Мировая торговля как форма международных экономических отношений

Международные экономические отношения - это система экономических связей между странами по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров (услуг), что вышли за рамки соответствующих национальных хозяйств [1, с.463]; это экономические отношения в системе мирового хозяйства [2, с.480].

К основным формам МЭО относят: международную торговлю товарами и услугами; международное движение капиталов и зарубежных инвестиций; международную миграцию рабочей силы; научно-техническое сотрудничество; валютно-кредитные отношения.

Международная (мировая) торговля - форма МЭО, основывающееся на глубоком международном разделении труда, специализации отдельных стран на производстве отдельных товаров и услуг в связи с их технико-экономическим уровнем, географическими и другими условиями. На долю торговли приходится в настоящее время примерно 80% всего объема международных экономических отношений [3, с.109].

Мировой рынок - это развитая сфера товарного обмена, основанного на международном разделении труда. Характерным признаком мирового рынка является существование особой системы - мировых цен.

Для внешней торговли важное значение имеет конкурентоспособность товаров, которые продаются на мировом рынке. Внешняя торговля происходит по мировым ценам, хотя на одинаковый товар в пределах мирового рынка они могут быть разными.

Главными элементами внешней торговли являются экспорт и импорт. в Экспорт - продажа товаров и услуг зарубежному контрагенту. в Импорт - приобретение (покупка) у иностранного контрагента товаров и услуг. Сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот. Разница между стоимостными объемами экспорта и импорта составляет торговое сальдо, которое бывает положительным или активным (когда стоимость вывезенных товаров и услуг превышает стоимость ввезенных) и отрицательным (за обратного соотношения).

Основными формами международной торговли являются: биржевая, аукционная, международные торги.

Реальную результативность внешней торговли отражает платежный баланс который состоит из двух колонок - поступлений и платежей, то есть включает две группы показателей: поступления от субъектов внешнеэкономической деятельности из других стран (нерезидентов) и внешние расходы (платежи) субъектов внешнеэкономической деятельности данной страны (резидентов). Если поступления платежей превышает расходы, то платежный баланс считается активным (имеет положительное сальдо); в противном случае - пассивным (отрицательное сальдо).

Фундаментом платежного баланса является внешнеторговый баланс, который рассчитывается на основе данных статистики таможенных служб (учитывая объемы товаров, которые реально пересекают границы), тогда как платежный баланс - по результатам экспортных и импортных поступлений. Часто возникают сложности при расчете платежного баланса, поскольку платежи и поступления к нему могут во времени не совпадать с движением товаров (услуг), а также в связи с осуществлением расчетов в разных валютах по разным курсовыми соотношениями [1, с. 304].

Внутренняя структура как торгового, так особенно платежного баланса, динамическая и переменчивая. На их состояние влияет много внешних и внутренних факторов: цикличность экономического развития, динамика мировых цен (особенно на сырье), изменение курсов валют, рост или снижение внутреннего спроса на потребительские и инвестиционные товары, внешнеэкономическая политика государства, направленная на рост или сдерживание экспорта и импорта [1, с. 304].

Особенности современного этапа развития мировой торговли: превышение темпов роста мировой торговли над темпами роста ВВП; изменение структуры товарооборота мировой торговли за счет роста удельного веса продукции перерабатывающей промышленности; снижение доли сырьевых товаров; - ежегодное обновление более чем на треть ассортимента продукции обрабатывающих отраслей, прежде всего электроники; рост части взаимной торговли индустриально развитых стран; рост темпов торговли машинами и оборудованием на базе углубления международного производственного кооперирования; развитие рынка наукоемкой продукции, патентов, лицензий, ноу-хау; множественность цен; рост удельного веса и значения мирового рынка услуг [2, с. 489-490].

Основными субъектами международной торговли являются транснациональные корпорации (ТНК), которые контролируют свыше 2/3 мировой торговли.

Примечания

1. Беляев А. А., Бебело А. С. Политическая экономия: Учеб. пособие. - К. : КНЭУ, 2001. - 328 с. Исторически первой экономической формой связей между странами была торговля, которая зародилась в глубокой древности. Постепенно процесс обмена становился регулярным, охватывал сначала территории целых государств, а со временем начал выходить за их пределы, приобретать формы международного обмена. В XIX ст. он приобретает признаки мирового рынка. в Мировая цена - денежное выражение интернациональной стоимости товаров (услуг), реализуемых (оказываемых) на внешнем рынке.

За объектами международная торговля подразделяется на торговлю товарами и торговлю услугами. В целом товарная структура международной торговли группируется в соответствии со Стандартной международной товарной классификации ООН

2. Экономическая теория: Политэкономия: Учебник / под ред. В. Д. Базилевича. - К. : Знание-Пресс, 2001. - 581 с.

3. Бочан И. А., Михасюк І. Г. Глобальная экономика: Учебник. - К. : Знания, 2007. - 403 с. "

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание

Страницы