Сущность, признаки, национальные особенности смешанной экономической системы

В экономической теории понятие "смешанная экономическая система" трактуется неоднозначно [1].

Исторической предпосылкой возникновения смешанной экономической системы является усиление и расширение государственного вмешательства в экономическую деятельность, развитие государственной собственности и государственного сектора экономики. С конца XIX века. почти во всех странах происходит расширение экономических функций государств; усиление взаимосвязи, взаимодействия частного, акционерного, государственного секторов; развитие государственно-корпоративного или государственно-монополистического капитализма как специфической новой формы хозяйствования.

Основаниями для определения экономических систем современных развитых стран как смешанных является то, что для них характерными являются следующие признаки: взаимодействие коллективной, частной и государственной собственности и различных форм хозяйствования, порожденных ими; государственное регулирование национальной экономики с целью стимулирования совокупного спроса и совокупного предложения; относительная устойчивость и стабильность развития на основе сбалансирования разнородных экономических интересов; способность амортизировать циклические колебания, предотвращать глубоким экономическим спадам и смягчать социальные конфликты; обеспечение свободы и экономического равенства субъектов хозяйствования; четкая социальная направленность развития национального хозяйства на основе экономического роста.

Итак, системообразующими составляющими смешанной экономической системы является: высокий экономический потенциал общества; обеспечение на его основе общего благосостояния населения; рациональное сочетание государственного регулирования с рыночным саморегулированием.

Органический характер смешанной экономики проявляется в том, что она представляет собой не просто сосуществование и параллельное развитие различных секторов хозяйства, а их противоречивое единство: взаимопроникновение, взаемопереплетиння и взаимный переход одного типа хозяйства в другой. Подобное свидетельствует, что такая система - это не просто конгломерат форм собственности и хозяйствования, а новая социально-экономическая качество. Соответствующая комбинация различных секторов, форм и типов хозяйствования, механизмов его регулирования позволяет получить ту или иную национальную модель движения смешанной экономики [1, с.250-251].

Особенности, которые присущи современным национальным смешанным экономическим системам, позволяют выделять различные их модели: американскую, немецкую, шведскую, японскую и др. Они отличаются как размерами и соотношением государственного и частного секторов в национальной экономике, так и структурой, а также методами государственного регулирования экономики [2, с.356-359; 3, с.107-109].

Разнообразие национальных моделей смешанной экономики обусловлена: конкретными формами реализации универсальных принципов функционирования смешанной экономики в виде государственного регулирования и рыночного саморегулирования; специфическими для каждой страны условиями и формами становления данного типа экономики (экономическими, социально-психологическими, политическими, культурологическими); этапом, на котором находится страна при переходе к смешанной экономике, в частности уровнем завершенности технологической и структурной перестройки ее экономики.

За последнее десятилетие в странах с развитой рыночной экономикой произошла смена приоритетов государственного регулирования национального хозяйства. Она проявилась в том, что на первый план наряду со стимулированием развития конкуренции выходят действия правительства, направленные на улучшение качественных особенностей развития национального производства, мероприятия по приведения в действие стимулов для всестороннего развития работников, обеспечение высокого качества жизни населения страны.

Примечания

1. Эволюцию взглядов на понимание проблемы смешанной экономики раскрыты в учебном пособии О. А. Беляева и А. С. Бебело "Политическая экономия", с.248-250. Авторы отмечают, что идеи смешанной экономики возникли еще в XIX ст. Основой их появления была жизненная необходимость решения социальных проблем. Родоначальником теории смешанной экономики является. Вагнер, который рассматривал существование функционирующего народного хозяйства как сочетание трех разных хозяйственных систем: 1) приватногосподарської, что стремится к получению наибольшей прибыли; 2) общественно-хозяйственной (государственное хозяйство), руководствующаяся принципом общей полезности; 3) благотворительной, что функционирует из альтруистических намерений. Эти три хозяйственные системы Вагнер потом совмещал в совокупную организацию всего народного хозяйства.

Дальнейшее развитие теория смешанной экономики получила в работах американских экономистов (С. Чейз, Дж. Кейнс, Е. Хансен, П. Самуэльсон и др.). Наиболее приемлемой трактовкой понятия "смешанная система" является интерпретация Е. Хансена, который сочетает черты "государственного благосостояния" и функции национального (государственного) планирования и рыночного саморегулирования.

2. Федоренко В. Г., Диденко А. М., Руженський М. М., Іткін А. Ф. Политическая экономия: Учебник / под научной ред. доктора экономических наук, проф. В. Г. Федоренко. - К. : Алерта, 2008. - 487 с.

3. Экономическая теория / Под ред. А. Ы. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - 3-е изд. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, Изд.-во "Питер", 2002. - С. 107-109.

Таблица. в Национальные модели смешанных экономических систем

Название модели

Основные характеристики

Американская (рыночная)

Незначительная удельный вес государственной собственности и минимальная регулятивная роль государства. Всестороннее поощрение предпринимательства (80-е годы около 80% рабочих мест создавались за счет малого бизнеса. Резкая дифференциация на богатых и бедных. Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения. Большая разница в уровнях зарплаты между главой фирмы и служащими (110-кратный разрыв).

Немецкий

Высокий уровень государственного воздействия на экономику. Прогнозирование основных макроэкономических показателей. Незначительная разница в уровнях зарплаты (23-кратная). Реализация принципа социального партнерства. Социальная ориентация государственной политики.

Французский

Высокая регулятивная роль государства (с 1947 г. составляются пятилетние планы). Значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства. Вмешательство государства в процесс накопления капитала.

Шведский

Социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения.

Государство активно вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

Высокая доля государственного сектора, государственных расходов. Стабильно низкий уровень безработицы.

Японская

Высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики. Составление планов развития экономики. Незначительная разница в уровнях зарплаты (17-кратная) между главой фирмы и служащим. Социальная направленность модели.

Значительное распространение пожизненного найма рабочих на фирмах, привлечения их к управлению производством.

Китайский

Осуществлен переход от модели централизованной плановой экономики к модели социалистической плановой товарной экономики. Различные методы хозяйствования. Установление прямых хозяйственных связей между предприятиями. Сочетание рыночных отношений с государственным планированием. В сельском хозяйстве осуществлен переход от народных коммун к системе семейного подряда. Оживление хозяйственной деятельности предприятий государственного сектора.

Обособленные права собственности от права хозяйствования. Существование различных форм собственности при господстве общественных форм.

Создание системы рынков (фондовых, услуг, информации, техники, технологии).

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Поделиться материалом

Содержание

Страницы