Общая характеристика экономики и экономической мысли Средневековья

В V веке. н. е. во всех странах Западной Европы формируются новые экономические отношения, которые названы феодализмом (или аграрным обществом)^].

До основных признаков аграрного общества следует отнести:

- монополию феодалов на землю (нет земли без сеньора);

- противоречие между крестьянским производством и крупной земельной собственностью;

- условный характер землевладения связан с выполнением военно-административной службы;

- наличие васально-сеньйоріальної системы;

- наличие различных форм ренты (натуральная, отработочная, денежная) и своеобразный статус крестьян, которые не являлись собственниками земли, а ее держателями на различных условиях вплоть до права наследственного пользования;

- различные формы и степень внеэкономического принуждения крестьян, личная и поземельная зависимость, судебное подчинение власти феодала, сословное неповноправність крестьянства;

- господство натурального хозяйства (все, что произвожу - потребляю); рост роли индивидуальных производственных навыков;

- активное распространение христианства в Западной Европе. Хозяйственные единицы аграрного общества: феодальное поместье - сеньория, монор, фогство, поместье, поместье в сельском хозяйстве;

- ремесленный цех в промышленности; торговые гильдии и союзы, ростовщические конторы, ломбард, банки в товарно-денежной и посреднической сфере.

Во Франции сложились классические феодальные отношения. VI - п. VII ст.

- сочетается общинное землевладения с частной собственностью на землю [2].

В Англии существовало, в основном, общинное землевладение со значительной частью лично свободного населения, что способствовало активному развитию товарно-денежных отношений и товаризации хозяйства в XIV - XV вв.[3].

В Германии феодализация деревни началась позже, чем во Франции и Англии, - в IX - XI ст., потому что устойчивой оказалась община-марка (лесная местность, наличие большого количества свободной земли) [4].

В конце XI века. происходит выделение ремесла из феодального натурального хозяйства. Образование средневековых городов сопровождалось ростом производительных сил, развитием товарного хозяйства и обмена, концентрацией занятого в нем населения в отдельных населенных пунктах. Попытка сеньоров получить от города как можно больше выгоды обусловило коммунальное движение, которое в XIII веке. перерос в волну коммунальных революций с целью завоевания независимости и самоуправления. В результате борьбы складывались разные типы городов: города-государства, города-коммуны, свободные города, имперские города, а также соответствующие системы городского самоуправления, закрепленные юридически в виде Магдебургского права, Саксонского зеркала, Швабского зеркала и др.

В XII - XIII вв. утверждается цеховая система ремесленных объединений. Цеха - это корпоративные объединения производителей, которые формировались по профессиональному признаку и выступали как административно-территориальные, фискальные, религиозные, военные центры, где гарантировались каждому участнику определенные права и привилегии, в частности - право защиты, материальной помощи, перехода из одного производственного состояния в другое. Мышление средневекового человека мало теологический характер.

Экономическая мысль еще не отделилась в самостоятельную отрасль знаний, ее проявлениям свойственен практицизм. Основными источниками экономической мысли средневековья является, как правило, юридические кодексы и церковные памятки. Средневековые трактаты содержат разнообразные конкретные хозяйственные советы, практические рекомендации, но в них мало теоретических обобщений и попыток осмысления сущности экономических процессов и явлений. К таким документам следует отнести "Салическая правда" (V в.) - свод древнего обычного права в государстве франков, "Капитулярий о виллах" (IX в.), "Книгу страшного суда" (кол. XI ст.) - свод феодальных законов в Англии.

Много важных экономических идей выразил Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.) в произведениях - "Сумма против язычников" и "Сумма теологии". Он отстаивает идеи централизации власти, признает социальную иерархию. Частная собственность рассматривается им как необходимый институт человеческой жизни. Согласно разработанному им толкованием "справедливой цены" (что означала стоимость, ценность, рыночную цену) разрешено по праву продавать вещь дороже, чем она стоит, хотя не должна продаваться дороже, чем стоит ее владельцу. "Справедливые цены" могут быть источником приумножения частной собственности и создание "умеренного богатства". Фома Аквинский считал, что деньги появились для облегчения обмена вследствие договоренности между людьми. Он выделял "внутреннюю ценность" и "номинальную ценность" монеты. С одной стороны, он выступал против порчи монеты, с другой - считал, что "номинальную ценность" может определять государство и допускал возможность ее определенного отклонения от "внутренней ценности". Увеличение богатства за счет ростовщического процента не должно быть самоцелью торговой и ростовщической деятельности, но его наличие является своеобразным возмещением утраченных доходов, которые кредитор мог бы заработать, использовав одолженные деньги в собственных интересах.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание

Страницы