Развитие идей классической школы в украинской политэкономии

С развитием элементов капитализма в России и Украине возникла необходимость обоснования этого строя и усиление его преимуществ. Первыми представителями классической политической экономии в Украине были Я.Козельський и В.Каразін.

Яков Павлович Козельский (1724-1795) был выдающимся философом и просветителем, написал такие труды, как "Государь и министр", "Философские предложения". В своих трудах он выступает против феодального строя и предлагает перейти к буржуазному, обрисовал программу перехода к рыночной экономике. Исследовал экономические категории товарного производства. Так, труд определил как источник богатств общества, а не оборот как считали меркантилисты, причем труд во всех сферах производства. Труд он разделяет на необходимую и дополнительную. Критикует меркантилистов за их чрезмерную привязанность к деньгам, и доказывает, что богатство общества создается в процессе труда. Анализируя производительность труда, Козельский называет пути ее повышения за счет материальных и моральных поощрений.

Я. Козельский дает характеристику собственности и определяет ее место в экономической системе, отмечает, что каждый человек имеет равные права на собственность. При этом понимал, что частная собственность является источником общественного неравенства, однако именно ее считал основой идеального общественного строя. Он дает четкое определение рыночной экономике как обществу, которое построено на свободном обмене товарами, каждый член которого получает прибыль на основе обмена произведенными продуктами.

Козельский критикует церковно-религиозное учение о государстве и законы, поскольку, по его убеждению, государство и законы являются продуктом соглашения между людьми, продуктом общественного договора, а поэтому могут варьироваться на пользу людей.

Василий Назарович Каразин (1773-1842), один из основателей Харьковского университета, критиковал крепостничество, за что был заключен. Он выступал за ограничение эксплуатации крестьян помещиками, указывал на преимущества наемного труда над принудительным. Каразин предложил внедрить систему регламентации повинностей крестьян, что способствовало ослаблению их эксплуатации помещиками и повышению производительности сельскохозяйственного труда. Он также предлагал постепенно переходить от помещичьего строя к буржуазному. Опираясь на учение западных экономистов, выдвинул меры по развитию промышленности и торговли. Ученый отмечал также на снижении налогов, которые тормозили развитие промышленности.

Важную роль в развитии народного хозяйства Каразин придавал деньгам, денежному обращению и финансам. При этом происхождение денег связывал только с драгоценными металлами: золотом и серебром. Большое внимание он уделяет устойчивому курса денег, определяя причины обесценивания бумажных денег и предлагая меры по укреплению денежной единицы, порядок обращения разменной монеты.

Итак, Козельский и Каразин предлагали ликвидировать феодальный строй, крепостничество; рассматривали аграрные вопросы, а также переход к рыночным отношениям. Исходя из этого, их учение можно приравнять к учению физиократов.

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794), философ, поэт, он был демократом, гуманистом и просветителем. Высказывал свою экономическую и философскую мысль, критиковал гонения за богатством и другие пороки феодально-крепостнического общества. Особенность взглядов заключается в том, что он совмещал материалистическое по идеологическим.

Центральное место во взглядах Сковороды занимала человек и общественную жизнь. Внутреннюю суть человека он трактовал как борьбу добра и зла. Источник зла он видит в социальном неравенстве и несправедливости, в расслоении общества на бедных и богатых. Г.Сковорода критиковал всех, кто был причастен к эксплуатации крестьян: церковников, богачей, а также и чиновников, да и всю систему управления снизу до верху. Всех правителей он сравнивал с волками, что правят в овчарне. Сковорода дает характеристику всей системе управления, показывает, что она является не чем иным, как ограблением бедняцкой части украинского села. В произведении "Алфавит, или букварь мира" он говорит об определяющей роли труда в деятельности человека и в жизни общества. Труд, считал г. сковорода, - основа всей общественной жизни, начало и конец радости человека и общества. В труде он увидел основу общественного благополучия, правовых норм и этических принципов. Представление Г. Сковороды о предстоящих формы общественного устройства хоть и теологические по форме, по своему содержанию были демократическими и патриотическими, поскольку основу общества он усматривал в равном владении всех членов общества всеми благами, труда - общественное благосостояние, в республике - найрозсудливіший политический строй, в распространении образования среди народа - условие его духовного развития.

Представителем классической политической экономии в Украине также был Тихон Федорович Степанов (1795-1847), который пропагандировал идеи А. Смита и Д. Рикардо выступал против доктрины меркантилизма, крепостничества, провозглашал идеалы свободы экономической деятельности. В работе "О теории и практике политической экономии", характеризовал предмет политэкономии как науки о богатстве, которое накапливается, распределяется, потребляется в обществе. Исследовал основные проблемы политэкономии, такие как сущность и источники богатства, природа и работа, продуктивные и непродуктивные классы, капитал и его накопление, прибыль и т.д.

Анализируя вопрос о происхождении богатства, подчеркивал, что труд выступает субъектом, а природа - объектом его действия (соглашался с Ф. Кенэ). Т. Степанов считал, что богатство в целом состоит из природы, труда и капитала, характеризуя при этом орудия производства при капитализме как капитал, который применяется для получения прибыли. Т. Степанов понимал, что капиталисты получают избыток продукта как дополнительную стоимость, хоть самой категории "дополнительная стоимость" не понимал. Анализируя труд, утверждал, что она тем продуктивнее, чем свободнее от всяких притеснений (поддерживал теорию А. Смита и Д. Рикардо) определял зависимость прибыли от заработной платы. Этими положениями автор подчеркивал, что прибыль является частью стоимости, созданной трудом.

Одним из первых среди экономистов страны правильно понял цель капиталистического производства - стремление к обогащению. "Машины" рассматривал с точки зрения развития производительных сил и той пользы, которую они приносят человечеству, поскольку машина "совершенствует труд", сокращает издержки производства и увеличивает прибыль капиталистов.

Степанов играет значительную роль в развитии отечественной статистики, рассмотрев основные проблемы статистики труда "О статистике вообще" (1831). Он выступает за свободу развития товарно-денежных отношений, кредита, реформирования налоговой системы.

Иван Васильевич Вернадский (1821-1884) - профессор политэкономии Московского университета. Окончил Киевский университет, учился также в Австрии, Германии, Англии и Франции. В трудах "Предмет политической экономии", "Очерки истории политической экономии" дал научное определение предмета политэкономии, показал действие экономических законов. Был исследователем в области политической экономии, статистики, таможенно-тарифной политики, международно-политических и экономических проблем тогдашней Европы.

"В политической экономии, - писал И. Вернадский, - нет, возможно, ни одного предмета, объяснение которого было бы таким важным, как потребности. Как бы вы не ограничивали их круг, они все-таки остаются в ее пределах и притом той чертой, к которой, как к центру, будут тяготеть все выводы науки". И. Вернадский изложил свой взгляд на состояние изучения потребностей меркантилистами, физиократами и А. Смитом, которому и отдал предпочтение. На основе проведенного анализа И. Вернадский сделал вывод, что теорию потребностей к нему никто не преподавал ясно, четко и ярко. Важным требованием в выяснении теории потребностей, по его мнению, является включение в объект анализа общества и человека.

Ученый сделал всесторонний анализ национальных, индивидуальных, региональных и других видов потребностей, раскрыл их зависимость и объективный характер. Он доказал, что общество должно не противостоять, а способствовать удовлетворению потребностей. В интерпретации потребностей экономист отстаивал принцип свободы, углубляя классическую экономическую теорию в сфере изучения потребностей.

Труд И. Вернадского "Очерк теории потребностей" (1847) была созвучна с программными требованиями демократии, служила ей определенной теоретической опорой. Одновременно она является свидетельством того, что украинского экономиста можно считать першодослідником теории потребностей, которая занимает особое место в экономической теории.

І.Вернадський был сторонником невмешательства государства в частную инициативу, за свободную конкуренцию, характеризовал такие экономические категории, как капитал, труд, общественное разделение труда и т. п.

Николай Христианович Бунге (1823-1895) - ректор Киевского университета (1859-1862 гг. - по назначению, а 1871-1875 и 1878-1880 гг. - избран ректором) и министр финансов России с 1881 по 1886 гг. В трудах "Теория капитала", "Курс статистики", "Основы политической экономии" (1870) предлагал максимальное развитие буржуазной частной инициативы, свободной конкуренции. М.Бунге утверждал, что задача политической экономии состоит в изучении законов капиталистического развития. На посту министра финансов М.Бунге переводит внешнюю политику на поддержку отечественного производителя Впервые в истории отечественной экономики он использовал систему умеренно высокой пошлины на импортные товары. Так, в 1881-1884 гг. пошлину в Российской империи составляло 19 %, в 1887г. - 28 %, а в 1891-1900-х годах - 33 %. Протекционистская политика дала возможность восстановить утраченные после Крымской войны экономические позиции России на мировом рынке.

М. Бунге предметом политэкономии считал так называемую полезную работу, которая служит для удовлетворения потребностей. Задача политической экономии состоит в изучении законов капиталистического развития и естественного порядка, в котором полезная работа самозростає, обменивается и распределяется. Полезная работа содержит две составляющие: силу природы и труд человека, и проявляется для общества в форме годности, создавая как материальные блага, так и услуги. Движущей силой общественного развития является стремление людей удовлетворить разнообразные потребности, что порождает разделение труда и рыночный обмен, условием которого является конкуренция.

По мнению Бунге, ценность потребностей создают в совокупности природа, труд и капитал. Капитал - это накопленные предметы потребления, машины, земельная собственность и т.д.

М. Бунге критиковал феодально-крепостнический строй и считал, что его нужно убрать, расчистить путь для свободного капиталистического развития на основе свободной конкуренции, а государство должно обеспечивать гармонию в обществе. Поддерживал идеи экономического либерализма и фритредерства, отмечал, что свободная торговля является одним из проявлений свободы промышленности.

Переход от капитализма к социализму он считал скачком от царства долга, совести и законности в царство деспотизма и всеобщего рабства. Он утверждал, что в отношения распределения вступают три класса общества: капиталисты, землевладельцы и рабочие, доля дохода каждого из которых определяется соперничеством. Каждый класс является владельцем соответствующего ресурса: капитала, природы и труда. Все эти ресурсы создают ценность, которая, по мнению Бунге, является основной категорией политэкономии. Ценность определяется субъективной оценкой и реализуется через спрос и предложение. Именно это утверждение И свидетельствует о том, что он придерживался теории маржинализма.

Последователем и учеником М. Бунге был профессор Киевского университета Дмитрий Иванович Пихно (1853-1909). Его труд - "Основы политической экономии" (1899). Задачей политэкономии Д.Піхно считает исследование экономических законов, которым подчинено хозяйственную жизнь. Предметом политической экономии является изучение общественной стороны хозяйственной деятельности. Ученый выделяет четыре метода исследования политэкономии: метод единичных наблюдений, статистический метод, исторический и дедуктивный методы. Всю хозяйственную жизнь включает три фазы: производство, распределение и потребление, а движущей силой, которая управляет теми процессами, являются потребности. Пихно выделяет три фактора производства: природу труд и капитал, но к ним добавляет еще четвертый - культурно-исторические силы народа. Это свидетельствует о влиянии немецкой исторической школы на творчество ученого. Анализируя обмен, ученый большое внимание уделяет проблеме ценности. Ценность - это результат производства, что определяется в обмене и зависит от условий потребления. При этом она бывает индивидуальной и общественной. Меновую ценность характеризуют два критерия: предложение и спрос. Рыночные цены образуются, или в результате индивидуальной оценки блага, или рынком или законодательно. Господствующей формой является процесс рыночного ценообразования.

Ученый не отрицал роли государства в экономике, но предлагал ограничивать протекционизм и применять его только тогда, когда он благоприятен для развития народного хозяйства.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание