Социально-экономическое развитие и экономическая мысль стран античного мира: общая характеристика

В I тыс. к н. е. - первой пол. I тыс. н. е. на Юге Европы складывается древнее античное рабство, которое впоследствии превращается в классическое.

Естественная изоляция сельских общин побудила к их автономного развития. Античная община, в отличие от Восточной, выступала как город. Это город становилось общиной-полисом или государством [1].

Сельское хозяйство является второстепенным.

Первичной отраслью производственной деятельности становится ремесло (большие специализированные мастерские частнособственнического характера, где основной производительной силой были рабы). Элементы традиционной патриархальной системы на основе долгового рабства переплетаются с использованием более производительного труда рабов. Утверждается производственная специализация в отдельных городах, где насчитывалось более ста ремесел.

Сельское хозяйство представлено средиземноморской триадой - производством пшеницы (хлеб и пиво), выращиванием масел (масло), виноградарством (изюм и вино) и высокогорным скотоводством.

Афинский архонт Солон проводит социально-экономические реформы как в интересах аристократии, так и в интересах демоса [2].

Активно развиваются специализация товарного производства и денежный оборот. Формируется прослойка купцов-ростовщиков, объединялись в фиасы, задачами которых были взаимопомощь, займа, страхования, обмен информацией, контроль цен и тому подобное. Создаются трапезы - обменные магазины денег, которые выполняли функции первобытных банковских ячеек.

Вхождение греков в рыночные отношения характеризовалось активным поиском технических, технологических, социальных и политических решений. Так формировалась новая человек - человек европейской цивилизации.

Одной из важнейших исторических событий становления европейской цивилизации является появление на арене истории Римской империи.

В царский период Римского государства (VIII - VI вв. к н. е.) - создавались элементы государства в специфической полісній античной форме. Патриции постепенно подчинили себе плебеев, которые не имели гражданских прав, превращая их в кметов (зависимых людей). Однако главной производственной силой осталось свободное население. Рабство еще носило патриархальный характер и было в основном домашним, долговым, наследственным.

Реформы Сервия Туллия (579 - 535 гг. к н. е.) уничтожают пережитки родового строя, делят население не по родовым, а по имущественному цензу на шесть категорий [3]. Можно утверждать, что эти реформы создали новое государственное устройство.

Для защиты рабовладельцев, частной собственности в 454 - 450 годах до н. е. было введено "Законы XII таблиц", которые юридически закрепляли наследственное рабство. В 326 г., по закону Петелія, было отменено долговую кабалу для римских граждан и их семей.

Основным источником рабства стали колониальные войны (от Атлантики до Месопотамии) Римской Республики, а сам Рим к началу III века. к н. е. превратился в гражданскую общину - цівітас. В II - i ст. к н. е. рабство трансформируется в классическое. Рабы стали основной производственной силой во всех отраслях хозяйственной деятельности (12 млн составляли рабы, от 30 до 36 % населения).

В рамках рабовладельческого сектора сельскохозяйственное производство получило новую направленность, которая определяла мелкотоварный характер римско-итальянской экономики.

Становление рыночных отношений между городом и селом обусловило формирование рабовладельческого имения двух типов - виллы и латифундии.

Ремесло имело отраслевую и географическую специализацию. В основном в мастерской работали вольноотпущенные мастера и несколько рабов.

В Римском государстве существовало профессиональное купечество [4].

Товарно-денежные отношения достигли наибольшего уровня развития в i - II вв. Это позволяет утверждать, что в недрах первобытного общества зарождались элементы капиталистического общества, а именно сочетание товарного и натурального хозяйства.

III ст. преобладающей формой поземельных отношений становится система колонату. Колонат способствует развитию патронажа. Эдиктом императора Константина i - 30 октября 332 года было юридически оформлено крепостное право с запретом перехода с места на место. Эдиктом императора Валентина И от 371 года было оформлено наследственное закрепление колонов за поместьем. Следовательно, коренным образом меняются производственные и поземельные отношения, которые способствуют формированию в недрах античного общества раннефеодальных отношений.

Экономическая мысль Древней Греции связана с идеями Ксенофонта (ок. 430 - 354 гг. к н. е.), Платона (428 - 348 гг. к н. е.) и Аристотеля (384 - 322 гг. к н. э.).

В своей экономической труда "Домострой" Ксенофонт характеризует рабовладельческое хозяйство, считая разделение людей на свободных и рабов естественным.

Платон в произведениях "Государство" и "Законы" социальное разделение общества связывает с разделением труда на основе "личных способностей". Вследствие разделения труда, по мнению ученого, появляются рынок, деньги и торговля. Он оставался защитником натурального аграрного хозяйства, использующего труд рабов, осуждал ростовщичество.

В сочинениях величайшего мыслителя древности Аристотеля ("Политика" и "Никомахова этика") разделение общества на свободных и рабов, их труда на умственный и физический обусловлено только "законы природы". Аристотель различал два вида богатства: богатство как совокупность потребительских стоимостей (естественное, истинное богатство) и богатство как накопление денег. В соответствии с этим он различал и два вида деятельности: экономику (естественную хозяйственную деятельность, связанную с производством продуктов) и хрематистику (искусство наживать богатство, делать деньги).

В экономической мысли античного Рима центральное место принадлежало проблемам рабства и аграрным отношениям, особенно вопросом рациональной организации рабовладельческих хозяйств [5].

Примечания

1. Греческие города-полисы имеют значительные отличия как в расположении, так и в производственных приемах, традициях, морали, законах, мировоззрении, связях с городами-колониями. Впервые в мировой истории город вытесняет и подчиняет себе деревню.

2. Сейсахтейя (страхование долгов) предусматривала ликвидацию или выкуп за счет государства крестьянских долгов, а также запрещалось долговое рабство, внедрялось свободное пользование имуществом, все население было поделено не по родовому, а по имущественным особенностями на четыре класса. При этом во внимание бралась не только земельная собственность, но и движимое имущество.

3. Каждая категория делилась на центурии (сотни) с соответствующими центуріальними собранием для решения государственных дел. Вся римская территория была разделена на 21 триба (округ) - 4 городских и 17 сельских. Борьба за землю ведет к формированию крупного землевладения.

4. В оптовую торговлю вкладывались значительные капиталы. Римские купцы объединялись в коллегии, которые имели средства, корабли, агентов в провинциях. Рим стал мировым центром денежных операций, торговых сделок, мировой биржей. Банки при расчетах используют чеки, векселя, безналичные расчетные операции. Создаются государством и сдаются в аренду меняльные конторы. Развивается ростовщический капитал. Ссудный процент был в пределах 6 - 48 %, а иногда значительно больше. Здесь впервые в истории появляется маклер как посредник в заключении кредитных соглашений, используются таблицы процентов, применяются безналичные платежи преданию, словом.

5. Они отражены в ряде законов, аграрных проектов, в частности в трактате Катона Старшего (234 - 149 гг. к н. е.) "Земледелие", Варрона (116 - 27 гг. к н. е.) "сельское хозяйство" , Колумели (И ст. к н. е.) "сельское хозяйство", проектах аграрных реформ братьев Гракхов - Тиберия (162 -

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание

Страницы