Политико-правовые учения мыслителей и юристов средневековья

Начиная с XII в. коренным образом изменилось лицо западноевропейских стран:

- была преодолена феодальная раздробленность;

- утверждались сословно-представительные формы правления, которые гарантировали стабильность в обществе, ликвидацию прежних внутригосударственных преград;

- активизируется процесс формирования национальных рынков;

- растут и богатеют города как центры ремесла и торговли;

- меняется социальная структура общества (наряду с духовенством и дворянством появляется третье состояние - городское бюргерство).

В XII в. возникло феодальное городское право ("Магдебургское право"), которое выводило города из-под юрисдикции феодалов и придавало им собственно самоуправления, устанавливало порядок выборов и функции городских органов власти, суда, объединений ремесленников и купцов, регулировало ряд гражданско-правовых отношений. Появляются новые держано-правовые концепции, что предлагали значительную коррекцию общественного устройства, по-другому определяли роль и назначение государства. Новые государственно-правовые концепции обосновывали идею централизованного государства и политического мира.

Представителем такого направления политической мысли этой эпохи был итальянский мыслитель, идеолог представителей нового сословия горожан (бюргерства) Марсилій Падуанский (ок. 1275 - ок. 1343). Он был сторонником аверроизма (учение арабского философа Ибн-Рушда, которое отрицало акт одновременного божественного творения мира и признавало Бога первопричиной всего сущего), свою концепцию изложил в произведении "Защитник мира" (1324).

Новизна взглядов мыслителя определялась следующим:

- он один из первых в истории европейской государственно-правовой мысли создал новое учение о государстве, построенное на рациональных началах;

- первым высказал идею верховенства закона в обществе;

- близко подошел к проблеме разграничения духовной и светской власти;

- разделял светскую власть на законодательную и исполнительную.

М. Падуанский отрицал феодальную раздробленность государств, а церковь обвиняли во многих бедах общества, предлагал подчинить ее светской власти и ограничить сферу влияния, сузив ее к решению проблем духовной жизни людей.

Теория светского правления М. Падуанского основана на непосредственной практике развития итальянских городов-государств с самоуправляющейся формой правления. Мыслитель считал, что государство возникает в результате постепенного усложнения форм человеческой общности. Государство является выразителем политической власти, источником которой является народ. От народа происходит как светская, так и духовная власть. Как выразитель политических взглядов своего состояния (бюргерства), философ подчеркивал, что целью государства является создание условий для достойного существования человека, достижения им "общественного счастья", под которым понимались защита собственности и свобода рода занятий. Но для реализации этих целей в государстве должен быть политический мир, который достигается согласованием функционирования всех органов управления и создания соответствующего правового порядка, направленного защитить человека и его имущество.

М. Падуанский заложил основы идеи народного суверенитета, поставив знак равенства между понятиями "народ" и "общество". Он считал народом всех граждан, участвующих в общественном управлении, но лишил этих качеств детей, рабов, иностранцев и женщин. Исходя из идеи народного суверенитета, мыслитель называл самую совершенную такое государство, где монарх является выборным лицом. Именно монархия, как единоличное правление, способная защитить интересы народа.

Рассматривая проблемы права М. Падуанский

во-первых, различал социальные нормы, регулирующие общественные отношения, отделяя религиозные, моральные и правовые формы;

во-вторых, считал, что право возникает вместе с государством, оно не существует вне государства, поэтому право разделял на божественное (состоит из предписаний Нового Завета) и положительное (воплощение воли государства);

в-третьих, считал, что позитивное право (человеческий закон - это правила, регулирующие поведение людей на основе приказа, запрета, разрешения и осуществляются путем принуждения. Его задача заключается в регулировании отношений в государстве и контроле над властью, в сдерживании ее от произвола и злоупотреблений;

в-четвертых, размышляя над законодательным процессом и исполнением законов в государстве, философ фактически подошел к проблеме разделения власти на две ветви: законодательную и исполнительную.

Весомый вклад в развитие новейших взглядов на государственно-правовые явления сделали средневековые юристы. Одним из направлений исследовательской работы различных юридических школ X-XI вв. было сравнение действующего в странах права с римским правом. Происходила активная рецепсія (приспособление норм римского рабовладельческого права к регулированию феодальных отношений) римского права. Понимание сущности права опять свелось к идее справедливости и связанных с ней естественно-правовых представлений и политических взглядов.

Теория естественного права нового времени начали павінська, равенська и римская школы права, которые в основу своих исследовательских подходов положили справедливость как критерий всякого права.

В начале XII в. юрист Ірнерій (1065-1125) основал школу глосаторів, основным направлением деятельности которой стало толкование рукописи XI в. "Дигесты Юстиниана". Деятельность глосаторів утверждала в юридической практике приоритет правовых норм и законов. С результатами деятельности представителей этого течения в середине XIII в. был издан отдельный сборник, который суды использовали как источник действующего законодательства.

Учение глоссаторів развили представители юридической мысли Италии XII-XIV вв., которые вновь обратились к идее естественного права и учения римских юристов. Это были так называемые постглосатори (Луллій Раймунд). Они считали естественное право правом высшей категории, требованиям которого должны соответствовать нормы действующего позитивного права. Постглосатори применяли правила схоластической логики (католическая теология, ориентированная на оправдание церкви) и считали свободу естественным правом, а рабство - порождением насилия.

наиболее Выдающимся постглоссатором был итальянский профессор Бартолл где Саксоферрато (1313/1314-1357). Бартолл где Саксоферрато и его последователи бартолісти, глосатори и постглосатори продолжали развитие юридической науки и стремились обобщить и систематизировать правовые понятия, а также совместить основные положения римского права с понятиями канонического, городского, обычного права.

С 1221 до 1235 года немецкий дворянин и знаток права Ейнке фон Репков (ок. 1180 - после 1233) составил "Саксонское зерцало" - сборник норм обычного права и судебной практики северо-восточной Германии с комментариями составителя. Одна из главных идей работы - идея общественного мира и прекращения феодальных междоусобиц, причиной которых были притязания церкви светской власти. Ейнке фон Репков изложил теорию "двух мечей", по которой Бог дал земному царству два меча для защиты христиан: Папе предназначен духовный меч, а императору - светский меч. Таким образом, папа не может устанавливать никакого права, которое ухудшало бы земское право. Ейнке фон Репков выступил против рабства и крепостничества. Его правовые учения отразили тенденцию к отмене "первого" права к закрепощению людей в Западной Европе XIII в.

Средневековые взгляды на государство и право отразили и сторонники гуманистической школы права (XIV ст.). Они отрицали феодальную раздробленность, отстаивали идею централизованного государства с единым кодифицированным законодательством. Юристы-гуманисты значительное внимание уделяли исследованию источников римского права, согласованию его с нормами действующего национального права, которое регулировало качественно новые общественные отношения.

Сторонником идей естественного права был английский философ конца XIII в. первой половины XIV в., францисканец Уильям Оккам (ок. 1285-1349). Вопреки теологическим взглядам того времени, он резко критиковал посягательство папы на светскую власть. В своем политическом трактате "Диалог" мыслитель решительно осуждает верховенство власти папы, иерархическую структуру католической церкви, деспотичный моральный и духовный диктат католицизма.

Основные политико-правовые идеи Уильяма Оккама:

- полная независимость короля от папы;

- верховенство императорской власти в отношении римского престола;

- власть папы зависит от собора верующих;

- собор имеет право избирать и смещать римских пап.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание