Основные идеи учения Ж.-Ж. Руссо

1. Вопрос неравенства людей.

Первоначальное естественное состояние людей - справедливый состояние. Это была эпоха равенства, свободы, братства, не было имущественного расслоения, государственного аппарата насилия и частной собственности. Хотя неравенство в естественном состоянии и была, но обусловлена исключительно физическими и природными свойствами людей. С "природной" состояния люди постепенно перешли в "общественный" состояние. С накоплением богатства доминирующей стала частная собственность, а следовательно, возникли социально-имущественное неравенство и угнетение одних индивидов другими. Излишки продуктов накапливались, появился обмен, торговля, росла цивилизация.

Организованность общества, делает вывод Ж.-Ж. Руссо, - основная причина неравенства.

Государство, по мнению Ж.-Ж. Руссо, стала результатом своеобразной общечеловеческой соглашения на принципах ума. ее цель - обеспечить право каждому индивидууму пользоваться принадлежащей ему собственностью.

2. Характеристика гражданского состояния человечества.

В фазу гражданского состояния люди вступили, по мнению философа, с возникновением государства. Она характеризуется как эпоха несправедливости и угнетения. Поэтому идеал будущего Же.-Ж. Руссо видит в восстановлении естественного состояния, но при условии сохранения всех положительных достижений общества.

Такое справедливое общество мыслитель представлял как организованное сосуществование независимых, свободных, равноправных людей, которые имеют общую волю, которая реализуется как народный суверенитет. Другими словами, власть принадлежит народу как корпоративному органу - участнику общественного договора.

3. Народный суверенитет.

По мнению Ж.-Ж. Руссо, суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Назначение правительства воплощать в жизнь законы и поддерживать надлежащий правопорядок. В случае невыполнение делегированных полномочий правительство волею народа устранялся.

Таким образом, в концепции Ж.-Ж. Руссо не было места любой форме представительного правления, то есть законодательном орган в форме народного представительства. Законодательную власть, как суверенную государственную власть, может и должен осуществлять сам народ-суверен непосредственно. Следовательно, единственно справедливым управлением Ж.-Ж. Руссо признавал прямую демократию, где сувереном и руководителем государства является народ. Он сформулировал основные черты и признаки народного суверенитета - неделимость и неотчуждаемость.

4. Формы правления.

в Зависимости от того, кому народ поручает исполнительные функции в государстве, философ различал такие формы правления: а) демократию; б) аристократию; в)монархию.

Ж.-Ж. Руссо считал "нормальным" политическим строем только республику, под которой понимал любое государство, которое управляется законами, независимо от формы правления. Демократическая форма правления присуща небольшим государствам; аристократическая - средним; монархическая - большим.

5. Правовая концепция.

Разрабатывая концепцию права Ж.-Ж. Руссо последовательно проводил идею свободы. Он рассматривал ее как естественную сущность человека, поскольку, благодаря свободе, человек отличается от животного, потому что естественная свобода заключается в независимости. От природы человеку присуще добро, она не имеет собственности, ни от кого и ни от чего не зависит, а значит и свободной.

Таким образом, Ж.-Ж. Руссо определенной степени идеализирует первіснообщинні родовые отношения. В таком обществе господствовало право равенства свободных, независимых индивидов - естественное право, которое предшествовало государству. Установленные государством законы стали на защиту присвоенного отдельными индивидами имущества, а организация правительственной власти создала предпосылки для новых порабощениям. Так образовалась "причудливая равенство прав", а на самом деле - деспотизм и произвол. Неравенство, что возникла в период перехода от первобытной природы до государственного общества, была скрыта декларацией о равенстве перед законом.

Своеобразный подход к развитию государственно-правовых представлений обнаружили представители французского Просвещения - так называемые материалисты-энциклопедисты Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций.

их взгляды на государство и право касались таких аспектов:

1) они пропагандировали идею улучшения основ общественного строя путем образования монархов и народа;

2) наилучшей формой государственной организации они считали конституционную монархию. Монарх правит от имени народа и для народа;

3) монархи должны сами признать необходимость общественных преобразований путем реформ, поскольку забвение этого приводит к революции, а любая революция губительна и разрушительна для общества.

Представителем французского Просвещения был Дени Дидро (1713-1784). Главным объектом политико-правовых соображений мыслителя была природа человека. Как и Ж.-Ж. Руссо, он обосновал равенство людей в догосударственном обществе, исходя из того, что все они руководствовались природными законами. Но люди есть колективістами по своей натуре, стремятся жить совместно, а потому для удовлетворения своих потребностей объединяются в общество. Итак, возникновение государства и появление позитивных законов в обществе Д. Дидро связывает с общественным договором, который является совместным волеизъявлением народа. Целью государства является обеспечение неотъемлемых прав граждан и их благосостояния.

Допуская участие народа в управлении государственными делами, мыслитель считал, что право быть избранными в представительные органы власти должны иметь исключительно граждане, которые владеют собственностью. Одновременно философ отрицательно относился к чрезмерному богатству, отмечая, что главная функция государства заключается в оказании помощи обездоленным.

Что касается формы государства, то лучшей является та, которая обеспечивает спокойное и стабильное правление. Предпочтение отдавалось монархии, которую ограничивал закон и в которой обеспечивалась возможность участия народа в управлении политическими делами. Значительную роль в государстве играет право. Оно регулирует все аспекты жизнедеятельности людей с помощью закона. Все члены общества в своих обязанностях равны перед законом.

Своеобразные взгляды на государство и право выразил Клод-Адриан Гельвеций (1715-1771). Конструкцию государства и права он построил на признании роли социальной среды в жизни человека. Он утверждал, что характер человека предопределен социальной средой, политическими и правовыми учреждениями.

Государство, по мнению К. Гельвеция, - это закономерный продукт общественного развития. Она образуется для удовлетворения личных интересов людей. Именно они подталкивают людей к заключению общественного договора и установления закона для охраны частной собственности. Частную собственность положен в основу общественного договора.

Как и Д. Дидро, другой мыслитель из этой когорты - Поль-Анри Гольбах (1723-1789) - считал, что с объединением в государство личные интересы людей играют определяющую роль.

П Гольбах, как и Д. Дидро был сторонником ограниченной монархии, в которой обеспечено участие народа в управлении государственными делами. Но право быть избранными в представительные органы власти должны иметь только собственники земли.

Заметный вклад в развитие новейшей юридической сознания Западной Европы сделали представители итальянского Просвещения Дж. Вико и Ч. Беккариа.

Философ-просветитель Джамбаттиста Вико (1668-1744) известен своей теорией исторического цикла. Становление и развитие государства и права он рассматривал не просто как историю учреждений, организаций и законов, а как развитие самой политико-правовой природы человека, его сознания и деятельности.

Прогресс человечества, его развитие Дж. Веко разделил на три эпохи: "эпоху Богов", "эпоху героев" и "эпоху людей".

Первая эпоха была божественная не по собственному содержанию, а по свойственной тогдашним людям мифологической формой осмысления мира.

Государство второй, героической эпохи - это аристократическая республика, которая предопределяла соответствующие черты законодательства. Законы создавались на пользу правителей, которые жестоко подавляли подданных. Право выступало как право силы.

В третий - эпохе человек - природа человека получает возможность полного развития. Устанавливается гражданское общество для всех людей, а не для привилегированных, как в предыдущую эпоху. Главными принципами политико-правовой жизни становятся свобода, юридическое равенство и общее благо.

Этой эпохе присущ республиканско-демократический строй или представительная монархия с достойными человеческого достоинства правами и свободами, которые обеспечивают народный суверенитет.

Основателем классической школы в науке уголовного права был итальянский юрист, публицист, сторонник доктрины естественного права Чезаре Беккариа (1738-1794) - автор известного произведения "преступления и наказания". Логика размышлений мыслителя сводилась к следующему:

o в естественном состоянии люди были свободными, равными и независимыми, но находились в состоянии вражды и произвола;

o с целью организации спокойного и безопасного жизни они добровольно заключили общественный договор, создав верховную власть, которую уполномочили на основании законов обеспечивать достойную человека жизнь;

o надежды людей на лучшую жизнь оказались тщетными. Повсеместно воцарились насилие и несправедливость, поскольку законы,

какие вводила верховная власть, защищали интересы не многих. Именно в социальном неравенстве, которое закрепляет право собственности, кроется причина несправедливости и зла.

Ч. Беккариа предложил рецепты предотвращения преступности и оздоровления общества:

1) монархам предлагалось больше внимания уделять не собственным амбициям, а делам своих подданных;

2) постепенно уравнять всех граждан в материальных условиях жизни и моральных выгодах;

3) распространение образования и улучшения воспитания народа;

4) введение мудрых законов, равенство всех перед законом;

5) необходимость внедрить законность и гарантии прав человека в обществе.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание