Проблемы рациональной организации рабовладельческой латифундии в трудах древнеримских философов. Государственно-правовые учения Древнего Рима

В i в. н.э. завершилась организация Римской империи с развитым рабовладельческим строем, переживая кризис распадается на западную (столица-Рим) и восточную (столица-Константинополь). Восточная Византийская империя имела дипломатические, торговые, военные отношения с Киевской Русью и просуществовала до 1453г.

Политико-правовые и экономические учения Древнего Рима создавались в борьбе идеологий отдельных слоев населения: между патрициями и плебеями, нобілітетом (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), свободными и рабами.

В стародавньоримській литературе рассматривались проблемы рабства, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). Эти проблемы исследовали Марк Порций Катон Старший (234-149 гг. до н.э.), Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.), Луций Юний Модерат Колумелла (i в. н.э.) и братья Гракхи - Тиберий (162-133 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.), начав аграрный движение, которое выражало интересы безземельного и малоземельного крестьянства в борьбе против латифундий. Время работы древнеримских философов свидетельствуют об эволюции экономических взглядов на рациональную организацию хозяйства и управления им.

Марк Порций Катон Старший (234-149 гг. до н.э.), выдающийся римский политический деятель и писатель, написал труд "Земледелие". Марк Порций Катон предлагал правильно организовывать труд рабов. Изучая доходность домашнего хозяйства, выделил условия, при которых оно будет расти:

1. Развитие земледелия на основе интенсификации рабского труда, факторами которой выступают:

- обеспечение раба задачей на рабочий день;

- обеспечение непрерывности процесса производства;

- введение системы контроля за выполнением работ путем выбора надзирателя из числа рабов.

2. Использование выгоды от сбыта части произведенной продукции.

3. Использование арендных отношений, поддержание мелкой торговли и разветвленный ростовщичество.

Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.), римский писатель и ученый во многих отраслях знаний, написал труд "сельское хозяйство". Марк Теренций Варрон изучает функционирование сельского хозяйства и выясняет факторы, которые влияют на рост его доходности. К этим факторам относят следующие:

> торговля и необходимость учета колебания рыночных цен;

> рациональное распределение операций в хозяйстве между свободными работниками и рабами;

> интенсификация труда рабов за счет использования методов морального и материального стимулирования;

> привлечение к хозяйственной деятельности других хозяйственных отраслей, например, скотоводства, которое дает немалые доходы.

Луций Колумелла - писатель и агроном, рекомендовал развивать производительные колонати, как начало развития будущего феодализма, а также поощрять рабов к труду, путем компромиссов.

Знаменитым создателем политико-правовых и экономических учений, идеологом римской аристократии в период республики был государственный деятель, оратор и юрист Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Свои правовые взгляды и учения он изложил в работах - "обязанности", "законы", "государство", "Туклуканські разговоры", "О границах добра и зла", "О природе богов".

Цицерон был сторонником частной собственности, крупного землевладения, усиление эксплуатации колоний, развития торговли. Во взглядах Цицерона на торговлю и ссудный капитал отразились противоречия между натуральным и товарным хозяйством в Древнем Риме.

Марк Туллий Цицерон создал теорию смешанной формы власти и теорию цикличности форм правления, а также наполнил новым содержанием идею естественного права, которая распространилась по всей Западной Европе вплоть до XX в. По мнению римского политика, государство по своей сути является самостоятельным корпоративным объединением, членство в котором принадлежит всем гражданам. ее основная задача заключается в обеспечении условий справедливого спасения.

Цицерон сформулировал три основных принципа справедливого управления, которые не потеряли своей актуальности на сегодня:

- власть делегируется народом;

- власть должна функционировать исключительно на основании закона;

- власть может быть оправдана исключительно моральными факторами. Народ является самоуправляемой организацией и имеет достаточно средств для самосохранения и развития. Благом в государстве есть закон, но ни один закон не должен нарушать естественный порядок и создавать благо из бесправия, добро из зла, честное из бесчестия. Справедливость заключается в том, чтобы не посягать на чужую собственность. Критерием справедливости является универсальный закон природы - естественное право.

Разрабатывая теорию циклического развития форм государства, Цицерон, опираясь на учение греческих мыслителей, выделил три основные формы государства: монархия (царская власть), аристократия (власть оптиматов), демократию (власть народа). Наилучшей формой государства является монархия, а политическим идеалом Цицерона есть аристократическая сенатская республика. Самой совершенной и наиболее устойчивой формой правления является сочетание элементов монархии, аристократии и демократии. По его мнению, к такой форме правления приближалась Римская республика в сутки наивысшего своего величия, когда в ней сочетались власть консулов (монархия), аристократов (сенат) и народа (демократические сборы).

Одним из первых, кто нарушил традиционную для античного мира веру в государство (полис), был римский политический деятель, философ и писатель Сенека Луций Анней (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.). В своих философских трудах "Письма к Луцилию", "Письма на моральные темы", "О счастливой жизни", "О короткость жизни" Сенека на место государства поставил власть, наделенную орудием принуждения, ввел идею всеобщего равенства всех людей и всех состояний, как творений Божьих, при этом не отрицая рабства как социально-политического института.

Расцвет римской юриспруденции приходится на i в. до н.э. - III в. н.э. В этот период получили распространение труды римских юристов, которые были скомпонованы в Дигестах императора Юстиниана и изданы в 533 г. Среди юристов ранней империи выделяют Га (II ст.), Папініана (II-III ст.), Цельса (II-III ст.), в Ульпиана (II-III ст.), в Модестина (II-III вв.). Римские юристы различали три вида права:

- гражданское право (ius civile) - положительное местное право, которое охватывало обычное и преторське право и решение народного собрания;

- право народов (ius gentium);

- естественное право (ius naturale).

Природное (божественное) право признавало всех людей от природы равны, а право народов, как право международного общения, признавало рабство, необходимость ведения войны, основание царств, международную торговлю. Право граждан регулировало взаимоотношения между свободными римлянами и, за Рощей (II ст.), есть "собственным правом государства". Источником этого права Папініан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и "взгляды мудрых". Таким образом, разграничение права народов и права граждан, проведенное в римской юриспруденции, имело цель оправдать рабство, агрессивность войн и неравенство завоеванных народов по отношению к римлянам.

Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное. Домініцій Ульпіан (ок. 170-228 гг.) публичное право относил к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц. Основное внимание юристы уделяли частному праву. В их работах были заложены основы теории гражданского права. Данная теория римских юристов о разделении права была признана в средние века и укоренилась в европейском праве нового времени.

Становление христианских экономических и государственно-правовых идей

в условиях экономического, политического и морального кризиса рабовладельческого общества в I в. н.э. возникает новая религия - христианство, вероучение которого изложены в Новом завете. Все господствующие в то время христианские учения сводились к постулату, что спасение человека зависит исключительно от церкви, единой институции, которой принадлежит отпущение грехов и оценка добродетелей верующих. Содержание этих учений обусловливался объективными тенденциями развития раннефеодального общества и утверждением христианства, которое в 311 г. становится официально разрешенным, а под конец IV ст. - господствующей религией Римской империи. Признание христианства государственной религией привело к тому, что императоры стремились к авторитарному решение религиозных вопросов, а церковь не желала превращаться в послушных исполнителей светской власти, при этом хотела участвовать в политической власти и требовала от государства помощи в борьбе с ересями и охране церковного богатства. Догматы церкви стали одновременно политическими аксиомами, а библейские тексты имели силу закона.

Принципиальными основами раннего христианства были:

> теизм - восприятие Бога как творца мира;

> дуализм - взгляд на мир как арену борьбы добра и зла;

> персонализм - признание за каждым человеком права на свободу выбора и единоличной ответственности за свои действия перед Богом;

> провіденціалізм и есхатологізм - вера в конечную, заранее определенную победу добра над злом и утверждение Царства Божьего на земле.

Ярким выразителем экономических и политико-правовых воззрений раннего христианства и разработчиком теории теократии был епископ Гіппона (Северная Африка, наряду с Карфагеном), а в миру Аврелий Августин Блаженный (354-430). Политические, экономические и правовые взгляды теолога изложенные в книгах "О град Божий", "О свободной воле". Его взгляды направляли общественное сознание на восприятие государства как творение рук людей. При этом церковную и светскую власть Августин не рассматривал как институционально противоположные. Согласно его учению существовало единое христианское общество, которое теолог не противопоставлял государству и церкви, а обосновывал идею морального превосходства церкви над государством и право государства на поддержку церкви.

Впервые была определена идея христианского равенства, которая предопределяла социальное и имущественное равенство. Морально осуждалась имущественное неравенство, разделение людей на бедных и богатых. Труд выступает основой человеческой жизни. Августин Блаженный определил категорию "справедливой цены" - цены товара, которая соответствует затратам на его производство.

Августин создал теорию и разработал закон о справедливости. Справедливость - это наказание за грех и состоит в том, что человек утрачивает то, чем не может пользоваться. Воплощением божественной справедливости согласно учению Августина есть право, засадовим принципом которого является нерушимый, вечный, санкционированный Богом закон, регулирующий человеческие отношения. Государство, в котором игнорируется право, обречена на небытие.

Политико-правовое и экономическое учение Августина Блаженного сыграло большую роль в развитии политики и права, а также теократических доктрин.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание