Политико-правовые концепции обоснования абсолютизма

Возрождение - это период культурного и идейного развития стран Западной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени, обусловленный зарождением капиталистических отношений. Выделяют несколько этапов его развития: Проторенесанс (вторая половина XIII-XV вв.), в Раннее Возрождение (XV ст.), Высокое Возрождение (конец XV - первая четверть XVI в.), Позднее Возрождение (XVI в.).

Термин "возрождение" ввел в научный оборот итальянский историк Джорджо Вазари (1511-1370) в 1550 году и связывал его с эпохой античности. Основой Возрождения был гуманизм. Основоположником гуманизма был итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Его идеи поддерживал Л. Бруни (Аретино), который поддерживал всестороннее развитие личности, отрицая тиранию. Он создал теорию республиканизма - справедливого общества, что является условием реализации свободы воли как свободы личности.

Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической религии и формирование антисхоластичного типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения. За довольно короткое время, по сравнению с средневековьем, общественным сознанием был освоен идеи свободы и достоинства человеческой личности, которая хотела счастья на земле, а не в потустороннем мире. Проблемы формирования государства, ее типологических характеристик вызвали политические дискуссии гуманистов конца XIV - начала XV вв. В это время появляется концепция флорентийского республиканизма. Появление монархических концепций узаконювала абсолютистские тенденции государств. Создается почва для Реформации (reformation - преобразование) - широкого общественного движения, направленного против тоталитаризма католической церкви, которая во многом взяла на себя полицейские функции по отношению к пастве.

В XV в. в Западной Европе наблюдается усиление самодержавия. Политическая власть, которая до недавнего времени была распылена между вассалами и корпорациями, оказалась в руках короля, от которого зависело укрепление национального единства и согласия, которая была крайне необходима в условиях распространения буржуазных отношений и формирования национальных рынков. Идея суверена как источника политической власти в государстве стала центром государственно-правовых теорий XVI века. Государство в творчестве мыслителей этой эпохи рассматривалась единственным гарантом мирного сосуществования, средством преодоления средневековой анархии.

Формировалась идея гражданского общества, которое бы объединяло интересы частных собственников. В связи с появлением централизованных абсолютистских государств (Франции, Италии, Англии, России), начало разрабатываться понятие национального государства, под которой понимают политическое образование с единой территорией, единым правовым режимом, этнически однородным или разнородным населением.

Дальнейшее развитие получила идея естественного права, формировались принципы международного права, исследовались проблемы соотношения свободы и права, права и закона, индивида и государства.

В период Возрождения возникло такое понимание мира и свободы, что поставило человека в центр мирообразования. Одним из мыслителей, которые поддерживали эту идею, был итальянский гуманист, философ, граф Пико делла Мирандола (1463-1494). Он был одним из ведущих философов платоновской Академии. Выдвинул идею об исключительности человеческой природы и высокое назначение человека. Предложил обобщить мудрость человечества в одном учении.

Именно исследованию человеческой личности, условий ее формирования и развития посвящен его трактат "О достоинстве человека". У Пико делла Мирандолы свобода человека ничем не ограничена, человек сам творец собственного образа. Один из слагаемых достоинства индивида - гражданственность и бескорыстное служение общему благу.

Период Возрождения отмечен творчеством выдающихся мыслителей и политических деятелей, которые оказали влияние на развитие учений о государстве и праве новейшего времени. Такими мыслителями является Н. Макиавелли и Ж.Боден. их творчество относится к сложному периоду коренных изменений в мировоззрении, когда средневековая схоластика уже пережила себя, а новоевропейский рационализм лишь утверждался.

Одну из первых светских государственно-правовых концепций разработал итальянский мыслитель, дипломат, политический деятель, один из первооткрывателей основ политологии Никколо Макиавелли (1469-1527). Самые известные его произведения "Монарх" (1513), "Рассуждения о первых десяти книг Тита Ливия" (1516-1517), "История Флоренции" (1520), "О военном искусстве" (1521). Он синтезировал в своем творчестве политический опыт активной политической деятельности на посту секретаря Совета Десяти, которая возглавляла Флорентийскую республику.

Макиавелли считал, что общество развивается циклически: от монархии к аристократии, к республики опять к монархии. Таким образом он объяснял повторяемость исторических явлений. При этом Формы правления государства он делит на правильные (как и Аристотель) и неправильные (рис.4.1). Лучшей государственной формой Макиавелли считал республику, в которой граждане участвуют в управлении государством, имеют как частные, так и общественные интересы, видят в законе защитника и покровителя.

Формы правления государства по Макиавелли

Рис. 4.1. в Формы правления государства по Макиавелли

Ради укрепления государства, по теории Макиавелли, допустимы любые средства ("макиавеллизм" - политика, пренебрегает нормами морали), но в деморалізованому обществе никакая власть не будет эффективной кроме абсолютной монархии. При этом правитель, как создатель государства, находится вне закона и морали, а критерием оценки его деятельности выступает успех политических мер, направленных на поддержку и наращивание мощи своего государства.

Макиавелли различает три функции государственной власти (рис. 4.2).

Функции государственной власти по Макиавелли

Рис. 4.2. в Функции государственной власти по Макиавелли

Макиавелли, абстрагируясь от конкретно исторических форм государства, ввел новый термин "state" (государство) - политическое состояние общества, политических отношений с органами власти, правом, соответствующим действующим законам. При этом важным атрибутом государства является политическая власть, которая проявляется в способности правящих кругов принуждать подчиненных к повиновению, а источником развития государства и изменения ее форм является взаимная борьба народа и аристократии.

Теоретиком государственного суверенитета был французский философ, юрист, экономист и государственный деятель Жан Боден (1530-1596). Основные идеи он изложил в трудах "Метод легкого изучения истории" (1566), "Ответ п.Мальтруа..." (1568), "Шесть книг о республике" (1576). Подобно Макиавелли, мыслитель ставит интересы государства выше религиозных. Боден четко сформулировал и всесторонне обосновал понятие "суверенитет", как одну из существенных признаков государства (абсолютную, никем не ограниченную верховную власть над гражданами).

Признаки государства за Же. Боденом

Рис. 4.3 Признаки государства за Же. Боденом

Рассматривая формы правления, Же. Боден отдает предпочтение абсолютной монархии, которая является самой естественной из всех форм. Наилучшим является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический, демократический характер. Он был противником теории смешанной формы государства, при которой суверенитет разделен между монархом, аристократией и народом. Мыслитель, вслед за Макиавелли, обосновал требование политической централизации страны. Доказывая необходимость государственного суверенитета, сильной монархической власти, Же. Боден очерчивал пределы деятельности этой власти действием религиозных, природных и общественных законов.

Же. Боден выступал за необходимость свободной торговли, главную причину подорожания товаров усматривал в росте потока драгоценных металлов в Европу. Он был сторонником количественной теории денег и в 1576 г. обосновал изменение уровня цен (инфляцию) результатом изменения соотношения между количеством денег и товаров.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание