В 1159 году появился политико-правовой трактат историка и юриста, епископа Шартарського Иоанна Солсберійського (1115/1120-1180) (переводится как "соавторство"), в котором утверждалось, что подданные согласно с волей Бога наделяют властью князя, который в своей деятельности подчинен божественным законам и получает от церкви меч (право силы).

Иоанн Солсберійський пытался собрать все, что было сделано предшественниками в области теологии, схоластики, юриспруденции, преподавании римского права, взглядов средневековых юристов и свести к одной теории по проблемам государства, права и власти. Сквозь всю его политико-правовую и религиозную концепцию проходит идея, что церковь имеет право вмешиваться в дела государства при формировании государственных органов.

Для аргументации теоретических выводов Иоанн широко использует эмпирические данные. Иоанн Солсберійський впервые применил термин "принцепс" (царь) для определения главы государства. Суть главы государства он определял как публичную власть, которая действует на определенной территории. Иоанн Солсберійський различал два типа государей: первые правили согласно закону, праву и справедливости, а также принципу "блага"; другие правили исключительно силой, преследуя лишь свои цели, они были тиранами. Иоанн Солсберійський впервые ввел в европейскую мнению органическую теорию светского политического строя.

"Поликрат" Иоанна Солсберійського опередил как теорию нового времени о божественных правах королей, так и противоположное учение о праве народа на снятие владыки-тирана.

Представителем позднего канонізму был Фома Аквинский (Фома Аквітан) (1225-1274), канонизирован католической церковью в 1323 году. Его основные труды - "Сумма теологии", "Сумма истины католической веры против язычников", "О правления власть имущих", в которых раскрыл суть собственности, которая имеет двойную природу - управление и пользование; выводит теорию "справедливой цены". Частную собственность он не осуждает, но говорит о том, что каждый владелец должен помнить, что он является правителем того имущества, которое принадлежит всем. Владение собственностью обязывает к благотворительности, с одной стороны и к труду - с другой, т.е. частная собственность является незыблемой, выступает стимулом к труду, соответствует порядку сосуществования, устраняет противоречия между людьми.

Фома Аквинский выводит теорию "справедливой цены", а также впервые говорит о прибыли от торговли, как вознаграждение за риск предпринимателя. Деньги считает мерой жизни, признает две функции денег - мера стоимости и средство обращения. Оправдывает Ф.Аквінський ссудный процент, приравнивая его к снятию арендной платы за землю (ренты). Были разработаны юридические процедуры, благодаря которым процент за заем приравнивался к ренте с земли.

Отстаивая централизацию власти, Фома Аквинский признает социальную иерархию, а ее естественное основание видит в разделении труда, рассматривая частную собственность как необходимый институт человеческой жизни.

Он подверг тщательному анализу учения Аристотеля и использовал его в разработке христианской государственно-правовой концепции. Основой его взглядов на государство стало произведение Аристотеля "Политика". Теолог разделял мнение Аристотеля о том, что человек является политическим существом.

Фома Аквинский назвал формы государства в таком порядке: монархия, аристократия, полития (правит большинство в интересах общей пользы), тирания, олигархия, демократия. Монархия, по мнению теолога, является самой совершенной формой правления. По ряду признаков она является усталенішою и надежнее, чем другие формы, а также способной гарантировать счастливую жизнь.

Одним из таких признаков является то, что монархия по строению похожа на Вселенную сотворил Бог, и правит им, как и монарх в своих владениях.

Второй признак и преимущество монархии заключается в том, что она, как и человеческий организм, управляется одним центром - умом, а потому исключает споры между участниками правления, что идут по аристократии, олигархии и демократии. В то же время Фома Аквинский разделял монархию абсолютную и политическую. Последнюю теолог считал более прогрессивной, поскольку власть в ней регламентируется законом. В своем политико-правовом учении он пытался обосновать тезис о главенствовать в обществе духовной власти над светской.

Анализируя светскую власть, он пришел к выводу, что она состоит из трех аспектов: сущности власти, формы власти (происхождение) и использование власти.

Сущность власти, или ее первооснову, мыслитель рассматривал как установленный Богом порядок отношений господства и подчинения, в которых воля правителей вызывает движение подданных.

В отличие от сущности власти, ее происхождение не всегда совпадает с предписаниями Закона Божьего, поскольку завладеть властью люди могут благодаря омане или применению силы.

Третий аспект - использование светской власти. Здесь Фома Аквинский отметил, что в жизни имеет место злоупотребление властью, несправедливое ее использования, что тоже нарушает заветы Бога.

Ф. Аквинский, как и Аристотель, не разграничивает общество и государство. Согласно его учению, государство - это форма человеческого единства и сотрудничества, которая возникает в ответ на потребности природы и разума. Природа государства - это реализация законов провидения. Роль властителя в государстве философ сравнивал с ролью Бога в мире.

Политическим вкладом Ф. Аквинского в развитие государственно-правовой мысли является его классификация форм государства на основе критерия морального правления. Общество имеет целью общее благо. Учитывая это теолог разделяет правления на справедливое и несправедливое, а власть - политическую и деспотической.

Политическая власть - это соблюдение законов, забота светского правителя обороной страны, судопроизводством, устранением злоупотреблений, поддержанием мира в государстве. Это лучшая форма правления, которую контролирует церковь и крупные феодалы.

Деспотическая власть - это никем и ничем не ограниченное правление повелителя-деспота. Такое правление Ф.Аквінський однозначно осуждал, подчеркивая, что правитель должен руководствоваться требованиями божественной справедливости, соблюдать предписаний законов и требовать такого же поведения у подданных. Господство одного человека над другим не должно лишать подданного права на свободный нравственный выбор. Никто, даже раб, не обязан подчиняться деспоту. А потому сопротивление тирании, делает вывод философ, является не только правом, но и обязанностью подданных.

По мнению мыслителя, власть возникает в ответ на естественную необходимость удовлетворения потребностей человека. Она объединяет общество и помогает людям совершенствоваться морально, заботиться о душе и свое место среди людей.

Свою правовую концепцию Ф. Аквинский излагает с позиции категории справедливости. Право - это действие справедливости под углом зрения установленного божественного порядка человеческих взаимоотношений. Справедливость заключается в предоставлении каждому человеку того, что ей самой предстоит. Как и Аристотель, Фома Аквинский различал два вида справедливости: распределительную и сравнительную. Распределительная справедливость - это предоставление благ в соответствии с заслугами, а сравнительная - это действия на сравнение чего-либо. Соответственно этому существуют и виды права: если сравнение происходит по внутренней природой вещей, то это действие естественного права; если же сравниваются действия (то есть восстанавливается справедливость в обществе) за человеческой волей, то это положительное (человеческое) право.

Целесообразно подчеркнуть принципиально разных основах учений Аристотеля и Фомы Аквинского относительно понимания природы человека и справедливости (табл. 3.1).

Таблица 3.1. РАЗЛИЧИЯ В УЧЕНИИ АРИСТОТЕЛЯ И ФОМЫ АКВИНСКОГО.

Аристотель

Фома Аквинский

Понимание природы человека и естественного права

Человеческое поведение подчинено естественному праву, которое воплощает требования всеобъемлющей космической справедливости

Естественное право - это подчинение человека Богу и воплощение божественной справедливости

Трактовка государства

Государство есть "самодостаточной", то есть она способна обеспечить все условия, при которых возможен высокий уровень нравственного развития человека

Государство играет значительную роль в жизни общества, но справедливость на земле утверждается не благодаря светской власти (государству), власти церкви. Верховенство духовной власти над светской

Власть, считал Ф.Аквінський, приводит в действие законы государства. Они представляют собой специфические указания (предписания), которые не нарушают божественного порядка.

Философ различает вечный, естественный, божественный и человеческий законы, действие которых охватывает четыре уровня космической реальности, что есть "четырьмя формами Божественного разума" (рис. 3.1).

Вечный закон является тождественным разума Бога, вечный план божественной мудрости. Формой отражения божественного разума в земной жизни является природный закон. Сфера его влияния - мир живой природы, который подчиняется инстинктам жизни и самосохранения. Естественный закон действует одинаково как в сфере христианского мира, так и среди язычников. Даром Божьей милости есть Божественный закон, который определяет конечную цель человеческой жизни, руководит душой и направляет людей в стремлении к добру. Наряду с указанными законами, Ф.Аквінський выводит, специально предназначенный для людей, позитивный закон, который конкретизирует естественный закон, и с помощью силы и страха заставляет людей достичь добродетели и не причинять зла другим людям. Человеческий закон направляет несовершенных по своей природе людей повиноваться власти перед страхом наказания. Но, если естественный закон распространяется на всех людей Вселенной, то нормы положительного закона действуют в пределах отдельной страны и различаются между собой.

Формы Божественного разума по Ф. Аквинским

Рис. 3.1. в Формы Божественного разума по Ф. Аквинским

Современная католическая теория права - неотомизм (официальная философская доктрина католической церкви) основана на учении Фомы Аквинского. Последователи этого учения - неотомисти, неосхоластики, доказывают, что концепция Фомы Аквинского возводит в ранг высших ценностей достоинства человека, защищает права и свободы от произвола власти.

Французский ученый Школа Орезм (1323-1382) в "Трактат о происхождении, природе, юридическом основу и содержание денег" (1360) исследовал происхождение денег и стал одним из первых авторов металістичної теории денег. Деньги, по его мнению, это инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров. Золото и серебро стали деньгами благодаря своим природным свойствам. Николо Орезм был противником порчи монет, поскольку они не были собственностью короля, хоть и печатались с его портретом. Он отмечал, что изменение веса и ценности монет наносит ущерб торговле и кредита, обесценивает различные денежные доходы.

Одним из направлений экономической мысли классического средневековья были ереси, которые выражали отличные от официальной католической церкви взгляды. Ереси - идейный протест против превращения христианства в идеологию сословного строя. В средние века ереси - это теологическая юриспруденция, которая смотрела феодальное государство и право.

Еретики утверждали, что богатство церкви приобретенное вопреки христианским канонам, и активно защищали идею равенства всех людей. Ереси делились на три группы:

> богатые ереси - чисто богословские и не касались общественно-политических проблем;

> опасные ереси - обвиняли духовенство в отступлении от апостольских правил, в корыстолюбии, тунеядстве, гордыне, высокомерии и пренебрежении к заповеди Христа;

> ереси антифеодального характера - осуждали не только церковь, но и крепостничество, дворянские привилегии и право.

в Конце V - середине VI в. ереси в Западной Европе еще не имели массовой базы. Но в XI-XII вв. происходит резкий подъем еретических учений и движений. Это касается Северной Италии, Южной Франции, Германии. Первыми еретиками Европы, имевших европейский резонанс и положили начало общественно-политическому движению, были болгарские богомолы (Болгария X-XIII вв.). Примерами ересей были программы крестьянских восстаний: Майл-Ендська программа предусматривала ликвидацию крепостничества, а Смітфілдська - разделения между крестьянами церковных земель и общинных угодий, захваченных феодалами.

В XIV-XV вв. появляются два течения новой ереси: Бюргерська и крестьянско-плебейская. Бюргерские ереси направлялись против феодализма, роскоши церкви и духовенства, требовали устранения папства от власти и политической деятельности, возвращение к раннехристианской морали, равенства всех членов религиозных общин. Бюргерские ереси представляли доктор богословия Оксфордского университета в Англии Джон Уиклиф (1330-1384) и чешский теолог Ян Гус (1374-1415).

Джон Уиклиф в своем политико-правовом учении настаивал на независимой от Рима английской церкви, выступал против непогрешимости пап, против вмешательства церкви в дела государства, защищал частную собственность и отстаивал деление общества на сословия.

Поддерживая Джона Уікліфа, Ян Гус выступал против привилегий дворянства и церковных богатств, против верховной власти германского императора, за что был казнен в 1415 году. Его взгляды совпали с мотивами национально-освободительной борьбы Чехии против немецких феодалов. В "Гуситском движении" вскоре определилось два течения, которые имели свои программы (рис. 3.2).

Крестьянско-плебейские ереси и их движение в XIV-XV вв. представляли лолларди (жебруючі священники) в Англии и табориты в Чехии. Лолларди желали передать землю крестьянским общинам, освободить земледельцев от пут крепостничества, вести простой образ жизни ранних христиан. Табориты стремились к отмене исключительного права дворянства, запрета римско-католической церкви, установление равенства всех людей. Крестьянско-плебейские ереси поддерживали все бюргерские требования и дополняли их требованиями гражданского равенства, требовали отмены барщины, оброка, податей, сословных привилегий и самих состояний.

Программа течений

Рис. 3.2. в Программа течений "Гуситского движения" в Чехии

Идеи еретиков использовались во время Реформации XVI в. и в ранних буржуазных революциях XVI-XVII вв. Германии, Голландии и Англии.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание