ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Экономические и политические взгляды идеологов стран средневекового Востока

Предметом исследования экономических процессов эпохи средневековья выступает становление и развитие феодального строя. Мышление средневекового человека мало теологический характер. Средневековые трактаты содержат многочисленные хозяйственные советы, различные практические рекомендации, но слишком мало теоретических обобщений и попыток осмысления сущности экономических процессов и явлений. Основными источниками общественной мысли средневекового общества являются юридические кодексы и церковные памятники. Экономические взгляды этой эпохи имеют достаточно широкий диапазон: от законности владения землей и социального разделения общества к проблемам товарно-денежных отношений.

Особенности формирования экономических и политических взглядов в эпоху средневековья

1. Господствующей силой экономической системы оставалась сельская община, которая модифікувалась в формы государственного феодализма.

2. Сохранялась государственная собственность на землю.

3. В центре внимания оставались вопросы государственного управления, налогообложения, методы пополнения государственной казны, развитие сельскохозяйственного производства.

4. Влияние на развитие экономической и политической мысли Ближнего Востока обнаружил ислам, а на жизнедеятельность западных обществ - христианство.

5. Характерным признаком Средневековой эпохи была постоянная спор между церковью и светской властью по поводу первенства в обществе.

Политико-правовая и экономическая мысль стран средневекового Востока определялась тогдашними проблемами.

Экономические трактаты средневекового Китая стали продолжением традиций, которые сложились в экономических идеях древности. Типичными выразителями экономических знаний были реформаторы Фань Чжуньянь (982 - 1052), Ли Гоу (1009-1059), Оуян Сю (1007-1072), Су Ши (1036 - 1101), Ван Аньши (1021-1086), ученые Е. Ши, Шэнь Ко (1031-1101), мыслители XVII в. Хуан Цзунсі, Гу Яньу, Ван Чуань-Шань и др. Ярким примером этого является труд Ли Гоу (1009-1059) "План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа" (XI ст.). По плану Ли Гоу основным инструментом обогащения государства являются финансы, а источником богатства - земледелие; для стабилизации сельскохозяйственного производства необходимо привлекать "бродячий люд", запретить захват земель и переход крестьян в ремесленники; целью государственного регулирования экономики является обеспечение экономического равновесия при государственном контроле рынка и цен; потребление осуществляется согласно рангов людей.

Идеи регулирования экономики продолжал развивать Ван Аньши (1021-1086), который изложил проект реформ под названием "Новый закон". Основными идеями проекта были: стимулирование труда крестьян за замену натурального налога денежным; защита крестьян от гнета ростовщиков путем предоставления им кредита под залог имущества и 20 % годовых; создание государственных управлений торговли.

Экономические и политико-правовые взгляды арабских философов базировались на учениях Корана (610-632). В проповедях Мухаммеда пропагандируется божественная природа социального и имущественного неравенства в обществе; освящается институт частной собственности; осуждается скупость, расточительность, роскошь, накопления сокровищ и денег; торговая прибыль признается нормальным явлением, а ссудный процент - "порождением сатаны".

Главной заповедью для мусульман является признание того, что нет другого Бога кроме Аллаха, а Мухаммед - его пророк. Отступничество от веры начало признаваться величайшим преступлением и каралось смертью, понятие греха стало отождествляться с понятием преступления.

Новая система религиозных и морально-правовых представлений быстро распространилась. Мединская община сторонников Мухаммеда стала центром объединения Аравии, своеобразным теократическим государством.

Впоследствии в исламе сформировалось несколько течений, основные среди них - суннизм и шиизм. Сторонники суннізму до уровня Священного писания, кроме Корана, относят Сунну - мусульманские предания о жизни Мухаммеда, а также толкование ислама - которая состоит из хасидов. Шииты не признают суннитских халифов, считают законными последователями и толкователями ислама лишь династию 12 имамов - Алидов (Али и его прямых потомков от брака с дочерью Мухаммеда Фатимой).

Исламом утверждается идея, что учение Корана является неизменным, завершенным, а его положение императивным.

Значительная часть предписаний Корана имеет одновременно моральный и правовой аспекты, многие из них являются нормами, на которых должна строиться жизнь человека, общества и государства.

За корыстные преступления и, особенно, посягательство на собственность Коран предусматривает жесткие санкции в виде физических наказаний.

Важным государствообразующим аспектом Корана есть принципы безусловного подчинения власти, которая считается такой, что идет от Бога, он дарует ее тому, кому желает. Причем власть не обязательно делится на светскую и духовную, а исламом понимается как средство для осуществления морально-правовых предписаний Корана.

Представителями Арабского средневековья арабский историк и философ Ибн Хальдун (Абу Заид Абу ар-Рахман ибн Мухаммед аль Хад-раме, 1332-1406) и его "социальная физика", а также Авиценна (Абу Али Хусейн ибн абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина, 1331-1406).

Описывая схему эволюции общества в "Книге поучительных примеров", Ибн Хальдун разграничивает категории необходимого и дополнительного труда, необходимого и прибавочного продукта. Исключительное значение имеет его толкование двойственной природы товара - потребительной стоимости и стоимости, при этом стоимость толкует как затраты человеческого труда. Колебания цен на товары Ибн Хальдун объясняет спросом и предложением, а торговая прибыль - разнице покупной и продажной цены. Цена - денежное выражение стоимости, но цена может включать налоги и различные поборы, увеличивают ее. Ибн Хальдун предложил свою периодизацию истории, а именно: 1) дикость; 2) жизнь в сельской местности; 3) возникновение городов. Он отстаивал необходимость введения в обращение полноценных денег.

Мыслитель различал категории "общество" и "государство", выяснял закономерности их взаимосвязи и развития. Современные мыслителю государства он разделяет на три типа в зависимости от природы правления. Среди них естественная монархия, политическая монархия, халифат.

Естественная монархия в воображении Ибн Хальдуна встает деспотичной государством, правители которой ради удовлетворения своих интересов применяют силовые методы управления.

Следующая форма государства - политическая монархия - является более умеренной, такой, что проводит взвешенную политику, но она не совсем отвечает интересам населения, поскольку это осуществляется с отрывом от религии, которую он исповедует.

Наиболее удачной государством, по мнению мыслителя, является халифат, когда земной порядок обеспечивается на основе веры, стабильность мусульманской общины поддерживает "свой" правитель, который стоит во главе ее.

Назначению политической организации общества Ибн Хальдун считал защиту собственности производителей на средства и продукты труда. Он остро критиковал формы государственной политики, наносящих ущерб собственности подданных (высокие налоги, конфискации, торговые монополии). Он был первым мыслителем, который попытался создать научную философию истории.

В своих трудах "Книга исцеления" и "Трактат об экономике" Ибн Сина основой существования общества считал ремесла, которые разделял на: умные (политика и управление); ремесла высокого искусства (литература, астрономия, медицина); художественные ремесла (изобразительное искусство, музыка). Ибн Сина "собрал" модель идеального утопического государства, в котором все работают, получают равномерные блага, исчезают политические противоречия, войны, вражда.

"Первым философом арабов", считался Аль-Фараби (870-950), который свои государственные и правовые взгляды изложил в трактатах "О взглядах жителей добродетельного города", "Афоризмы государственного деятеля" и т.д. В указанных трудах "Аристотель Востока", как его назвали современники, значительное внимание уделял исследованию сущности власти, задачей и целью которой является создание условий для счастья и согласия.

Подвергая анализу государственные образования, Аль-Фараби разделял их на добродетельные, невежественные и коллективные. Мыслитель делал попытку выложить проекты идеального государства. В таком государстве все должны быть высокоморальными, заботиться друг о друге и вместе достичь счастья. Населения идеального государства мыслитель разделял на несколько слоев, среди которых выделял мудрых и других достойных лиц; "людей религии"; людей искусства, писарей; врачей, астрологов и других специалистов, военных; богатых людей, земледельцев, скотоводов, купцов и др.

Близкими к нему были взгляды Ибн-Рушда (Аверроэса) (1126 - 1198). Он был убежден, что условием улучшения жизни людей является знание и отстранения от власти "людей религии". Ибн-Рушд основал направление в западноевропейской средневековой философии - аверроїзм - учение о вечности материи и движения, которое отрицает акт одновременного божественного творения, признавая Бога не как творца, а как первопричину всего сущего. Согласно учения аверроизма земной жизни, включая государство и право, подчинено природной необходимости.

Индии большое влияние на экономические представления должна была сельская община (община), власть которой сказывалась даже на поведении торговцев. Экономические взгляды основывались на религиозных традициях. "Теорией" внутрішньогромадських отношений были социальные нормы, связанные с функционированием кастовой системы. Кастовое разделение хозяйственной деятельности способствовал негативному отношению к физическому труду. Индийская традиция отражена в комментариях надхарма-шастры, из которых самыми известными являются комментарии Куллукі на "Мана-вадхармашастру" и Віджнянашвари Апа-рарки на "Яджнявал-к'ясмріті". От древности осталось понимание единства государственного хозяйства, которым руководит царь. Главным считалось то, как побудить налогоплательщика к активному хозяйствования и сколько брать с него налога, чтобы обеспечить всем достойное благосостояние. Обязанность правителя заключался в накоплении денег. В государственную казну он должен был отдавать 1/4 своих доходов, признавалась возможность конфискации части имущества вельмож для пополнения государственной казны. Поощрялось в Индии ростовщичество, которым занимались и состоятельные мусульмане.

Экономическая мысль средневековой Японии связана с фискальной политикой государства, которая вмешивалась в распределение земли, крестьянских наделов, освоения общественных земель. Об экономическом положении Японии и ее экономическую политику можно узнать из памятных заметок из 12 статей Мійосі Кійоюкі (847-918), где автор обосновывает необходимость надельной системы. Для него причиной зла является то, что "земли переходят в чужие руки, богатые семьи приумножают свои владения, заботятся только о своей выгоде. Этим наносится ущерб государству".

В контексте защиты земледелия развивалась экономическая мысль Японии в последующие века. Длительное пренебрежение купеческо-торговой деятельностью, товарно-денежными отношениями постепенно менялось. В позднем средневековье возникла школа экономической мысли купцов, то есть напрямую "учение сердца" (сінгаку), основателем которого был Исида Байтам (1685-1744). Равенство всех перед деньгами - это исходная тезис этого течения, где соединились буддизм, синтоизм и конфуцианство.

Экономическая мысль в Османской империи формировалась на стыке влияний мусульманского Востока и христианского Запада. Османские правители пытались быть справедливыми не только относительно налогообложения крестьян, но и в формировании рыночных цен, а также в регулировании ростовщического процента. Экономическая мысль нашла отражение в посланиях Мустафы Кочібея султану Мураду IV (1630) и султану Ибрагиму И (1640), в трактате Кятіба Челеби (1609-1658) "Руководство по исправлению ошибок".

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание