Государственно-правовая и экономическая мысль Древней Индии и Древнего Китая

Государственно-правовая и экономическая мысль Древней Индии, как и Древнего Египта и Месопотамии, формировалась и развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений. В правовых памятников Древней Индии относятся так называемые "веды" (священные знания) - "Ригведа", "Самаведа", "Атхарведа" (II в. до н.э.). В них говорилось о разделение населения на четыре группы (варны): брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы), нгудри (свободные низы). Это разделение объявлялся исконным, определенным мировым законом ("рта") и освященным религией. Рабов эта теория не охватывала. Она определяла конституционное строение общества, место, роль, положение варн, а также права и обязанности членов этих варн.

Правовая идеология брахманизма ("Брахма" - боготворець, высшее божество) была направлена на утверждение родовой знати и получила своего развития в памятнике древнеиндийской мысли - в Упанишадах (сокровенное знание, тайное учение). их было заключено в VIII-VI вв. до н.э. как комментарии к текстам вед. Всего известно более 200 упанишад. Кроме того, были созданы поэтические эпопеи "Махабхарата" и "Рамаяна", а также юридические сборники, которые в основном представляли собой не столько письменное изложение норм обычного права, сколько религиозно-философские, морально-этические и политические трактаты.

Большое количество брахманских произведений основывается на концепции трех целей жизни человека - религиозного долга (дхарма), материальной выгоды (артха) и чувственного наслаждения (кама). Самой известной книгой о обязанность "Законы Ману", о выгоде - "Артхашастра", о наслаждение - "Камасутра".

"Законы Ману" (Манавадхармашастра - Наставление Ману о драхму) как экономическая и политико-правовая памятка появятся примерно со II в. до н.э. В "Законам" воспроизводятся и защищаются положения вед и упанишад о делении общества на варны, их неравенстве, содержатся предписания о правилах поведения людей в частной и общественной жизни в соответствии с положениями брахманизма, наставления об управлении государством, судопроизводство. В целом законы Ману выражают идеологию рабовладельцев Древней Индии кастовый строй. Общественным идеалом был экономически независимый хозяин, а хозяйственная самостоятельность рассматривалась как одно из главных условий свободы и полноправия человека. Среди основных объектов собственности законы называют землю, которую разделяли на царскую, общинную и частную собственности. В "Законах Ману" прослеживается отношение к различных профессий и сфер экономики, среди которых самыми почетными были земледелие, скотоводство, некоторые виды ремесел и торговли.

Политическим идеалом брахманизма была своеобразная теократическое государство, где царь правит под руководством жрецов, признает превосходство религиозного закона над светским.

В VI в. до н.э. недовольство индийских масс брахманізмом, который защищал кастовый строй, приобрело формы религиозно-этического учения буддизма (просветленный). Буддисты отрицали божественную основу государства и всего общественного устройства. Сторонники этого религиозного течения считали, что Вселенная живет по естественным законом и все окружающие события является естественной закономерностью, соответственно жизнь человека зависит в основном от нее самой, от ее знания природного закона. Буддой часто называют полулегендарного основателя буддизма Сіддхартху Гаутаму. Идеологи раннего буддизма отрицали существование бога-творца, признавая абсолютное начало Брахмана. В раннем буддизме было две системы религиозно-моральных принципов: для членов монашеской общины; для мирян. За Буддой варны в индийском обществе распределялись таким образом: Кшатраї, Брахманы, Вайшии, Шудры. Ранний буддизм является одним из вариантов естественного права. Впоследствии буддизм значительно меняется. В нем делается акцент на покорность, требование не выступать против существующей власти, отказ от крайнего аскетизма.

Буддизм привлекал своих сторонников демократической тезисом о духовном равенстве людей. Известный буддистский канон "Дхаммападе" содержал требование ограничению роли и масштабов наказания. Именно буддизм оказал значительное влияние на формирование светских рационалистических представлений о государстве и праве, на развитие политико-правовой мысли вообще. Постепенно идеи буддизма стали влиять на государственную политику и законодательство, а во время правления Ашоки (268-232 гг. до н.э.) буддизм стал государственной религией.

Важные положения древнеиндийского учения об экономике, государство и право содержатся в трактате "Артхашастра" ("наука политики", "наука о государственный строй") (IV в. до н.э.), автором которого считается Каутілья - советник царя Чандрагупты, основавшего в VI в. до н. э. могущественную империю Маурьєв. Трактат состоит из 15 книг. Содержание этого трактата многоаспектный - от характеристики основных философских школ до практических рекомендаций правителю и варна относительно обыденного, семейного, группового, міжстанового общения. За "Артхашастрою" государственный аппарат должен регулировать всем хозяйством, в том числе ведущей отраслью - сельским хозяйством. Трактат называет семь важнейших элементов государства: территория, правитель, министры, столица, казна, войско, союзники. Особое место в монографии отведено правилам и принципам деятельности определенных учреждений власти и управлению государством. Одним из важнейших принципов управления называется "артха" - пользу, поэтому часто трактат "Артхашастра" называют "Книгой о пользе". Она в трактате является определяющей основой и ведущим принципом всех политических действий, общественного порядка, правосудия, правил поведения и обязанности государственных чиновников. Выделение полезности в качестве самостоятельного принципа было значительным шагом в формировании светской доктрины государства и права. Учитывая это, исследователи иногда автора трактата называют индийским Макиавелли.

Каутілья признавал четыре основные области знаний: философию, учение о трех вед, учение о хозяйстве, учение о государственном управлении. "Артхашастра" ярко демонстрирует пренебрежение Каутильи до моральных норм ради блага государства.

Отношение Каутильи до религиозных догм было довольно специфическим. Оставаясь до конца прагматиком, он и религиозную идеологию рассматривает с точки зрения выгоды. Из четырех основ "законного порядка" (нравственно-религиозный принцип - зря, обычай - чари и юриспруденция - вьява-хара и царские указы - раджа-хасана) именно четвертые становятся на первое место.

Наиболее объемная вторая книга "Артхашастри" рассматривает экономические и административно-управленческие вопросы. Политика, в смысле Каутильи, охватывает не только сферу войны и отношения с соседями, но и совокупность проблем экономики. Главной целью экономики является увеличение доходов царя и царства (в форме налогов, пошлин и других сборов). Обеспечение этих доходов связано с действиями администрации, что их собирает. Основной целью внешней политики - расширение власти царя. Это возможно было сделать за счет заключения мира, войн, походов, поиска помощи, двойной политики.

"Артхашастра" показывает роль государства в хозяйственной жизни страны и излагает учение об управлении и государственные доходы. Основными источниками доходов древнеиндийской государства были доходы от государственных предприятий, а также различные налоги, пошлины и штрафы, которые взимались с населения. В трактате определена конечная цель политики - обогащение государственной казны. Также рассматривается структура доходов государства; необходимость соблюдения активного государственного бюджета через сокращение государственных расходов и увеличение доходов; "стоимость вещей" определяется количеством "дней работы", а вознаграждение - в соответствии с результатами труда.

Каутілья еще в IV в. до н.э. выдвинул идею о трудовую стоимость и механизм образования рыночной цены. Впервые выделяется проблема конкуренции, рыночные надзиратели устанавливали "справедливые цены", а на аукционе взыскивали разницу между рыночной ценой и стоимостью товара в государственную казну. Прибыль включался в цену товаров как часть расходов, и его норма заранее фиксировалась - для местных товаров в размере 5 % от установленной цены, а для иностранных товаров - 10 %. Деньги признавались как средство существования, но осуждалось накопление богатства в денежной форме.

Таким образом, в древнеиндийской литературе прослеживаются имеющиеся сведения о экономический строй и политическое устройство государства, а также отражены практические знания ведения хозяйства, даны рекомендации по управлению им, в частности по организации налогообложения и других вопросов экономической политики. Идеология политико-правовой мысли Древней Индии, которая вобрала в себя элементы брахманизма и буддизма, порождает новое направление - индуизм.

Одновременно с Древней Индией бурное развитие социально-экономической и политической мысли состоялся и в Китае. Государственно-правовая и экономическая мысль в Китае возникла в эпоху Шань-Інської цивилизации

- сложной военно-политической структуры, которая сформировалась в XIV - XIII вв. до н.э. Политический строй Китая представлял собой военно-бюрократическую монархию. Регулирующим механизмом общественных отношений этого периода были этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю Вана и регулировали внутри-семейные отношения. Ведущую роль в обществе играла патриархальная семья. Основные течения общественной мысли Древнего Китая конфуцианство, легизм, даосизм сформировались в VI - III вв. до н.э. На протяжении веков между этими направлениями велась острая полемика относительно экономического строя общества, общины, ее исторической судьбы, степени вмешательства государства в экономическую жизнь страны и методов управления им.

Ведущим течением в древнем Китае было конфуцианство, которое аккумулировало ряд представлений о государстве и праве тех времен. Родоначальником этого течения был философ, историк и государственный деятель Кун-цзы, или Кунфу-цзы (551-479 гг. до н.э.), который сегодня известен миру как Конфуций. Основные положения учения Конфуция изложены в книге "Лунь-юй" (VI в. до н.э.), которую переводят как "Беседы и суждения". Основное содержание "Лунь-юй" посвящен человеческим взаимоотношениям в негосударственной и позаправовій сфере:

- Ли - система правил, регулирующая поведение человека и строилась на основе морали, а не закона. Общим принципом взаимоотношений между людьми Конфуций считал принцип "не делай другим того, чего не желаешь себе";

- Жэнь - моральный принцип - любовь к человеку;

- О - сыновняя уважение - ядро этической и политической теории Конфуция;

- Жан - уступчивость, которая особенно важна была для государственных чиновников;

- Гу - уважение к древности, которая должна реализовываться путем изучения "Книги истории" ("Шу цзин"), "Книги стихов" ("Ши цзин"), в которых зафиксировано, как реальные, так и легендарные факты древней истории Китая.

Основной темой философии Конфуция было учение о совершенной государство и добропорядочном человеке. Политические структуры Конфуций и его последователи рассматривали в органической взаимосвязи с правовыми, в соотношении между собой и с другими соціонормативними регуляторами (обычаями, нравами, обрядами). Конфуцианцы сравнивали государство с большой семьей, а власть правителя - с властью главы семейства, отношения господства и подчиненности - с иерархическими родственными отношениями, где царит беспрекословное подчинение младших старшим. Сторонники этой концепции переоценивали влияние на общественные отношения моральных норм и принципов. Наиболее эффективным регулятором общественных отношений, по их мнению, была бы система норм морали, обычаи и другие неписаные правила поведения. Конфуций был решительным противником законов, потому что, во-первых, они предполагали юридическое равенство, а во-вторых, обычно имели жесткий характер. Насилие как средство управления отрицалось Конфуцием, отдавая предпочтение убеждению, воспитанию и личному примеру. Конфуцианское учение о методах государственного правления часто называют теорией управления с помощью благотворительности.

Гармонизации общества, прекращению войн и бунтов должна способствовать проводимая государством политика имущественного равенства и единства народа (выполнения каждым человеком небесных законов). Конфуций считал, что единство народа осуществима только в государстве и характеризуется единством чувств и психологии.

Именно Конфуций создал идеальную модель китайского бюрократа, поскольку определил ряд фундаментальных принципов китайской государственности. Среди них выделяют принципы аристократического правления, образованность чиновников, сочетание управления по воспитательной деятельностью, а также самосовершенствования "благородного чиновника". Конфуций считает естественно оправданным существование различных форм собственности: большого сообщества (коллективной собственности крестьянских общин), личного владения родовой аристократии и неродових рабовладельцев.

Политические идеи Конфуция и его последователей оказали значительное влияние на формирование китайской цивилизации, становление его политических институтов, социальной и морально-правовой мысли. Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности нового рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование с этой целью традиционных форм и обрядов. Он призвал к укреплению власти верховного руководства Китая.

Выдающимся представителем древнего конфуцианства был Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.). Он выдвинул концепцию управляющих и управляемых, то есть господства и подчиненности. Мэн-цзы оправдывал противоположность между умственным и физическим трудом. Вместе с тем, он против ужесточения рабовладельческого гнета, призвал к восстановлению общинного землепользования, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян. Мэн-цзы критиковал несправедливую налоговую систему, которая ведет к истощению крестьянского хозяйства. Мэн-цзы выступал за вмешательство государства в хозяйственные дела и регулирования земельных отношений, был против повышения цен на внутреннем рынке, считал, что одни и те же потребительные стоимости могут отличаться затратами труда на их производство.

Зачатки размышлений о естественном происхождении государства и права были в даосизме - философском учении о существовании Вселенной и человеческого общества. Формирование этого учения ассоциируется в истории философской и политической мысли с именем Лао-цзы, который определял негативное отношение к государственной службе. Согласно его учению, государство возникло и развивается в соответствии с законом Дао. в Дао - это абсолютное мировое начало, источник всего сущего, вечный круговорот рождения и смерти. Сторонники даосизма отстаивали идею о естественном происхождении Вселенной, общества и государства. Они развивались по вечным законом дао, согласно которому существуют и процветают природа и общество.

Согласно Лао-цзы, в мире все находится в движении и изменяется, в результате чего все вещи неизбежно переходят в свою противоположность. Государство, по Лао-цзы, тоже природное образование, которое развивается собственным путем. Он выступал против государственной регламентации общественной жизни, считал недопустимым влиять на народ с помощью силы, ведь нельзя заставить людей быть умными, честными, порядочными и интеллектуально развитыми.

Среди мыслителей, которые поддерживали даосизм были Ле-цзы (Ян Жоу - 440-360 гг. до н.э.) и Чжуан Чжоу (около 369-286 гг. до н.э.). Эти философы отрицали не только государство, но и собственность. Ле-цзы утверждал, что она нарушает естественную гармонию между людьми, вызывает споры, распри. Чжуан-цзы считал, что государство создавать не нужно, достаточно, чтобы люди жили небольшими аграрными общинами с патриархальными порядками и коллективной собственностью. Даосисты идеализировали традиционные патриархальные отношения. По их мнению причиной зла и смуты в обществе есть знания и страсти. Поэтому управление на основе знания является худшим несчастьем для подданных. Единственным средством преодоления зла, по мнению сторонников даосизма, является отказ от любых желаний, страстей, образования. Итак, согласно учению даосистов государство - это часть единого природного процесса развертывания закона Дао, а в обществе все равны, поэтому должны иметь равные возможности и права в решении общественных проблем.

Концепция даосизма имела характер консервативной утопии. Возрождение и переосмысление взглядов даосистов на государство и право началось с проникновением в Китай буддизма. Даосизм получил развития в дзен-буддизме.

С критикой правления наследной знати (аристократии) и других учений конфуцианства выступил философ Мо Ди или Мо-цзы (478-381 гг. до н.э.). Его политико-правовые и экономические учения изложены в книге "Мо-цзы". Он развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой идея принадлежности народу верховной власти, а управление в обществе следует осуществлять общепринятыми методами воспитания и принуждения. Моїстична теория основывалась на утопической идее взаимной любви между людьми, правителями и народом. Естественно-правовая концепция глубоко не разрабатывалась моїстами, поскольку имела сугубо прикладной характер. За ней на государственную службу следует выдвигать наиболее умных людей независимо от происхождения.

Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство, во главе которой стоит мудрый политик и в которой налажена государственная служба, где низы общества не испытывают гнета и нищеты. Моїсти обосновали необходимость поддержки развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей. Для того, чтобы государство было единым, а власть крепкой - предлагалось насаждать єдинодумство, вредные учения запрещать, поощрять доносы. Таким образом, в концепции моизма идеи общественного договора и естественного равенства были отброшены, концепция заверталась поддержкой деспотически-бюрократического государства. Взгляды Мо-цзы на государственное единство приближались к идеям Шан Яна.

В III-V вв. до н.э. в Китае периода Чжаньго усилилась роль права с его стабильным карательными санкциями. В эту эпоху окончательно сформировалось завершено учение об управлении народом и государством - легизм, школы законников. Основателем легизма был Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) - советник правителя царства Цинь, под руководством которого был осуществлен ряд реформ экономического, административного и судебного характера. их содержание изложено в труде "Книга правителя области Шан". Самые известные представители легизма: Шан Ян, Хань Фэй, Ли Си.

Исходя из представления о врожденной порочности человека и добрую власть, Шан Ян пришел к выводу, что интересы народа и государства противоположны, то есть легисты первыми в истории политической мысли Древнего Мира обосновали мысль о несовместимости политики и морали. Они отстаивали идею абсолютной власти правителя, который должен править методом "кнута и пряника" на основе жестких законов, которые тотально регламентировали жизнь подданных и не подлежали осуждению и обжалованию. Таким образом, в отличие от Конфуция, Шан Ян главным регулятором общественных отношений считал закон (фа), который понимал как инструмент в руках власти.

Подобно Конфуция Шан Ян стремился к установлению монархического государства с абсолютным порядком. Поскольку государство всемогущее и является наивысшим благом, то подданные абсолютно бесправны перед ней, а власть нет никаких обязательств перед подданными. При этом законы должны быть безжалостными, чтобы укоренять в сердцах людей страх перед наказанием. Если государство конфуцианцев подобная живого механизма, то государство легистов напоминала отлаженный часовой механизм. Все дела в государстве должны решать способные бюрократы, связанные круговой порукой. Они образуют четкую систему, основанную не на родственных отношениях, а на бюрократических принципах. Таким образом формировалась концепция деспотичной государства

По теории Шан Яна, наряду с законами и государственной идеологией, наиболее эффективным методом управления является введение единой системы наказаний и наград. Законы, награды и наказания, круговая порука и доносы - все это основа деспотической власти правителя. Теорию успешного управления государством Шан Ян строил на концепции агрессивной войны и считал ее панацеей от всех социальных проблем. К основным функциям государства относились: земледелие, ведения войн и регулирования хозяйственной деятельностью общества. Шан Ян выступал за сохранение сельской общины. Он был против превращения свободного населения в арендаторов и рабов и предлагал запретить выход из общины малоимущим и малоземельным крестьянам. Таким образом, легисты выдвинули идею тоталитарного государства с ее непогрішимістю и тотальной вседозволенностью.

Завершенной формы легизм вступил в учении Хань Фэй (288-233 гг. до н.э.). Проанализировав историю существования в Китае различных философских школ за 400 лет, он пришел к выводу, что наибольший ущерб государству наносит философия, что стимулирует свободомыслие, сеет смуту, умаляет уважение к законам, мешает управлять государством. Хань Фэй был сторонником жесткой централизации власти в государстве, укрепление ее экономической и военной мощи благодаря беспрекословному выполнению законов. Он провозглашал принцип: закон - для народа, а искусство управления - для правителя. Накопление богатства приветствовался только в государственной казне. Экономической основой страны Хань Фэй считал сельское хозяйство. Он требовал поощрения земледельцев. Главную причину бедности видел в лености и расточительстве, советовал правителям облагать налогом богатых.

После объединения Китая и создания централизованной империи (221 г. до н.э.) легизм начинает применяться на практике в масштабе всей Поднебесной. Легисты достигай своей цели: в стране осуществлен унификацию жизни, действовал огромный бюрократический аппарат. В разгаре реформ императора Цинь Шихуанди легіст Ли Си обратился к нему с законопроектом об уничтожении всех философов, ликвидацию книг и частных школ. Цинь Шихуанди утвердил законопроект: вся гуманитарная литература была сожжена, школы закрыты, 460 ученых казнили, а вместе с ними казнили и самого Ли Си как философа.

Итак, восточный деспотизм и этатизм - активное вмешательство в экономическую и политическую жизнь страны - за легистов (в теории) и Цинь Шихуанди (на практике) достигли своего завершения.

Древнекитайские учения о государстве и праве

Рис. 2.1. в Древнекитайские учения о государстве и праве

Весомой течению государственно-правовой мысли Древнего Китая была школа юристов. ее авторы отстаивали идею распространения в государстве единого, унифицированного писаного права, которое призвано защищать личность, государство, собственность. Вместе с тем, отстаивая идею правового порядка, общественной безопасности, они допускали возможность превентивного (опережающего, меры) наказания, введение принципа коллективной ответственности, а также наказание по принципу объективной вменяемости (когда к ответственности за преступление притягивают родственников правонарушителя). Вообще законы и наказания сторонники школы юристов считали главным инструментом государственного управления, средством регулирования общественных отношений.

Итак, экономическая и политико-правовая мысль Древнего Китая соответствовала хозяйственным потребностям, традициям и конкретно-историческим особенностям развития страны того времени. Даосизм переплетаясь с буддизмом и другими местными верованиями, приобретает черты "Магия", но теряет свое влияние в политико-правовой идеологии. Легізм усилил деспотизм, породил ужас, всеобщее подозрение. С утверждением династии Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.) произошло слияние легизма и конфуцианства в новое учение - ортодоксальное ханское конфуцианство. Ведущей идеей этой идеологии стала конфуцианская идея неравенства людей по социальному, сословному, ранговой принадлежности, а также в зависимости от пола, возраста, положения в семье. В новой идеологии мораль и право совпадали. Нормы морали стали стереотипом поведения, а право, на основании жестких уголовных санкций, запрещало уклоняться от выполнения норм морали. Идеология ортодоксального конфуцианства сыграла значительную роль в создании імператорсько-бюрократической системы управления в Китае, которая просуществовала до начала XX века.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание