Критика меркантилизма и защита сельского хозяйства в трудах Р.Кантильона

Последователем Буагильбера стал Ричард Кантильон (1680-1734) -

ирландец по происхождению, но большую часть своей жизни прожил во Франции. Его труд "Очерк о природе торговли" (1755) считают первой попыткой систематизировать экономическую теорию. Основным научным подходом Кантильйон считал метод научной абстракции. Ключевыми элементами его системы были:

- разграничение натурального, обменного и денежного хозяйства;

- по теории Кантильона производство направлено на удовлетворение потребностей;

- выделение теории "внутренней ценности" благ наряда и в отличие от теории рыночной цены;

- структуризация общества на классы: земельных собственников, наемных рабочих, предпринимателей.

Аналитическая структура "Очерка о природе торговли" строится на переходе от простого к сложному. Этот процесс включает четыре стадии:

1) экономика является натуральным хозяйством, которым руководит один хозяин;

2) экономика, основанная на натуральном (бартерном) обмене;

3) переход реальной экономики к денежной при посредничестве денег;

4) вводится фактор внешнего рынка, таким образом закрытая экономика становится открытой.

Идеи Кантильона дали толчок к созданию первой научной школы экономической мысли - школы физиократов.

Государство и право в учениях мыслителей Нового времени

Условия формирования нового мышления о сущности государства и права:

1. Буржуазные революции последней трети XVI - начале XVII в. в западноевропейских странах.

2. Развитие мануфактурного производства, которое пришло на смену ремеслам.

3. Новый способ производства способствовал разделения труда, росту его производительности, поиска способов рационализации производственных процессов, стимулировал развитие общественных и естественных наук.

4. В борьбе между эмпиризмом и рационализмом дальнейшего развития приобрела философия, формировались основы буржуазной правового сознания.

Первую попытку выяснить сущность и назначение права и государства в новых условиях сделал голландский юрист и общественный деятель Гуго де Грот Гроций (1583-1645) в работе "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права". По мнению мыслителя, право - это сумма социальных норм. Основой, истоками права является стремление индивидов к спокойному общению с другими.

В основе возникновения государства, по мнению Г. Гроция является общественный договор (договорная теория происхождения государства). Государство - это совершенная сделка свободных от природы людей, заключенный ради соблюдения права и общего интереса. Государство выполняет властные функции с помощью политических институтов.

Г. Гроций проводил четкую границу между естественным правом и правом, установленным волей. Право, устанавливается волей людей, должна соответствовать требованиям естественного права. Только в этом случае оно будет направлено на защиту или восстановление справедливости.

От категории "право" Г. Гроций выделял категорию "закон". Последний, по его мнению, - это средство, с помощью которого осуществляется право, он силой заставляет людей соблюдать нормы права. Эта сила олицетворяется в государстве.

В государстве царит гражданская власть, которая является верховной и суверенной. Государство осуществляет властные функции с помощью политических институтов. Г. Гроций отстаивал идею мирного сосуществования народов, замечая, что основой их отношений должны быть исключительно право и справедливость, исполнение договоров.

Выдающимся основателем государственно-правовых учений нового времени был английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). Проблемы государственности, права, законности, мира и порядка исследовались им в трудах "Философские основы учения о гражданине", "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского".

Гоббс рассматривал три момента становления политического организма: естественное состояние - переход к государству - государственное состояние.

В естественном состоянии, отмечал Гоббс, нет общей власти, нет законов и, соответственно, нет справедливости. В этом состоянии нет собственности, каждый имеет право на все, в том числе и на жизнь другого человека. В естественном состоянии идет "война всех против всех".

Анализируя и конструируя систему государственности, Гоббс остановился на том, каким образом примиряются в государстве страх и свобода, свобода и необходимость. Государства не вечны. Они ослабляются и ветшают, но не в результате действия объективно-исторических факторов, а из-за несовершенства их законов, недостаточность абсолютной власти, частных суждений о добре и зле.

Абсолютная власть, подчеркивал Гоббс, основывается на принципах разума. До сих пор создавались несовершенные государства, принципы разума сделают существования государств долговечным.

Гоббс предлагал проект государства, которая является: средством обуздания страстей в достижении мирного состояния (первый степень); средством восхождения к Царству Божьему через искупление, раскаяние, крещение, спасение (вторая ступень).

Гоббсовская государственно-правовая концепция в значительной степени повлияла на нидерландского мыслителя Варуху (Бенедикта) Спинозу (1632-1677). В своем "Богословско-политическом трактате" Спиноза отстаивал тезис, что человек прежде всего зависит от закона "природной необходимости", что вытекает из самой природы. Но, кроме этого, она зависит и от законов, установленных волей самих людей для безопасной и удобной жизни.

Спиноза отмечал, что первый ("божественный") закон имеет целью только высшее благо, а другой ("человеческий") - это образ жизни, он служит сохранению государства.

По мнению Спинозы, право верховной власти является ничем иным, как естественным правом, что определяется могуществом народа, а не каждого лица отдельно. Волю государства необходимо считать "волей всех", а решение государства должна признаваться как решение каждого.

Государство возникает на основе общественного договора из-за необходимости власти и законов сдерживать страсти людей. Как и Т. Гоббса, Б. Спиноза был апологетом сильной государственной власти. Но, в отличие от своего предшественника, он отрицал вмешательство верховной власти в личную жизнь людей и наброски законов их совести, свободу которой он всесторонне отстаивал. Свобода, по его мнению, лучше обеспечивается демократической формой правления. Поэтому наилучшей государственной формой организации общества, которая бы исключала полное подчинение лица верховной власти, демократия в форме республики. Эта форма наиболее приближена к свободе уже по той причине, что источником власти в демократической республике является народ, независимо от того, в чьих руках сосредоточена верховная власть. А поскольку народ является источником власти, то он имеет больше возможностей и на собственную безопасность и реализацию потребности свободы.

Видное место среди авторов государственно-правовых концепций того времени занимал английский философ Джон Локк (1632-1704). В известном произведении "Два трактата о государственном правлении" он одним из первых разработал концепцию разделения властей. Локк убежден в необходимости разделения власти на законодательную, исполнительную и федеративную. в Законодательная -это власть, которая имеет право указывать, как должна применяться сила государства для сохранения сообщества и его членов. Исполнительная власть подчинена парламенту. В случае необходимости парламент в состоянии ее заменить. в Федеративная власть является органом, который отстаивает интересы государства в межгосударственных стосунках. ей принадлежит право решения вопросов войны, мира, союзов и договоров с иностранными государствами и отдельными иностранцами. Федеративная власть находится в руках парламента, но реальное выполнение этой функции - дело правительства.

По мнению Дж. Локка, разделение властей - необходимое условие обеспечения свободы, то есть условий для реализации индивидом своих естественных прав. Идею мыслителя о разделении власти поддержали многие из представителей Просвещения.

Он соглашался с тем, что в догосударственном состоянии царил естественный закон. В естественном состоянии все люди равны и независимы, а поэтому имеют одинаковые права и обязанности.

Рассматривая соотношение свободы и права, естественного и гражданского права, Локк отвергал утверждение Гоббса, что это противоположные, несовместимые явления. Он отмечал, что целью закона является не уничтожение или ограничение свободы, а наоборот - ее сохранение и расширение. Свобода людей в условиях существования системы правления заключается в том, чтобы жить согласно с предписаниями законов, общих для каждого и установленных законодательной властью.

Локк определяет следующие формы правления: демократия - когда общество создает законы и назначает для выполнения этих законов должностных лиц; олигархия - когда общество передает законодательную власть в руки нескольких лиц и их наследников или последователей; монархия - когда власть передается в руки одного лица. Общество в случае необходимости может устанавливать сложные и смешанные формы правления.

Автором оригинальной государственно-правовой концепции был английский представитель нового времени Дэвид Юм (1711-1776). Основные труды: "Трактат о природе человека", восьмитомна "История Англии", "Эссе на общественно-политические, морально-эстетические и экономические темы".

Он строил свою теорию исходя из чувств. Различал естественные и искусственные чувства. К первой группе он относил любовь, ненависть, сострадание и т.д., т.е. естественные реакции человека; ко второй - искусственные чувства.

Юм определил источники возникновения собственности - это право:

а) владения;

б) первого захвата;

в) давности;

г) прироста и наследства;

д) и продукт собственного труда.

Мыслитель отстаивал тезис, что государство является органом принуждения и охраны частной власти, а общество - продуктом собственности. То Есть Д. Юм в своей теории различал такие категории, как государство и общество. Общество, по мнению Д. Юма, возникло как следствие разрастания семей и является продуктом собственности.

Государство является органом принуждения и охраны собственности. ее неотъемлемый атрибут - политическая власть.

В 1766 году Юм и Тюрго (в переписке) обсуждают рыночный механизм свободной конкуренции, который позже получил название "модель свободной конкуренции" или "модель установления средней нормы прибыли". Здесь речь идет о возможности свободного перелива капиталов между отраслями и свободной конкуренцией между ними (при отсутствии системы монополий), норма прибыли на капитал во всех отраслях производства и торговли всегда будет стремиться к единому "среднего" уровня, везде предложение будет удовлетворять спрос. В целом на рынке товаров будет столько, сколько нужно, не больше и не меньше. Так должен действовать естественный порядок.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание