Политико-правовые учения западноевропейского просвещения

Просвещение - политическая идеология, философия и культура периода утверждения буржуазных отношений. Просвещение возникло в XVII в. в Англии и было связано с творчеством Дж. Локка. Затем распространилось во Франции (XVIII в.), где нашло отклик в творчестве Ш. Монтескье, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Вольтера. Оно пропагандировало идеи буржуазной демократии, общественного прогресса, равенства, труда на благо общества, свободы личности, республиканского государственного устройства.

Характерной особенностью государственно-правовой мысли эпохи Просвещения является сочетание теории с практикой. Это стало возможным с распространением практики принятия конституций в государствах, первых попыток кодификации права, образования новых буржуазных государств. Именно в это время происходило целенаправленное государства, определялись формы государственного правления, устройства, сферы компетенции органов власти, структуры политической системы и т.д. В отличие от эпохи Возрождения, просветительские концепции по-другому толковали идеи общественного договора и естественного права.

1. Если в теориях XVI-XVII вв. естественное право исследовалось преимущественно под углом зрения необходимости утверждения одинаковых для всех людей прав, исходя из того, что все люди, разумные существа, то в теориях XVIII в. естественное право толковалось уже как деятельность государства в соответствии с правового закона для достижения цели общественного договора - свободы и справедливости.

2. В договорных теориях XVI-XVII вв. основополагающей концепцией было изучение государства как своеобразного соглашения между правителями (суверенами) и их подданными (народом), за которыми признаются взаимные права и обязанности. Основой договорных теорий XVIII в. было признание того, что умная соглашение между правительством и народом - это не разграничение прав и обязанностей между подданными и правителями, а принятие правовых законов государства, регулирующих отношения между людьми. Концепцию общественного договора была ориентирована на установление разумных пределов вмешательства государства в частную жизнь индивида и общества в целом.

Наивысшего уровня развития Просвещение достигло во Франции накануне Великой французской революции. Впоследствии оно распространилось в Германии, Испании, Италии, среди славянских народов, сыграло значительную роль в формировании политико-правовых концепций стран Европы и Америки.

Заметной фигурой французского Просвещения, одним из авторов новой политико-правовой идеологии был Вольтер (1694-1778). Его взгляды относительно государства и права, изложенные в трудах "Философские письма", "Опыт всеобщей истории и о нравах и духе народов", сводятся к следующим идеям:

- во-первых, это идея равенства людей. Мыслитель был убежден, что социальной основой неравенства является необразованность, которой способствует католическая церковь. Он выражал интересы крупной буржуазии, а потому не занимался проблемами простого народа, считая, что беднота не должна иметь политических прав.

Мыслитель признавал равенство людей как биологических существ, но отрицал равенство социальное. Он отстаивал идею юридического равенства в обществе, которая предусматривала формальное равенство всех перед законом и возможности обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина. Но и здесь Вольтер провозглашал юридическое равенство только в сфере частного права, отрицая возможность ее реализации в сфере публичного права;

- во-вторых, это идея свободы, под которой Вольтер понимал не свободу общества в целом, а свободу індивіда. ее основой является свобода слова, вероисповедания, предпринимательства и свобода труда;

- в-третьих, это идея власти. Вольтер как сторонник сильной государственной власти рассматривал ее как средство защиты от "посягательств черни" (народа) на собственность. В этом четко просматривается апологетика философом интересов собственника. Однако он предпочитал не формам управления государством, а принципам реализации власти, которые бы обеспечивали свободу, законность, право собственности;

- в-четвертых, Вольтер создал оригинальную концепция "просвещенного абсолютизма". Мыслитель убеждает, что институт абсолютной монархии еще не исчерпал своих возможностей. Он находится в кризисе, преодолеть которую можно при условии правления государством высокообразованных, высоконравственных монархов. Теория "просвещенного абсолютизма" не осталось "наукой для науки". Она распространилась в европейских странах и служила идеологией для так называемых революций сверху - проведение реформ по ликвидации устаревших феодальных институтов, которые не разрушали основ абсолютизма. Инициаторами и исполнителями этих реформ были монархи, которые, опираясь на популярные просветительские идеи, подавали абсолютистське самодержавне правления в своих странах как "союз философов и монархов".

Деталізованішою была государственно-правовая концепция выдающегося юриста и политического деятеля Франции Шарля-Луи Монтескье (1689-1755), которую он изложил в произведениях "Персидские письма", "Размышления о причинах величия и упадка римлян", "О духе законов".

Основные его концепции:

1. В отличие от средневековых философов, Ш.монтескье связывал возникновение государства с объективными процессами развития общества. По его мнению, государство возникает тогда, когда утверждаются частная собственность, распределение богатств, когда индивиды пытаются присвоить чужое богатство, что приводит к антагонизму в обществе. Отдельные личности в обществе начинают ощущать свою силу и стремятся повернуть благо общества в свою пользу. В этом коренятся причины вражды между отдельными лицами, войн в обществе между народами.

В догосударственном обществе царила естественная свобода индивида, обеспечивалась не силой принуждения, а обычаями и традициями. С переходом к государству такая естественная свобода теряется и восстанавливается в новом качестве исключительно с помощью законов.

При этом естественная свобода неизбежно приобретает политический характер, находясь в постоянной связи с правом. Ш.монтескье был убежден, что будущее государства связано с политической свободой, которая обеспечивается разделением властей. На основании этого утверждения он дает определение государства: государство - это общество, в котором действует закон.

Не противопоставляя общество и государство, не выделяя государство в отдельную институцию Ш. Монтескье считает, что важнейшим средством государственной организации общества и поддержания порядка в нем должно быть государственное законодательство.

2. Как и Вольтер, Ш. Монтескье был сторонником теории естественного права, он считал, что в мире все происходит согласно природной закономерности. Люди как разумные существа могут сами издавать законы. Но у них есть законы, созданные человеческим разумом, то есть природные законы. До основных природных законов он относил:

а) стремление людей жить в мире с такими, как они сами;

б)влечение одного человека к другому (любовь, дружба, товарищество);

в)стремление человека добывать себе пищу;

г) коллективизм людей, их стремление жить в обществе.

Такие природные законы, по мнению философа, является образцом абсолютной справедливости. Справедливость исторически и логически предшествует закону. Пытаясь решить дилемму "право" и "закон", Ш. Монтескье вводит в свою теорию "дух законов". Право он рассматривает как общечеловеческую ценность. Его целью является свобода, равенство, безопасность и счастье всех людей. Но как только люди объединяются в общество, между ними равенство заканчивается и начинается вражда. Жить в постоянном антагонизме и противостоянии люди не могут, а потому устанавливают законы и правила поведения (положительные законы). В просветительском духе Ш. Монтескье считает, что "человеческий разум правит народами", но связывает действие закона не только с самим разумом, но и с определенными природными и географическими факторами:

■ умеренный климат способствовал формированию таких черт, как храбрость, воинственность, свободолюбие;

■ теплые условия жизни порождают людей ленивых, покорных, развращенных;

■ плодородный грунт побуждает людей к постоянному его возделывания, а потому люди передают право на управление ими одному лицу. Там чаще царит монархическая (или деспотическая форма правления;

■ на неплодородных землях чаще устанавливается народное республиканское правление.

Исходя из таких соображений законодатель создает законы не произвольно, а с учетом природных условий, в которых исторически сформировался народ. В этом и заключается действие "духа законов".

3. Основополагающим тезисом теории Ш. Монтескье является признание свободы человека-гражданина. Для нее наибольшую опасность составляет государственная власть, а особенно те условия, порождающие возможность злоупотреблять ею. Свобода человека в государстве - это политическая свобода. Свобода, рассуждает философ, есть право делать то, что разрешено законами.

4. Объединенная в государстве сила отдельных людей является властью. Она может принадлежать одному лицу или нескольким людям. Форму правления Ш. Монтескье определял на основании того, сколько людей находится у власти: это может быть республика, монархия или деспотия.

При республиканской форме правления власть принадлежит всему народу или определенному количеству семейств.

Монархия - правления единолично, на основе закона правит монарх.

За деспотии управление государством осуществляет тоже одно лицо, но в своих действиях она руководствуется не законом, а собственным капризами.

Анализируя названные формы правления, Ш. Монтескье отдавал предпочтение монархии, которая функционирует на основе закона.

Республику и ограниченную законами конституционную монархию Ш. Монтескье считал умеренными формами правления. Но политическую свободу в них можно реализовать только при отсутствии злоупотребления властью.

5. Краеугольным камнем учения о государстве и праве Ш. Монтескье является его теория разделения властей. По мнению философа, злоупотребление властью можно исключить лишь в том случае, когда власть в государстве построена по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Мыслители предыдущих веков считали, что разделение власти своеобразно уравновешивает общественные и экономические интересы определенных слоев населения. Такое разграничение власти было противовесом крайней централизации, напоминало о том, что ни один политический организм не будет работать слаженно, если не будет базироваться на взаимном уважении и честной взаимодействия его составляющих.

В отличие от этих взглядов, Ш. Монтескье впервые в истории государственно-правовой мысли разделение государственной власти связывал с конституцией государства. Тем самым он обосновал идею правление не людей, а правление законов, то есть идею конституционного правления. В соответствии с ней суверен должен соблюдать не только природных, но и положительных законов в государстве.

Разделение властей Ш. Монтескье объединил в систему правовых сдержек и противовесов, подчеркивая, что разделение властей обеспечит верховенство закона. Это было новым в доктрине разделения властей. Именно при условии разделения ее на законодательную, судебную и исполнительную возможный государственный строй, при котором человек будет следовать тому, что велит закон, и не делать того, чего закон не позволяет.

Концепцию общественного договора как первооснову объединения людей в гражданское общество и государство демократического типа разработал французский мыслитель и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Государственно-правовые взгляды он изложил в произведениях "Про общественный договор" и "Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми".

В отличие от других просветителей, Ж.-Ж. Руссо не апеллировал к разуму, а ставил на первое место добрую волю, чувства, эмоции и уважение. Жан-Жак Руссо рассматривал проблему социального неравенства, в которой он видел источник и ум. Эти идеи в книге "Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми" (1755) Руссо связывал возникновение эксплуатации с появлением частной собственности, которая разрушила первобытную общину "золотого века". Он призвал разрушить "старый порядок", отвергал политический деспотизм. Руссо считал, что все социальные привилегии знати основываются на несправедливом распределении собственности и призвал к народному восстанию.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание